• Авторизация


Поклонение Божествам как йога 03-05-2010 07:02 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Avadatta_devi_dasi Оригинальное сообщение



АРЧАНА КАК ПРОЦЕСС ЙОГИ В ТРАДИЦИИ ГАУДИЯ ВАЙШНАВОВ

(из статьи Кришна-кшетры даса)


Существуют интересные параллели между классической восьмиступенчатой системой йоги, описанной в Йога-сутрах Патанджали, и системой бхакти-йоги, представленной в "Бхагавад-Гите" и "Бхагавата Пуране", оба этих описания традиционно считают трудами Кришне-Двайпаяны-Вьясы. Не смотря на поразительную схожесть этих двух систем, между ними также существуют и различие, как в философском фундаменте, так и в осуществление ее на практике.

Наиболее очевидная, и в тоже время формальная часть системы практики бхакти-йоги, которая носит название арчана, включает в себя тщательное следование ритуалистическим правилам, составляющих поклонение образам (статуям), известным как арча-виграха или арча-мурти.

ЯМА И НИЯМА: Существует неоспоримое единство между системами бхакти и, в частности, процессом арчаны и первыми двумя ступенями аштанга-йоги, или выполнением пяти видов ограничений (яма) и пятью видами эпитимий (нияма). Не являются новыми наблюдения хорошо известного Микрея Элиада: "самоограничение ободряется всеми этическими правилами. Начинающие практиковать йогу, а также любой непорочный и честный человек пытается применить в жизни принцип само-ограничения." Тем не менее ясно заметны различия в предмете бхакти, которой следуют Вайшнавы (из-за чего порой произведение Панчаратры относят к саттвика-тантра, или тантре, основанной на следовании истинным и просвещенным практикам), и "сомнительной" (вама-маргой) тантрой, предполагающей в большой степени потворствование желаниям, чем соблюдению ограничений. В практике арчаны день начинается в ранние утренние часы, сопровождаемый следованием множеству очистительных обрядов, предназначенных расположить человека в положение, соответствующие для обращения к Господу. Представления вайшнавов совпадает с тем, что Вьяса, комментатор Йога-сутры, делает акцент на ахимсу, как на основном моменте в практике ямы, поскольку по сути своей отношение вайшнавов к следованию ненасилия состоит в ограничении употребления в пищу плоти животных. Подобным же образом, практикующий вайшнав-садхака сознательно обуздывает чувства. Кроме отказа от мясоедения, он или она избегают: разного вида одурманивающий веществ, сексуальной жизни (если только практикующий не является семейным человеком, и это может быть допустимо ради зачатия потомства), а также от любых форм азартных игр.

АСАНА: Практика асаны в аштанга йоги, с тем чтобы утвердиться в стойкости, ради которой йог может практиковать "неудобные и даже невыносимые" позы (положения) до тех пор, пока он не достигнет совершенства (безукоризненного выполнения) в их выполнении, которое может быть узнано в том, случае когда "исчезают напряжение в попытках принять в эти позы". Как в большинстве систем йоги, ежедневная практика поклонения, в процессе арчана, в основном заключается в выполнение поз в сидячем положении, скрестив ноги. Однако бхакта, в значительной степени активен, т.к. поглощен выполнением разнообразной деятельности в процесс поклонения - арчанам. Бхакта не волнует достижение:
"абсолютного отсутствия ощущений собственного тела", он предпочитает приемлемое удобство в своей позе, расположившись так, чтобы все необходимое для поклонения находилось под рукой. Вначале оказывается соответствующие почтение Ананта-шеше и другим экспансиям верховного существа, поддерживающего землю.
Деятельность в процессе арчана не сводится к исполнению сидячих поз. Когда садхака завершает индивидуальное поклонение Божеству, осуществляется открытое поклонение, которое включает в себя: приветствие Божеств, пение киртана с сопровождением игрой на музыкальных инструментов и танцами.

ПРАНАЯМА: Если практикующий йог вынужден посвящать значительную часть времени практике контроля дыхания, как методу, цель которого подготовить тело и ум к дальнейшим "отказам", то Панчаратра предписывает минимальную практику, которая требует всего несколько минут, как один из аспектов читта-шуддхи, или
предварительного очищения сознания. В различных традициях тантр также переписывается бхута-шуддхи, этот процесс имеет отношение к сознательному разрушению (дезинтеграции) и вторичному приобретению (реинтеграции) элементов тела, все это предназначено как средство для того, чтобы в конечном итоге отождествить себя с духовным существом, отличным от эфемерного материального тела. Контроль дыхания в процессе арчаны как правило является средством выражения преданности в произнесении священных мантр,
обращенных к почитаемому божеству: погружение в созерцание формы Божества, которое сопровождается с чтением молитв, представляет собой реальный метод выявления контакта с почитаемым образом.

