• Авторизация


Выбор велосипеда или что надо знать, прежде чем купить велосипед. 01-08-2009 00:02 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Итак, Вы решили приобрести велосипед. Возможно, первый в жизни. Или когда-то вы уже катались на отечественных велосипедах («Украина», «Минск», «Салют», «Кама»)

Современный велосипед — штука сложная, и подходить к покупке его надо серьезно. Почти так же, как при покупке автомобиля. Хотя бы потому, что велосипед — это тоже транспортное средство.


Покупка (не только велосипеда) должна быть обдуманной и взвешенной. Главный принцип — разумная достаточность. То есть, покупаем то, что требуется, за наименьшую цену.

 

Отложена некоторая сумма денег, Вы идете в магазин и обнаруживаете, что: в магазине имеется огромный выбор велосипедов, почти все велосипеды похожи друг на друга (не считая различий в цвете рамы и наклейках), а цены на велосипеды отличаются, и очень сильно....

Самая дешевая модель может стоить шестьсот гривен, а самая дорогая — до тридцати тысяч гривен (а то и дороже). И продавец в магазине честно объяснит вам, что именно нужно брать (далее могут следовать очень даже убедительные аргументы). И это будет чистая правда (только, возможно, не вся). После посещения магазина любой здравомыслящий человек подумает, что за те же деньги лучше приобрести автомобиль... А на вещевом рынке через дорогу продаются велосипеды примерно такие же, как в магазине, но при этом значительно дешевле (там самый дорогой велосипед может стоить пятьсот – семьсот гривен). И продавец на рынке объяснит вам, что магазин устанавливает наценки, а фирма, торгующая на рынке, работает непосредственно с производителем. И это тоже будет чистая правда (только опять же не вся).
Правда же состоит в следующем: ни один продавец не может знать, что именно вам нужно. Он может знать лишь, что вы хотите купить и какой суммой денег располагаете. Грамотный продавец, конечно, может скорректировать ваши требования и предложить то, что в действительности требуется именно вам. Но задача продавца только в том и состоит, чтобы «впарить» покупателю товар. В результате вы можете заплатить немалые деньги за те возможности, которые никогда не будут востребованы. Или наоборот, погнавшись за дешевизной, приобретете вещь, которая не удовлетворяет вашим требованиям. Потом придется вспомнить, что скупой платит дважды.
Итак, что такое идеальный велосипед? Вот его отличительные признаки:
– велосипед должен быть легким (его придется иногда таскать на себе),
– велосипед должен быть прочным и надежным (чтобы не заниматься ремонтом после каждой поездки),
– велосипед должен быть ремонтопригодным (чтобы запчасти можно было купить в вашем городе),
– велосипед должен быть легко управляемым,
– велосипед должен быть устойчивым и безопасным (чтобы его не водило из стороны в сторону),
– велосипед должен быть быстрым и приемистым (чтобы на нем можно было легко разгоняться),
– велосипед должен хорошо ехать по плохим дорогам (чтобы не слезать с него перед каждой лужей,
– велосипед должен стоить не больше ... гривен,
– велосипед должен вам понравиться!!! (это — самый важный критерий, ведь только в этом случае катание доставляет удовольствие).

ОСНОВНЫЕ ДЕТАЛИ И УЗЛЫ ВЕЛОСИПЕДА


[700x408]

РАМА

Рама — важнейший узел велосипеда, к ней крепятся все остальные узлы и детали.



Совет.

Сейчас рекомендуется приобретать модель с рамой из алюминиевого сплава, у него оказывается наилучшим соотношение цены и качества. Если вы стеснены в средствах, то можно приобрести велосипед со стальной рамой. Если вы можете совершенно четко сформулировать свои требования к геометрическим и механическим свойствам рамы, то можно заказать изготовление титановой рамы. Если вы покупаете подержанный велосипед, обязательно тщательно проверяйте состояние рамы перед покупкой. При обнаружении даже небольших трещин отказывайтесь от покупки.


РАЗМЕР И ГЕОМЕТРИЯ РАМЫ

Материал, из которого сделана рама, определяет многие свойства велосипеда. Но не менее важными оказываются геометрические размеры рамы.


Совет.

Перед покупкой велосипеда обязательно «примерьте» велосипед. Если продавец не дает возможности «примерить», то следует отказаться от покупки. Учтите, что разные производители могут рассчитывать размер рамы немного по-разному. Никогда не покупайте велосипед заочно, без присутствия того, кто будет на нем ездить.



