• Авторизация


Суд "Прокуратура vs. Бхагавад-гита" 12.08.2011 14-08-2011 16:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


12 августа в Ленинском районом суде г.Томска состоялось рассмотрение дела о признании книги «Бхагавад-гита как она есть» экстремистским материалом.

Интересы истца представляли Прокуратура и Управление Минюста по Томской области.
Ответчиками выступали религиозные организации «Томское общество сознания Кришны» и «Общество вайшнавов Бхактиведанта» - последняя выступает в качестве представителя издательства книги, ставшей предметом разбирательств.

Прокуратурой совместно с ФСБ была проведена проверка издания «Бхагавад Гиты как она есть» на предмет отнесения ее к экстремистским материалам. По заявлению прокуратуры было сделано экспертное заключение от Томского государственного университета профессорами Аванесовым С.С., Свистуновым В.Н. и Наумовым В.Г. о разжигании религиозной ненависти, унижения достоинства человека по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии.

По запросу ответчика от представителя Минюста был получен ответ, что регулярно проводились проверки МРО «Томское общество сознания Кришны», которая существует уже достаточно давно, около 10 лет, которые не выявили никаких нарушений законодательства. Никаких конкретных случаев проявления экстремистской деятельности со стороны общества за все время существования также отмечено не было.

В ходе выступления ответчиком, с указанием на несоответствие обвинения прокуратуры положениям Конституции и нормам международного права, была отмечена недоказанность прокурором своих требований по признанию книги экстремистским материалом. С учетом законодательства, для признания материала экстремистским в нем должен быть призыв к экстремистским действиям – ничего подобного в книге не содержится. Суду была представлена речь премьер-министра Индии Ваджпаи на открытии храма общества сознания Кришны в Дели, в которой он высоко оценил само общество и «Бхагавад-гиту как она есть», переведенную и прокомментированную основателем общества Бхактиведантой Свами Прабхупадой, а также мнения различных ученых со всего мира с положительными отзывами в адрес данного перевода.

Далее в выступлении ответчиков под сомнение была поставлена сама экспертиза, лежащая в основе обвинения прокуратуры, и квалификация лиц, проводивших экспертизу. В подтверждение предоставлено заключение известного российского религиоведа доктора философских наук Иваненко С.Г. (http://ru.wikipedia.org/wiki/Иваненко,_Сергей_Игоревич), ставящее под сомнение экспертизу, проведенную в ТГУ. В частности он отмечает отсутствие у указанных экспертов монографий в области индуизма и использование лишь собственного мнения.
Далее будет рассмотрено несколько положений из опровержения экспертизы.
1. Было опровергнуто положение из экспертизы об отсутствии связи Общества сознания Кришны с традиционным индуизмом.
2. Было показано, что «экспертное заключение» содержит плагиат из других работ антисектантской направленности, доступных в сети Интернет (было приведено не менее 3 источников). Следует также отметить, что в отношении по крайней мере одного из экспертов имеются сведения о его активном вовлечении в деятельность иной религиозной организации – Томской епархии, что ставит под сомнение его беспристрастность
3. Указано, что цитаты в экспертном заключении приводятся не по рассматриваемому 3-ему изданию «Бхагавад-гиты как она есть» (которое как раз закупило ФСБ и которое прокуратура требует признать экстремистским), а какое-то иное издание, следовательно, эксперты рассматриваемое издание не читали.
4. В экспертном заключении цитируются другие литературные источники (Шримад Бхагаватам и др.), тогда как речь должна идти только об экспертизе Бхагавад-гиты.
5. Приводимые цитаты даны с отрывом от контекста, в результате чего полностью меняется смысл слов (например: у экспертов слова Кришны «Я – всепожирающая смерть» - как доказательство демонической природы Кришны, тогда как в первоисточнике стоит целостная формулировка, в которой Кришна говорит, что он есть и смерть, и созидающее начало).

В заключение, ответчик предоставил справку, окончательно поставившую под сомнение проведенную экспертизу. Это справка из ТГУ о том, что университет не уполномочивал указанных сотрудников (Аванесова и остальных) на проведение экспертизы. Следует напомнить, что прокуратура ссылается на экспертизу ТГУ, а по факту официальная экспертиза университетом не проводилась.

Для анализа филологических и философских особенностей текста «Бхагавад-гиты как она есть» были приглашены двое свидетелей: доктор филологических наук Серебренников Н.В. и доктор философских наук Карпицкий Н.Н.

