14 Фев, 2012 at 11:46 AM
Вчера была без пяти минут моя личная премьера юго-западного «Гамлета».
Ибо видела я его до этого всего раз, в самом начале моего ЮЗ-зрительства, при этом встык с сильно поразившей «Комнатой Джованни»… Так что в эмоциональной памяти что-то осталось, конечно… но очень мало.
За время моего юз-гамлетовского перерыва изменилось многое и в моем личном отношении к театру вообще и к Юго-Западу в частности…
В театре сделали ремонт в фойе, появились новые актеры, сменился главный режиссер – при оставшемся неизменным лидере.
В «Гамлете» очень существенно изменился состав – да еще по главным исполнителям (на ЮЗ подобное практикуют, иногда удивительным образом попадая заменами «в точку»… иногда же глобально снижая уровень постановки – и «смене пажеского караула» радуются лишь постоянные зрители-вампиры: досыта «напившись» мощной энергетикой Настоящих Артистов они вдохновляются новым блюдом: пусть энергетический поток стал недоперченным и непромешанным… но это новое «блюдо» - на какое-то время для насыщения хватит).
Спектакль, который я посмотрела вчера – это хороший спектакль.
Я бы настоятельно рекомендовала его для посещения родителям с детьми-подростками или даже для масспоходов старшеклассников.
Пишу эту фразу совершенно всерьез, ничего плохого в виду не имея.
Ибо постановка дает возможность окультуривания хорошего качества: при том, что текст пьесы порядком купирован, сохранены ВСЕ основные сюжетные линии и рельефно выделено всё основное.
К тому же спектакль очень сильный энергетически, с великолепным «драйвовым» ритмом и интересными придумками. Школьники, коих вчера было 2/3 зала, смотрят неотрывно, не отвлекаясь во время действия, правильно реагируя на происходящее и восторгаясь в конце.
Так, первое появление тени отца Гамлета было встречено восторженным «ух!», в который и я вплела свой голос. Очень неожиданно и эффектно… И если отмахнуться от тени этой тени – воспоминания о совершенно прекрасной нереальности призрака-Сергеева – и Козлов весьма неплох, по крайней мере – фактурен.
Как выяснилось, я неплохо помню взаимоотношения прежней королевской четы – так, как играли совместные сцены Иванова и Матошин.
Все было понятно: «племянник короля в его короне» был молод, обворожительно красив и сексуален… со стороны Гертруды/О.Ивановой отношения с ним были чистым безумием, последним страстным увлечением стареющей женщины. Страсть туманила глаза – и королева не видела очевидного. Она отодвигала на задний план и государственные дела, и судьбу сына… ей было всё равно, что происходит – лишь бы рядом был вот этот мужчина, новый муж.
При неизменной Гертруде, Клавдия сейчас играет Олег Леушин. Диспозиция изменилась: теперь в отношениях к мужу нет прежней страсти, но есть абсолютное удовлетворение: «вот это, такое замечательное – и только моё!». Нынешний Клавдий сногсшибательно красив, к тому же он – актер до мозга костей, актер в каждой своей «медовой» интонации, в каждом кокетливом взгляде, в каждом жесте. А как он молится! Ну, просто не истовое обращение к богу, а репетиция, отработка интонаций и движений того, с чем он перед подданными… ну, или перед Богом) предстанет… А поскольку «в обществе любят артистов и относятся к ним иначе, чем, скажем, к купцам», то и царствующая дамочка просто чертовски горда своим приобретением: этакого «обаяшку» отхватила.
Кстати, понравилось, как Гертруда рассказывает о смерти Офелии: явно ведь она сама девушку притопила, а теперь быстро-быстро пересказывает сочиненную историю: главное, не пропустить ничего в выдуманном рассказе, иначе могут поймать на нарушении логики… Да и чашу с ядом королева выпивает не в знак протеста или не для того, чтобы сына защитить – ну, просто пить захотелось, а вино оказалось отравленным… не повезло.
Теперь к Гамлету. М.Лакомкин – очень хороший актер. И играет он очень хорошо. Но вот… как бы это… У актера получился Гамлет думающий, страдающий, с острым умом… а рассказывать о нем совершенно нечего. Этакий классический Гамлет: где нужно – думает, где полагается – страдает… Так что, имхо, Гамлет этот хороший – но не слишком интересный.
А вот кто меня от души порадовал – так это М.Драченин/Лаэрт и Л.Ярлыкова/Офелия. Актеры с тех пор, когда я их видела в последний раз, существенно выросли, играют на очень высоком уровне. При этом если Драченин мне всегда нравился (пусть и просто – юношеским обаянием), то к игре Ярлыковой нарекания были – а теперь их нет. Интонации, движения – всё на месте, всё оправдано.
Очень хороший Полоний/М.Белякович. Забавен и немного печален (практически в одно и то же время), слегка импровизирует… Славный такой отец и Лаэрта и Офелии!
К тому же актер – явный фаворит у зрителей-школьников, умело переключает внимание, взбадривает… и, кстати, думать заставляет.
Замечательный Озрик/А.Санников со своим сурдопереводом и последующими танцами: радостно приветствуется праздник, состязание. Убийство приветствуется.
Очень неплоха сцена «Мышеловки» - не столько игрой актеров, сколько реакцией зрителей (тех, которые смотрят спектакль в Эльсиноре): наверное, с таким же милым хамством смотрели шекспировские постановки зрители «Глобуса»…
В общем, еще раз повторяю: спектакль хороший. Рекомендую.
Правда… в заключение один забавный «музыкальный» момент.
Те, кто не сидит в одном театре, а ходит в разные, наверняка замечали, как часто кочует из спектакля в спектакль одна и та же музыка, вызывая ассоциации ну просто забавные.
Так и вчера. Идет серьезнейшая сцена – разговор Гамлета с матерью, убийство Полония… а я после каждой музыкальной фразы непроизвольно повторяю в уме «Ап!». И улыбаюсь, отходя от серьеза момента: именно под эту мелодию в сатириконовском «Синем чудовище» делает утреннюю зарядку Бригелла.
Фото с сайта театра на Юго-Западе