ПРАТЬЯХАРА: В процессе арчаны "способность высвободить деятельность чувств из рабства поглощенности внешними объектами", достижимо посредством практики "позитивного занятия" чувств. Высшая цель - оказывать служение с преданностью Высшему Существу, которое наслаждается подношениями, предложенными арча-виграхе, также, как мы получаем удовольствие, когда получаем подарок от близкого друга. "Контроль внешних объектов" можно преодолеть думая и действуя таким образом, чтобы обрести способность видеть все объекты чувств потенциально предназначенных не для нашего удовольствия, а для удовольствия Всевышнего или Бхагавана, который находится в арча-мурти.

ДХАРАНА: Шестой уровень йоги Патанджали, определяемый как "концентрация мыслей на одной точке", обычно достигается по средством сосредоточения ума на определенной части собственного тела - будь то пупок, лотос сердца или кончик носа. В процессе арчаны Господь является объектом поклонения, медитации и сосредоточения. Бхакты открыто заявляют, что этот процесс несравнимо проще, чем искусственные попытки йогов сконцентрировать ум на чем-то, что не представляет абсолютно никакого интереса, как например пупок! В начале двенадцатой главы "Бхагавад-гиты" Кришна недвусмысленно указывает на преимущество практики преданного служения над сосредоточенной медитации направленной на духовное
существование за пределами чувств или на нечто непроявленное. Следовательно церемонии, проводимые в преданном служении, в процессе арчана, акцентируют внимание на арча-мурти.

ДХЬЯНА: Прежде чем начать поклонение Божеству непосредственно с атрибутами, бхакта занимается медитацией на форму объекта, которому он поклоняется, медитация совершается в соответствии с описаниями содержащимися в дхьяна-мантре, которые подходят для той формы Божества, которой проводится служение. Для подобных описаний характерно описывать Вишну, проявляющего божественное великолепие - Его одежду, украшения, четыре символа, а именно: огненную чакру
(колесо), раковину, булаву и цветок лотоса. Литература бхакти содержит в
себе дальнейшие отображение деталей, с тем, чтобы помочь совершающему поклонение полностью погрузиться в размышления о почитаемой форме. Так же
как практикующий йог, непрестанно прилагает усилия, ради основательного преобразования существования, достигая полного освобождения, или мокши, аналогичным образом бхакта стремится к преобразованию. Но если йог прилагает свои собственные усилия, опираясь на накопленное им могущество тапасий, или аскез, то бхакта прикладывает свои усилия для достижения божественной милости
Господа - объекта его поклонения.

САМАДХИ: Вследствии долгого и ревностного исполнения епитимий в предыдущих семи ступенях, йогу может выпасть удача достичь полного самадхи - глубокого погружения, не подающегося каким-либо описаниям. В полной противоположности стоит то погружение, которого достигает бхакта - активная деятельность связанная с общением с Бхагаваном, личностным аспектом Абсолюта. Шри Чайтанья показал своим примером обмен между севакой и севья - слугой и тем кому совершается служение, Он проводил экстаические танцы перед божеством Джаганатхи в Пури,
впоследствии в 16-ом веке, это было задокументировано Кришнадаса Кавираджем Госвами в его работе "Шри Чайтанья-чаритамрита". На ежегодных и общественных шествиях, с большими мурти Джаганатхи, Субхадры и Баладевы, Шри Чайтанья, проявлял экстатические признаки, танцуя в окружении Своих спутников и последователей. Таким образом, если для йоги превыше всего достижение
освобождения от страданий материального существования, то бхакта стремится углубиться, исполняя активную деятельность, в реальные отношения с его или ее объектом поклонения - верховным божественным существом. В традиции Гаудия Вайшнавизма Шри Чайтанья предоставил идеальный эталон такого активного предания, и Его проявления экстаза в служении Божеству Джаганатхи являются
примером совершенства йогической практики вайшнавов в контексте процесса арчаны.



***Кришна-кшетра даса - выпускник Университета Калифорнии, Санта Барбара, преподаватель Высшего Теологического Общества в Берклей и Института Вайшнавского Образования. С 1991 года является министром поклонения Божествам при Джи-Би-Си - высшем руководящем органе ИСККОН.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Поклонение Божествам как йога | Андрей_Сидоров - Электронная санкиртана | Лента друзей Андрей_Сидоров / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»