[700x416]

Основные размеры велосипеда: L — база велосипеда; D — наружный диаметр колеса; Ь — плечо устойчивости; Н — высота рамы; α — угол наклона рулевой колонки; β — угол наклона подседельного штыря; h — дорожный просвет; l — длина шатуна; А — возвышение руля над седлом (регулируемый размер); Р — высота руля (регулируемый размер); H1 — высота седла (регулируемый размер)

Одна из самых важных характеристик рамы — ее высота (расстояние между кареткой и верхним срезом подседельной трубы). Другим важным параметром является база велосипеда (расстояние между центрами колес). Чем короче база, тем более маневренным оказывается велосипед. Еще один важный параметр — дорожный просвет (наименьшее расстояние между поверхностью земли и педалью). Чтобы избавить покупателя от лишних цифр, производители ввели понятие «размер рамы», которое включает множество параметров.

 

Велосипед должен быть правильно отрегулирован под велосипедиста, чтобы он чувствовал себя комфортно и безопасно. Отечественные велосипеды допускают возможность регулировки в достаточно широких пределах. На современных велосипедах иностранного производства возможности регулировки по росту велосипедиста весьма ограничены. В достаточно широких пределах можно регулировать только положение седла. Поэтому производители выпускают рамы различных размеров. Размер рамы обычно измеряется в дюймах и может меняться от 14 до 22 дюймов.

 

Перед покупкой велосипед надо «примерить», т. е. проверить соответствие размера рамы и роста велосипедиста. Для этого помещаем раму между ног, стоя обеими ногами на земле. Приближаемся к рулевой колонке. Расстояние между верхней трубой рамы и промежностью должно быть в пределах 10-15 см. Если это расстояние меньше, то надо выбрать раму меньшего размера.

 

ПОДВЕСКА И АМОРТИЗАТОРЫ

 

Если рассматривать различные компоновочные схемы горных велосипедов, то их можно разделить на следующие типы:

БЕЗ ПОДВЕСКИ, ЖЕСТКАЯ РАМА
БЕЗ ПОДВЕСКИ,
ЖЕСТКАЯ РАМА
Самый простой тип рамы, не имеющей аморизаторов.
ХАРД-ТЕЙЛ
ХАРД-ТЕЙЛ
Передняя вилка оборудована амортизатором, заднее колесо не имеет подвески. На данный момент к этому типу относится наибольшая часть горных велосипедов. Велосипеды могут различаться по назначению: гоночные велосипеды для участия в соревнованиях по кросс-кантри, и велосипеды общего применения для езды по дорогам.
ДВУХПОДВЕС
ДВУХПОДВЕС
Передняя вилка оборудована амортизатором, заднее колесо тоже установлено на подвеске с амортизатором. Рама имеет рычажные и шарнирные соединения.
Существует довольно широкий круг различных двухподвесочных велосипедов: легкие для участия в соревнованиях по кросс-кантри и существенно более тяжелые и прочные, с длинноходными двухкоронными вилками и задними подвесками для участия в параллельном спуске, фрирайде или скоростном спуске с гор.
Рама сложной конструкции и задняя подвеска определяют высокую стоимость подобных велосипедов: они могут стоить в полтора-два раза дороже хардтейлов с аналогичным уровнем оборудования.
СОФТ-ТЕЙЛ
СОФТ-ТЕЙЛ
Некий промежуточный вариант между хард-тейлом и двухподвесом. В таких велосипедах амортизатор встраивается в задний треугольник рамы
Поскольку данная технология не очень развита, этот тип велосипедов, существуя несколько лет, до сих пор так и не стал массовым.

 

Амортизаторы делают ход велосипеда более мягким, они гасят колебания, вызванные неровностями дороги, и делают велосипед более комфортабельным. Особенно актуально наличие амортизаторов для велосипедов с алюминиевыми рамами, обладающими большей жесткостью.



Совет.

Наличие заднего амортизатора желательно, если предполагается езда по грунтовым дорогам и по бездорожью. На велосипеды, предназначенные для езды только по шоссе, амортизаторы обычно не ставят.

 

Если на велосипед планируется установить багажник, то рекомендуется ограничить выбор между жесткой рамой и хард-тейлом, не приобретайте двухподвесы и софттейлы. На такие рамы багажник установить практически невозможно.

 

В настоящее время выпускаются следующие типы амортизаторов.

РУЛЬ, ВЫНОС И РУЛЕВАЯ КОЛОНКА

Руль горного велосипеда состоит из руля и выноса - кронштейна, соединяющего руль с торчащей из рулевой колонки рамы трубой передней вилки.

 

Считается, что для комфортной прогулочной езды рукоятки руля должны быть выше седла на 5 см, для более-менее быстрой и агрессивной - на уровне руля и для спортивной езды - ниже седла на 5 см. Это, конечно, усредненные данные, так что просто ориентируйтесь на свои ощущения на уровне удобно - неудобно.