Серебренников Н.В., отвечая на вопросы суда, рассмотрел языковые формы, на основании употребления которых прокуратура требует признать книги экстремистской («демон», «глупец», «вор», «свинья», «осел»). По поводу некоторых из них он не нашел ничего обидного для нормального человека, поскольку они относятся к человеку, пребывающему в невежестве, который просто не обладает знанием, и здесь нет никакой религиозной розни. А зооморфные выражения имеют сугубо метафоричный смысл и аналогичные высказывания встречаются в разных культурах разных народов. Особо было отмечено, что нельзя воспринимать те или иные слова в отрыве от смыслового контекста.

Карпицкий Н.Н. в ходе ответов на вопросы отметил очевидность того, что в Индии даже в настоящий момент Веды и Бхагавад-гита являются актуальными религиозными писаниями (это подвергается сомнению в экспертизе). Также он подчеркнул, что мнение об экстремизме Бхагавад-гиты является маргинальным.
По поводу единственной цитаты, приводимой в экспертизе ТГУ (которое, как стало понятно, не является экспертизой ТГУ), о преследовании по половому признаку, т.е. унижение женщин (цитата о том, что о женщинах нужно заботиться как о детях), свидетелями было отмечено, что это отнюдь не унижение, а очевидная попытка заботы.

