Мое вступление к теме "Обсуждение спектаклей. Царица Тамара" на форуме актера Алексея Матошина:
Достаточно часто случается, что помимо основного театра, Актеры участвуют и в проектах других театров.
Одним из таких проектов является спектакль "Царица Тамара" - авторский проект известного театрального критика Александра Смольякова. Эта пьеса – театральная фантазия на темы русской поэзии 19-го - начала 20-го века, помимо прозаического текста, в ней звучат стихи М.Ю. Лермонтова и Н.С. Гумилева.
Философская сказка о смысле жизни рассказывается молодыми артистами эмоционально и искренне. Они не только замечательные драматические актеры, но еще и прекрасно владеют своим телом. Продуманная пластика исполнителей, шаги, повороты, поклоны, танцевальные па сплетаются в единую хореографическую ткань, придуманную балетмейстером Георгием Осадчим. Протяжные звуки духовых инструментов и аккорды струнных возникают словно из наполненного грозой воздуха, врывающегося вместе с громом в окна замка.
С сайта проекта "Открытая сцена":
Новости
|
21 мая 2010 года роль Поэта впервые исполнит известный актер театра и кино Евгений Самарин
|
|
|
Московское издательство "Алгоритм" готовит к выходу в свет новую книгу Александра Смольякова "Премьеры Алексея Арбузова"
|
|
|
6 июня 2008 года роль Демона впервые сыграл Алексей Матошин. С премьерой! Как это было, можно увидеть на фотографиях Алексея Кошелева
|
Наталья Ярина. Вечная осень царицы
В феврале в Доме Актера на Старом Арбате состоялась необычная премьера. Известный театральный критик Александр Смольяков дебютировал в амплуа режиссера, явив московской публике спектакль «Царица Тамара» (авторский проект, в котором он выступил и драматургом). Первый опыт постановки оказался вполне удачным, во многом за счет литературного материала. Эта пьеса – театральная фантазия на темы русской поэзии 19-го - начала 20-го века, помимо прозаического текста, в ней звучат стихи М.Ю. Лермонтова и Н.С. Гумилева.
Автор адресует свой спектакль, прежде всего, молодому зрителю – зрителю нового поколения, способному оценить красоту поэтического театра, редкого в наше время для сцены… Сейчас востребованы другие жанры и темы. Но то, что делается на потребу толпы, часто бывает забыто спустя несколько лет, а понятия Истины и Любви, о которых говорит автор устами своих героев, вечны, как вечна и красота поэзии и прозы, красота образов, пластики, голоса… Красота духовности, в конце концов.
В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на темной скале.
В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила:
Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон, коварна и зла.
… Знаменитые лермонтовские строки будто рисуют нам то, что находится «за декорацией». Они служат своеобразным прологом (хотя звучат в середине действия) к постановке, и поясняют атмосферу, в которой разворачиваются события: неприступность чертогов, частые грозы и бесконечность одиночества…
Едва войдя в зал, зритель попадает в покои легендарной грузинской царицы.
Образующей осью сценического пространства служит пирамида, символизирующая недосягаемую горную вершину, где обитает дух с ангельским голосом. Этот персонаж на протяжении всего действия оставаясь бессловесным, лишь иногда нарушает напевом шум льющейся с неба воды…
С одной стороны от «центра придуманной декораторами вселенной» разливается непроницаемая стена дождя. С другой – располагается комната замка, в которой постоянно слышатся раскаты грома, и где вместе с Тамарой (актриса РАМТа Наталья Чернявская) обитает Демон (актер Егор Баринов)… так мало напоминающий «печальный дух изгнанья…». Как говорит сам герой, по поводу своего не вполне демонического образа: «Поэт слегка сгустил краски».
Впрочем, такая «нетрадиционность» легко объясняется и сюжетом постановки… Демон давно уже не скитается над грешной землей, а много веков разделяет одинокое существование царицы. Это не лермонтовский и не врубелевский персонаж, а прирученный, одомашненный дух «с улыбкою Тамары». Компаньон, скрашивающий жизнь, и готовый подарить Вечность… Он почти вочеловечился, и, кажется, способен ревновать (или это только иллюзия, очередная мистификация той силы, что «творит добро, всему желая зла»).