 

На руль устанавливаются устройства переключения передач (обычно их называют манетками) и рукоятки управления тормозами.


СЕДЛО И ПОДСЕДЕЛЬНЫЙ ШТЫРЬ

Седло — это исключительно важная деталь велосипеда. Не подходящее или плохо отрегулированное седло может привести не только к дискомфорту и потертостям на теле при длительной езде, но и к целому букету заболеваний. Ситуация осложняется тем, что анатомия у всех людей различна, и то седло, которое удобно одному человеку, совсем не обязательно устроит другого. Большое значение имеет и сила привычки.

 

У всех велосипедов седло регулируется по высоте, по наклону и даже немного двигается вперед-назад, так что всегда можно установить его так, чтобы было более-менее удобно. При примерке рамы не стесняйтесь попросить продавцов, чтобы они подогнали седло под ваш рост и настроили его согласно вашим предпочтениям. Для проверки правильности установки высоты седла поставьте пятку ноги (именно пятку, а не носок и не среднюю часть стопы) на педаль в самом нижнем положении. При правильно установленной высоте седла нога должна быть прямой.


ТОРМОЗА

Тормоза — это один из самых ответственных узлов велосипеда. Даже в Правилах дорожного движения написано, что проверять исправность тормозов надо перед каждым выездом.

 

ВЫБОР ТОРМОЗОВ

 

- Барабанные тормоза лучше всего подходят для езды по городу. Для шоссе оптимальным выбором будут клещевые или векторные (V-brake) тормоза.

 

Если вы планируете ездить не только по асфальтовым и грунтовым дорогам, но и иногда преодолевать бездорожье, то следует выбирать между векторными и дисковыми тормозами.

 

- Если вы покупаете подержанный велосипед, не рекомендуется выбирать велосипед с кантилеверными тормозами.

 

Проверьте состояние тормозных тросов. Если трос имеет лопнувшие волокна, его необходимо заменить.

 

- Если вы решили приобретать велосипед с дисковыми тормозами (как механическими, так и гидравлическими), обязательно уточните, можно ли в вашем городе купить запасные колодки, гидролинии, тормозную жидкость для них.

 

Если вы не намерены самостоятельно выполнять регулировку и обслуживание велосипеда, то узнайте, есть ли в вашем городе мастерская, которая сможет квалифицированно обслуживать тормоза вашего велосипеда.

 

ОБОДНЫЕ ИЛИ ДИСКОВЫЕ?

 

- Дисковые тормоза обладают целым рядом важных преимуществ, но и цена таких тормозов остается пока достаточно высокой. Всегда ли оправдана покупка велосипеда с дисковыми тормозами?

 

Дисковые тормоза работают значительно лучше, чем векторные, в следующих условиях: при интенсивном катании по бездорожью и по пересеченной местности, в зимнее время, при катании по снегу и льду.

 

В остальных случаях тормоза V-Brake обеспечат приемлемое качество за значительно меньшие деньги.

 

- Новые тормозные колодки, как правило, не обеспечивают высокой эффективности торможения. Всегда требуется некоторое время, чтобы они приработались. Обычно дисковые тормоза начинают нормально работать только после 30-40 км пробега.

 

ГИДРАВЛИКА ИЛИ МЕХАНИКА?

 

- Если вы планируете ездить в дальние путешествия по ненаселенной местности, то лучшим выбором будут механические дисковые тормоза, но можно воспользоваться и гидравлическими.

 

- Если велосипед будет эксплуатироваться зимой, то предпочтение следует отдать гидравлическим тормозам с расширительным бачком.


КОЛЕСА —
ПОКРЫШКИ, КАМЕРЫ, ОБОДЬЯ И СПИЦЫ

Колеса воспринимают всю нагрузку, создаваемую массой велосипедиста.

 

Размер колеса зависит от назначения велосипеда. На велосипеде с большими колесами можно развивать большую скорость и преодолевать препятствия большей высоты. Зато велосипед с маленькими колесами оказывается компактнее.

 

Размеры ободьев и покрышек соответствуют международным стандартам ETRTO (European Tyre and Rim Technical Organization — Европейская техническая организация по ободьям и покрышкам), согласно которым размером обода считается посадочный диаметр в том месте, где должна находиться покрышка. Этот размер измеряют в дюймах или миллиметрах. Самые маленькие из серийно выпускаемых колес для взрослых велосипедов имеют «20» (используются в городских складных моделях), а самые большие — «28» (используются в дорожных, шоссейных велосипедах). Для горных велосипедов наиболее распространенными являются колеса размером «26».