После выступление ответчиков и свидетелей прокуратура при отсутствие иных аргументов запросила привлечение к делу экспертов, проводивших изначальную экспертизу – т.е. Аванесова, Свистунова, Наумова. Судья просьбу удовлетворил и продолжение судебного заседания было назначено на 18 августа.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (6):
От: Киртана Раса даса <astron@ngs.ru> "Враги народа" Кто-то еще считает, что он живет в правовом государстве? Нет, друзья, все закончилось. Вновь наступила эпоха тоталитаризма - просто кто-то заметит это раньше, кто-то попозже. А "правовым" это государство осталось лишь для тех, кто умело прокачивает свои права. А кто с этими правами не согласен - ну что ж, как говорится, для него же и хуже. Наверное, все помнят про ситуацию в Томске с Обществом сознания Кришны? Для тех, кто не в курсе, в двух словах: были вынесены судебные решения о сносе в Томском районе, в поселке Кандинка, домов нескольких молодых семей. И снесены. Ситуации предшествовали три года судебных разбирательств и вой со стороны православных миссионеров, что "секта строит ашрам и общежития на 5000 человек". Особо было смешно про "5 тыщ" "злобных сектантов". Вроде бы вой можно счесть безумием для "Сибирских Афин", но и СМИ, и власти в это поверили. После этого я усомнился, что Томск это "Афины". Сейчас дело в Верховном суде, но как-то слабо верится в разумном разрешение там чего-либо. Вам, может, не очень близки странные кришнаиты, но ведь дело даже не в них, а в воздействии разросшейся и усилившейся системы на тех, кого она считает лишними. Как есть известная цитата про нацизм в 1930-е гг. узника нацистских концлагерей пастора Мартина Нимёллера: "Нацисты сначала пришли за коммунистами, но я не сказал ничего, потому что не был коммунистом. Потом они пришли за евреями, но я промолчал, так как не был евреем. Потом пришли за членами профсоюза, но я не был членом профсоюза и не сказал ничего. Затем пришли за католиками, но я, будучи протестантом, промолчал. А когда они пришли за мной - за меня уже некому было заступиться". Придут за всеми. Постепенно. Собственно, к чему я вновь поднимаю ситуацию с кришнаитами? Да дело в том, что эта ситуация пришла к новому витку событий. 12 августа (т.е. в грядущую пятницу) состоится суд. Предмет разбирательства: является ли "Бхагавад Гита как она есть" (т.е. перевод с санскрита на английский и комментарии, выполненные Бхактиведантой Свами, основателем общества сознания Кришны) экстремистской литературой. Основанием этому служит экспертиза, проведенная год назад ТГУ, в т.ч. преподавателями Аванесовым С.С. и Свистуновым В.Н. Как сказал Аванесов в частной беседе, это "экспертное заключение" им "заказали". На суде под присягой он этого, естественно, не признает. Так что вот превратность судьбы: преподавателей, всегда позиционировавших себя как толерантных и приверженных сугубо научному подходу, система без проблем заставляет прогнуться под себя. Теперь вспомним, что было год назад. Да-да, как раз самая горячая пора судов. Видимо, кто-то страховался. Немного истории про экспертов. В 2009 г. по поручению Кресса был создан экспертный совет по вопросам религий (http://news.vtomske.ru/news/7845.html). В него должны были войти, по словам Кузичкина, который освещал этот вопрос в то время в СМИ, "преподаватели томских вузов в роли экспертов, а также представители различных конфессий и религиозных организаций". Тогда казалось, что совет сможет разрешить и вопрос с преследованиями кришнаитов со стороны РПЦ, да и на самого руководителя миссионерского отдела епархии по фамилии Степаненко, который начал в области охоту на ведьм, как-то повлиять. Да не тут-то было. О деятельности этого совета ничего не было слышно. Разве что из администрации дошла неофициальная информация, что научного экспертного совета не получится - это будет совет силовиков, которые будут решать, кому из религиозных организаций "жить", кому нет, а в случае чего вызывать неугодные религиозные организации к себе "на ковер". Так и вышло. Вы еще верите в свободу вероисповедания? Следует понять, на что же направлено это "экспертное" преследование. Тут задействованными оказываются две плоскости. Во-первых, под ударом оказывается сама "Бхагавад-гита", которая в индуизме считается одной из основных философских книг, и датируется от 4 тысячелетия до н.э. (датировка самой Гиты, которой придерживаются индуисты) до диапазона дат с IX по II век до н. э. (современные академические датировки) (http://ru.wikipedia.org/wiki/Бхагавад-гита). Гита - это мировое наследие, ее читают, переводят, исследуют, причем и верующие, и ученые, и "простые смертные". Тут вроде бы претензий быть вообще не может. В России первое издание было сделано в 1788 г. "по благословению Священного Синода". И даже современные православные миссионеры говорят, что изначальную Гиту они не критикуют - хотя продолжают приводить из нее вырванные из контекста цитаты. Обвинить в экстремизме Бхагавад-гиту, на основании которой, например, Ганди в Индии построил свою политику сопротивления ненасилием - это верх безумия. А во-вторых, в поле зрения оказываются комментарии Бхактиведанты Свами - по сути "эксперты" и прокуратура указывают именно на то, что эта проведенная экспертиза касается сугубо данных комментариев. Но простите. Комментарии выполнены сугубо в духе индуистской и гаудия-вайшнавской традиции. Комментарии Бхактиведанты зачастую практически дословно повторяют тезисы, излагаемые гаудия-вайшнавскими теологами на протяжении как минимум последних 500 лет, причем даже и эти идеи базируются на еще более древних принципах. В самой Индии гаудия-вайшнавов уж точно вообще никому не придет в голову считать экстремистами. Это просто нонсенс! Кто знаком с российскими вайшнавами-кришнаитами, скажет тоже самое. Сам же перевод и комментарии Бхактиведанты высоко оценивали многие индологи и богословы - собственно, в любом издании БГ есть раздел, где приводятся их отзывы, я лишь один из них приведу, чтобы не быть голословным. Один из ведущих российских индологов Г.