[525x700]
Сергей Житний
Рекламные кампании операторов беспроводного интернета обещают абоненту цифровой рай на высокой скорости. Но что скрывается за уловками маркетологов? Что же такое «Мобильный интернет 2012»?
В Украине присутствует довольно большое количество операторов мобильного интернета, наперебой предлагающих доступ в Интернет чуть ли не из любой точки в стране. В принципе, так бы, может и случилось в идеале, если бы в технические проблемы не вмешались наши депутаты и менеджеры операторов.
Бурное развитие беспроводного интернета в середине нулевых, когда казалось, что вот, наконец-то в Украине появится нормальный интернет для всех, сменилось унылым застоем на рынке. Операторы не хотят модернизировать свои сети, предпочитая эксплуатировать уже имеющуюся инфраструктуру. К примеру, из всех CDMA-операторов доступ по стандарту EVDO Rev.B есть только у одного оператора и еще один обещает запустить его очень «скоро». Остальные отложили свое развитие до лучших времен. Которые, судя по всему, наступят очень нескоро: беспроводные сети уже давно перегружены, абоненты недовольны качеством услуг и уходят. Нехватку средств операторы компенсируют поднятием тарифов (за последний год все операторы тайно или явно повысили цены на свои услуги), что также не способствует привлечению новых клиентов. В итоге, операторы сами себя загнали в глухой угол, из которого очень трудно выбраться. А без модернизации сетей – вообще невозможно.
Лицензии на 3G
Долгая песня, звучащая в эфире уже почти пять лет. И, судя по всему, так и продолжит звучать в одиночестве еще как минимум год. Украинские чиновники и топ-менеджеры единственного в Украине владельца лицензии на лакомый UMTS до сих пор считают, что у них в руках такая штука, которая и через сто лет будет стоить миллиарды гривен. Им, видимо, еще не сказали, что в России и других странах уже начались испытания сетей LTE. Желание получить побольше, отдав поменьше настолько велико, что даже все потенциальные покупатели поняли: нужно выкручиваться самим. И ждать, может, депутаты все-таки опомнятся и введут принцип технологической нейтральности, когда оператору выдается диапазон частот, с которым тот распоряжается по-своему. Если же этого так и не случится, Украина рискует оказаться среди отсталых стран, навечно застрявших в эпохе GPRS.
И хорошо бы, еще сам владелец лицензии UMTS как-то развивался. Но он усиленно готовится к продаже и игнорирует потребности абонентов, снижая свою привлекательность. Достаточно вспомнить хотя бы то, что на момент старта Utel удивил всю страну своими очень привлекательными безлимитными тарифами. С тех пор, он несколько раз ухудшал условия тарифов (ввел ограничения на объем трафика, уменьшил число пакетных минут и мегабайт). Абоненты прощали эти ухудшения оператору, мол, не рассчитал, что торренто-качальщики положат сеть. Допустим, бывает, все мы люди. Но почему же тогда в 2012 году, когда все безлимиты остались в истории, в Utel сложно выжать даже половину от заявленной пропускной способности канала? И это в то время, когда конкурентов нет, казалось бы, развивайся и получай гигантскую прибыль. Но вместо этого менеджеры предпочитают примитивно взвинчивать цены на трафик.
Скорость «до»
Любимый прием всех операторов интернета – уходить от ответственности за работу своих услуг, не указывая точно нормальные параметры работы. Мы уже давно привыкли к тому, что скорость в любом тарифном плане идет с приставкой «до». Но операторы упорно рекламируют теоретические показатели своих сетей. Зачем? Ведь все равно эта «оговорка» вскроется и тогда у абонента будет лишь разочарование и расстройство желудка. Гораздо честнее было бы называть среднюю скорость в сети, благо статистику скорость для оператора получить не проблема. Да, цифры будут не такими огромными. Ведь редко когда удается достичь выше половины от теоретических возможностей. Но зато абоненты не почувствуют, что их обманули уже в тот момент, как они пришли оформлять договор с оператором. А их радость – это прибыль в карман оператора.
К сожалению, наши мобильные операторы похожи на отъевшихся бегемотов, которым и в болоте хорошо. А ведь даже сегодня мобильный интернет часто является единственной возможностью выходить в Сеть. Особенно это актуально в пригородах мегаполисов, где не всегда есть кабельные провайдеры. Люди вынуждены пользоваться дорогими услугами со скоростями чуть выше Dial-Up без каких-либо альтернатив в виде кабельного интернета. И тогда абоненты стыкаются с тем, что скорость их подключения – не ровная полочка согласно оплаченному тарифу, а абсолютно случайная величина, очень часто оказывающаяся в районе нуля.
Почему операторы упорно игнорируют реалии уанета с его тяжелыми торрентами и закачками? Почему «ночные тарифы» делаются «для галочки» и не привлекательны для повседневного использования? А ведь при грамотном подходе можно было бы предоставить качальщикам ночное время и загрузить простаивающую инфраструктуру. А дневное время оставить для нормального серфинга. Если к этому добавить еще и цену порядка 100-120 грн/месяц, тогда оператор смог бы накопить денег на модернизацию и развитие и при этом все его клиенты были бы довольны.
Итоги
А в целом, ситуация с мобильным интернетом в нашей стране довольно печальна. Чуть менее десятка национальных провайдеров, которые должны постоянно улучшать сервис в борьбе за клиента. Однако на самом деле складывается такое впечатление, что абоненты операторам не нужны, наоборот, только мешают отчитываться перед акционерами. Мы им несем свои деньги, в ответ получая плохое качество услуги и никаких рычагов влияния на ситуацию. И подобная ситуация вряд ли поменяется хотя бы в ближайшее время.