 

Современные велосипедные колеса имеют достаточно сложную конструкцию, которая позволяет им быть легкими и прочными одновременно.

 

Конструктивно колесо чаще всего состоит из втулки, спиц, обода и камеры с покрышкой.


Советы.

- Существует быстрый способ проверки качества новых покрышек. На них всегда имеются технологические «усики» из резины. Если эти «усики» отрываются пальцами без видимых усилий, то вы имеете дело с низкокачественной резиной. На добротно сделанной покрышке эти усики оторвать пальцами не получится.

 

- При выборе велосипеда в магазине следует обращать внимание на то, какими покрышками он укомплектован. Таким образом можно сразу определить, для чего этот велосипед больше предназначен — для дорог или для бездорожья.

 

- Покрышки должны сидеть на ободе симметрично, не образуя перекосов и выпуклостей на различных частях обода. Наличие таких перекосов или выпуклостей также свидетельствует о том, что велосипед укомплектован некачественными покрышками.

 

- Если вы покупаете подержанный велосипед, проверьте состояние покрышек. Если из покрышки вылезают нити корда или проволочный борт, то покрышку надо сразу заменить.

 

- Обратите внимание, что для вентилей разного типа могут потребоваться разные насосы.

 

- Повращайте оба колеса. Колеса не должны иметь дефектов — «восьмерок» и «яиц», т. е. отклонений от круга более 1-1,5 мм. Учтите, что не всякий дефект обода можно устранить регулировкой натяжения спиц.

 

У велосипеда с ободными тормозами обязательно проверьте состояние боковых поверхностей обода. Если на ободе видны канавки от тормозных колодок, и глубина этих канавок превышает 0,5-1 мм, то обод является изношенным и его следует заменить.

 

- Если вы покупаете подержанный велосипед, проверьте, чтобы в колесах не было сломанных спиц. Если хотя бы одна спица оказывается сломанной, то соседние спицы воспринимают увеличенную нагрузку и быстрее выходят из строя. Ездить на велосипеде с неполным набором спиц опасно. Сломанные спицы надо заменить при первой же возможности. Обратите также внимание, что спицы должны быть хорошо натянуты. Слабо натянутая спица будет при каждом обороте колеса испытывать усилие сжатия, что приведет к ее деформации и быстрой поломке.


ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ВЕЛОСИПЕДА

Приобретение велосипеда с оборудованием безымянных китайских фирм, а также Shimano Tourney, Sora, C030 оправдано только для детских и подростковых велосипедов, для которых не требуется большой ресурс. Если вы сильно стеснены в средствах, более разумным вариантом являтся приобретение односкоростного велосипеда отечественного производства

 

Ходовая часть велосипеда — это втулки колес, каретка, цепь, блок передних звездочек с шатунами (система), блок задних звездочек (кассета) и механизм свободного хода. К ходовой части также относятся передний и задний переключатели передач.


ТИПЫ ВЕЛОСИПЕДОВ

Для совершения осознанного выбора необходимо до покупки задать себе несколько вопросов и попытаться определить, что все-таки вам нужно.

 

- Как вы собираетесь использовать велосипед — для повседневной езды или же для занятия спортом?

 

- По каким дорогам вы будете ездить чаще? По асфальтовым или грунтовым? Предполагаются ли участки полного бездорожья?

 

- Что для вас больше важно — скорость на хорошей дороге или проходимость на плохой?

 

- Каким видом спорта вы планируете заниматься (туризм, кросс-кантри, фрирайд, даун-хилл)?

 

- Будете ли вы кататься зимой?

 

- Сколько вы весите?

 

- Как часто вы собираетесь заниматься обслуживанием велосипеда (смазкой, регулировкой, ремонтом)?

 

- Какую сумму денег вы готовы потратить на велосипед?

 

Поскольку идеального велосипеда для всех не бывает, производители велосипедов конструируют различные модели для различных потребителей.


СКОЛЬКО СТОИТ ВЕЛОСИПЕД?

Рассмотрим подробнее ценовые диапазоны велосипедов.

 

Бюджетные модели (до $300). Разрабатывая их, конструкторы преследуют одну единственную цель — снизить себестоимость любой ценой. В ход идут самые дешевые материалы, тяжелые компоненты, в результате срок службы такого велосипеда оказывается достаточно коротким (если, конечно, он используется не как мебель). Для подросткового велосипеда бюджетная модель окажется разумным выбором (все равно через пару лет ребенок вырастет и велосипед станет ему мал). Целесообразно приобрести такой велосипед, для того чтобы изредка прокатиться по городскому парку и пару раз в год сходить в небольшой поход. Отличительные признаки таких велосипедов — стальные рамы, оборудование от Shimano Tourney до, в лучшем случае, Shimano Altus, а также от безымянных китайских производителей.