М. Бонгард-Левин, внесший неоценимый вклад в российскую индологию, по чьим монографиям продолжат изучать культуру, религию и историю Индии, писал еще даже во времена СССР про "Бхагавад-гиту как она есть": "Бхагавад-гита - это один из самых важных текстов в индийской культуре. В Советском Союзе существуют прочные и давние традиции исследования древнеиндийского культурного наследия. Надеюсь, что использование этого издания "Гиты" принесёт пользу нашим учёным и студентам, и я рекомендую им использовать его в своих исследованиях." Когда я смотрю на имена ученых оставивших свои отзывы про Гиту, у меня возникает вопрос: и против мнения всех этих людей выступили Аванесов и Свистунов? А они, собственно говоря, кто? Признаюсь, Аванесова я уважал. До недавнего времени. Теперь про сам грядущий суд. У меня нет повода верить в его рассудительность и беспристрастность. Поскольку три года судебных разбирательств очень четко дали представление о том, чего стоит наш суд - "самый гуманный суд в мире". Когда ты споришь в нашем суде с властью и, в частности, с силовиками, то решение фактически известно априори. Потому что это решение просто напросто доносится как "правильное" до судьи. Судье говорят какое решение ему принимать. Так было на последнем суде по земле в Кандинке: судья проигнорировал все, что предоставляла одна сторона, и вынес просто алогичное решение. Наш суд не может быть беспристрастным, потому что судьям зарплаты платит тот же карман, что и прокуратуре, и ФСБ, и прочим чиновникам. Это как персонаж из сказки - Змей Горыныч, у которого голов-то много, но тело все-таки одно. В настоящее время закон об экстремизме - это как раз 58 статья УК 1930-х годов про "врагов народа". Неугоден ты силовым структурам - есть на тебя статья. Это так же легко, как подбросить пакетик с героином. Потому что рассматривать твое будет суд, который, повторюсь, "кормится" из той же самой руки (бюджета), что и прокуратура, фсб, полиция, иже с ними, а теперь отчасти и РПЦ МП. Это же госкорпорации (кстати, как это еще Навальный за них не взялся). Без сомнения, закон об экстремизме блокирует и настоящих экстремистов (как, наверное, это делала и 58 статья), но все же, хороший объем составят и те, которых просто надо убрать. В современном списке признанных экстремистских материалах, составляющем почти 1000 единиц литературно-мультимедийного характера, есть и литература Свидетелей Иеговы, и сайентологов, и прочее, и прочее. Можно по-разному относится к "Свидетелям", их настойчивой проповеди по квартирам и на улицах, но признать это экстремизмом, тем самым поставив их в один ряд с дудаевскими ваххабитскими боевиками - это нонсенс! Кого нет в этом списке - так это православной литературы (ну может, за исключение какого-то одного опального автора). А как же все это многообразие православной литературщины, которая содержит унижение всех остальных конфессий России - как больших (мусульман, например), так и малочисленных?! Достаточно взять одну листовку Степаненко - и там просто раздолье для закона об экстремизме. Но ведь он свой, "традиционный", питается с тех же "рук". Если в 30-е годы церковь и религия сами оказались в разряде "врагов народа", то сейчас "традиционные" РПЦ МП умело ведут политическую игру. Стать согласно терминам РПЦ "сектой" равносильно тому, как стать "врагом народа" в прошлом. Казалось бы, "кесарю - кесарево, богу - богово", занимайся своим делом и не лезь в иную сферу. Но этот библейский закон не для МП. Ведь это не религиозная организация, это все-таки госкорпорация. Если вспомнить саму Библию, то так поступали фарисеи; чем дело кончилось и какую они роль играли - все и так помнят. Степаненко, проводивший собрание в Кандинке и распространяющий как официальное лицо РПЦ МП листовки в деревне и в Томске о том, что кришнаиты - наркоманы, насильники, воры и убийцы, оказался светлейшим ангелом и вышел сухим из воды и обвинений в разжигании религиозной розни. Это что? Милостивое протеже со стороны про-православной прокуратуры, фсб и иже с ними? Или просто у г-на Степаненко хорошая карма? В карму он не верит, значит, скорее всего первое. Вообще странная это работа - собирать компромат на людей и писать об этом на каждом углу. Наверное, молоко за вредность положено. Ну да это вопрос архиереев и личных духовников г-на миссионера. В самом деле, читаешь про стереотип "врагов народа" (http://ru.wikipedia.org/wiki/Враг_народа), и как будто там про настоящее пишут. Хрущев, кстати, по поводу сталинской политики "врагов народа" отмечал следующее: "Некоторые лица были просто шарлатанами, которые избрали для себя профессией разоблачение врагов народа. Они терроризировали всех, бесцеремонно заявляя в глаза: "Вот этот - враг народа". Прикипало к человеку это обвинение, привлекало внимание, органы НКВД начинали разбираться. Следствие, конечно, велось тайно, к человеку приставляли агентуру, а потом доказывали, что это - действительно враг народа." Ничего не напоминает? Итак, будет суд. Чем он грозит в случае признания БГ "экстремистской литературой"? Тем, что фактически нескольким тысячам верующих в стране будет запрещено реализовывать свое право на свободу вероисповедания, поскольку для них это основное издание священного писания, а в худшем случае, эти люди будут прямо объявлены экстремистами. Да, и скорее всего начнут лишать регистрации вайшнавские религиозные организации. Начнут с Томска. Ибо они враги и самые страшные буки - от них и Черную речку каждую весну затапливает, и дороги плохие, и финансовый кризис. Так постепенно можно прийти к тому, что в России останется одна зарегистрированная организация. Догадайтесь какая. Время госкорпораций пришло и в религиозной сфере. Наверное, вынесенное на суде решение будет весьма показательно, что же правит в нашей стране: серые кардиналы в погонах или все-таки здравый смысл. Повторюсь, в возможность второго я уже практически не верю, остается лишь осторожная надежда. Только не забывайте про то, что показано у Стругацких в "Трудно быть Богом" - после "серых" приходят "черные". Киртана Раса даса
http://video.mail.ru/mail/dravida/harekrishna/289.html http://video.mail.ru/mail/dravida/harekrishna/294.html http://video.yandex.ru/users/sulo-cana/view/1556/#hq http://www.youtube.com/watch?v=U8y5Mcco3wc&feature=related
Харе Кришна! Дорогие преданные, требуется ваша молитвенная помощь за успешных ход дел в суде. Сегодня утром началось четвертое заседание суда. И на данный момент дело приняло серьезный оборот. Поскольку предыдущая экспертиза развалилась, прокуратура ходатайствовала о проведении судебной комплексной психолого-лингвистической религиоведческой экспертизы, которую прокуратура предложила провести сотрудникам Кемеровского государственного университета (с учетом, что это и близко и сотрудники готовы сделать экспертизу "быстро" - за 1-1,5 месяца). Это весьма серьезно, т.к. в отличие от первой экспертизы, которая, как было показано, являлась всего лишь частным мнение, здесь суд может более доверительно основывать свое решение на заключении экспертизы. Наводит на размышление, как прокуратура так быстро нашла экспертов и составила список вопросов к ним (предыдущее судебное заседание закончилось вчера вечером). Объективность данных специалистов вызывает огромное сомнение. Дело в том, что, как было заявлено на суде, религиоведческие экспертизы данных сотрудников "успешно" использовались в судах в Кемеровской области и в республике Алтай. Но именно в этих регионах была запрещена литература Свидетелей Иеговы, что очевидно дает повод понять, какое решение будет содержать данная экспертиза. Поэтому просьба ко всем преданным сосредоточить свою медитацию в молитве к Господу о защите наследия Шрилы Прабхупады. Судья удалилась для принятие решения по тому -где делать судебную экспертизу-в Кемерово (это просит прокуратура-там "эксперты ангажированные" или в Москве(где есть специалисты ввсех уровней-это просят преданные) -она(судья) должна принять решение до 17-00 по москве Напоследок высылаю ссылки на второй судебный процесс (18.08.2011) и описание вчерашнего третьего процесса (29.08.2011). Видео со второго судебного заседания, 18.08.2011 В основном судебное заседание посвящено допросу экспертов, делавших "экспертное заключение" (С.Аванесов и В.Свистунов). Можно узнать много нового: - кто является заказчиком дела; - что это было: экспертиза или субъективное философское исследование; - обязаны ли профессора и доценты следовать критериям научности; - как ныне пишутся научные работы по информации из интернет; - только ли вызывающие выражения содержатся в Бхагавад-гите или там есть что-то еще. Ссылки на торренты: томский - http://torrents.vtomske.ru/forum/viewtopic.php?p=3920794 национальный - http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3708504 вайшнавский - http://goloka.org.ua/viewtopic.php?p=27271 Видео online: http://video.yandex.ru/users/lokaram-das/view/37/ http://emmb.ru/video/?ID=3442 http://tomsk.fm/watch/165582
http://globalsib.com/?section=search&word=%D0%91%D...92%D0%90%D0%94&tagID=geotagall http://forum.hari-katha.org/index.php?s=49328c53c9...89ef421c0&showtopic=14002&st=0 Суд над Бхагавад-Гитой как она есть - ХАРИ-КАТХА - ХАРИ-КАТХА - Харе Кришна форум о кришнаизме и кришнаитах. Знакомства и общение без фанатизма. Дневники, музыка, фото и мантры на тему вайшнавизма и индуизма.>: http://www.kasparov.ru/material.php?id=4E54C85999A61 Каспаров.Ru | В Томске идет суд над книгой "Бхагават-Гита. Как она есть", по которой учатся студенты: http://www.ahlibeyt.ru/index.php?area=&p=news&newsid=7814 Общественная Мусульманская организация "Ахл-ал-Бэйт г.Москва - В России судят книгу «Бхагавад-гита как она есть» за экстремизм


Комментарии (6): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Суд "Прокуратура vs. Бхагавад-гита" 12.08.2011 | Андрей_Сидоров - Электронная санкиртана | Лента друзей Андрей_Сидоров / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»