 

Средний ценовой диапазон ($300-1800). Здесь конструкторы тоже пытаются снизить себестоимость, но при этом стараются приносить в жертву качество и массу велосипеда. Для начинающих туристов и спортсменов такие модели окажутся неплохим выбором, особенно при недостатке денежных средств. На таких велосипедах вполне можно не только прокатиться с группой выходного дня, но и сходить на несколько дней в несложный поход. Велосипеды этой группы оснащаются алюминиевыми рамами, и, возможно, дисковыми механическими тормозами. На них используется оборудование от Shimano Acera, Alivio, Deore или от SRAM 3.0 или 5.0.

 

Верхний ценовой диапазон (свыше $1800). При разработке этих велосипедов конструкторы стараются обеспечить достойное качество при приемлемом весе за счет использования более изощренных конструкций и качественных материалов. На таких велосипедах можно смело отправляться в сложные и дальние походы. Можно участвовать и в любительских соревнованиях. На них используется оборудование от Shimano LX, XT, Saint, а также SRAM 7 или 9. Рамы, как правило, алюминиевые (могут быть магниевые или титановые). Часто можно встретить дисковые гидравлические тормоза.

 

Очень дорогие модели (от $3000 и более). Эти велосипеды представляют собой шедевры инженерной мысли, подчиненной одной цели, — снижению веса любой ценой. Очень дорогие материалы, изощренные конструкции. Надежность, ремонтопригодность, совмести¬мость с другими компонентами — не самые важные критерии. Такие велосипеды применяют спортсмены-профессионалы, а также богатые фанаты. В качестве материалов рам используются композиты, применяется оборудование верхних уровней: Shimano XTR, Saint, либо SRAM X, часто используются заказные компоненты.

 

Какой торговой марке отдать предпочтение? Такие фирмы, как Klein Bicycle Corporation, Kona Mountain Bikes, Trek Bicycle Corporation, Gary Fisher Bikes и другие вкладывают немалые средства не только в научные исследования, конструкторские разработки, но и в рекламу. Поэтому, приобретая велосипед одной из этих фирм, мы платим не только за качество разработки и изготовления, но и за известность торговой марки. Велосипеды этих фирм, как правило, собирают в странах юго-восточной Азии, но с тщательным контролем на всех стадиях производства.

 

Приобрести велосипед от этих производителей можно, если вы не стеснены в средствах. Велосипед будет дорогой, но качественный.

 

Единственное исключение — не рекомендуется покупать бюджетные модели.

 

Качество велосипедов определяется не только рамой, но и навесным оборудованием, а на дешевых моделях известных фирм качественных компонентов, скорее всего, не окажется. При этом цена такого бюджетного велосипеда все равно остается достаточно высокой, таким образом, вы платите только за «имя» фирмы.


Совет.

Пользуйтесь сезонными скидками. Цены на велосипеды достигают своего максимума весной и в начале лета. Осенью снижение цен происходит весьма интенсивно, а перед Новым годом велосипед (по крайней мере, модель уходящего года) можно приобрести дешево. Ближе к концу года наиболее ходовые модели оказываются распроданными, а появление новых моделей можно ожидать только ближе к весне. Да и кататься на велосипеде зимой станет не каждый. Поэтому оптимальным моментом для покупки велосипеда оказываются конец сентября или октябрь. В это время цены уже снижены, но выбор моделей в магазинах еще широкий. И целый месяц, до первого снега, можно кататься и получать от этого удовольствие.

 

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПОДДЕЛКУ?

Один из признаков того, что перед нами действительно велосипед известной фирмы — надпись на раме. Серьезные производители сначала наносят на раму все надписи, а потом покрывают ее лаком.

 

Если название фирмы оказывается не под лаком, а в виде наклейки, то перед вами, скорее всего, подделка

 

Лучше всего приобретать велосипед в магазине, который специализируется именно на продаже велосипедов.

Здесь обычно выполняется предпродажная подготовка велосипеда, поэтому вы можете сразу после оплаты покупки уехать на нем домой. А вот на вещевых рынках, на автозаправках, в магазинах автозапчастей и подобных заведениях покупать велосипеды настоятельно не рекомендуется.








Источник: http://www.velo.vn.ua
По материалам журнала «Мир велосипедов»

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Выбор велосипеда или что надо знать, прежде чем купить велосипед. | an-2 - Дневник an-2 | Лента друзей an-2 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»