Тамара же воспринимает его как «нечто само собой разумеющееся», естественное, каждодневное. Царица даже не ценит то, что он всегда рядом – ей надоели грозы и замок из дождя. Она грезит островом туманов, совсем не думая, что туман – такая же иллюзия, как многое в ее жизни. Идиллические вечера у камина наскучили, царица жаждет чего-то нового, неизвестного… стихийного.
И вот однажды ее чаяния материализуются: с вожделенного острова туманов в замок приходит путник (Фархад Махмудов). Он поэт, и факт этот, по мнению героев, все объясняет. Даже причину его появления здесь – желание взглянуть на Тамару, чтобы убедиться в ее красоте.
Впрочем, ему ли искать красоты? Скиталец более похож на хрестоматийного Демона-искусителя, нежели на жителя туманного острова. (Не знаю, какие у кого ассоциации с этим словосочетанием, мне упорно вспоминается Альбион). Внешность незваного гостя заставляет думать, что его предками были персидские цари. Нет, он не Байрон…Скорее ему ближе настроения Верлена…
Осенний менуэт, который поэт танцует с хозяйкой замка на балу, так похож на «Осеннюю песню». Этот танец – больше чем танец. Это объяснение в любви, гимн Красоте и вечной женственности. Но осеннее настроение – только в душе царицы. В сердце влюбленного поэта цветет весна, а у Демона – седая зима.
Последний ревнует женщину, которая множество лет дарила ему свое общество, свои тепло и нежность. Но не преграждает ей путь, позволяя сделать выбор. А может, просто не верит, что она способна уйти? Привычка ослепляет Демона, точно так же как его соперника ослепляет любовь. Поэт готов подарить любимой дорогу, и слишком уверен в том, что Тамара пойдет за ним. Но оба ошибаются – она не выберет никого, ее влечет Истина. Истосковавшаяся душа царицы найдет путь, свой собственный, не разделенный ни с кем. Ни с Демоном, избравшим покой, ни с поэтом, который ей тоже не нужен как попутчик.
Вечное томление царицы неожиданно обращается в стремление к свету. Она уходит, и именно благодаря ее исчезновению, Демон вдруг перестает быть «ручным», уютным существом. На его лице появляется жесткость, когда вдвоем с поэтом они глядят вслед Тамаре, на пути которой, из дождя встает некто третий… Возможно тот идеал, по которому тосковала душа царицы.
Кто-то скажет: «Это все уже было». Я отвечу словами из спектакля: «История повторяется всегда…» А темы, которые затрагивает постановка, вечны: Любовь, Красота, Истина, и – Покой. Собственно, за то время, что длится действие, рождается масса ассоциаций, на ум приходит множество цитат, из Блока, Булгакова, Верлена, Уайльда…
Автор умело играет со словами, и, возможно, многим пришедшим будет интересен именно текст, магия слова (не смотря на то, что в спектакле звучит утверждение, что поэзия равна магии)… Позволю себе не согласиться. И проза может звучать поэтично, ее чары не менее сильны, надо только суметь написать пьесу, а потом… поставить на сцене.
Чем не волшебство – слова, сложившиеся в строки, и ставшие спектаклем. Ожившие благодаря актерам, персонажи, и обычные люди, превратившиеся в зрителей, каждый из которых найдет здесь что-то для себя…
Возможно кто-то захочет перечитать Лермонтова или Гумилева, кто-то откроет драматурга Александра Смольякова… А кто-то просто захочет снова прийти в театр.
Равнодушным спектакль не оставит, это уж точно. Скорее от него останется некая ностальгия, этакое осеннее настроение, грусть по чему-то ускользающему, словно туманная дымка. Конечно, я не претендую на объективность мнения, это всего лишь личные впечатления, полученные от постановки, чье несомненное достоинство – понятность, которая в данном случае – синоним таланта.
Нина Дементьева, профессор, кандидат искусствоведения. Хозяйка хрустального замка
В Центральном Доме актера им. А.А. Яблочкиной в рамках проекта «Открытая сцена» состоялась премьера спектакля «Царица Тамара». Театральный критик Александр Смольяков дебютировал сразу в двух качествах – драматурга и режиссера
Сюжет «Царицы Тамары» навеян шедеврами русской поэзии – стихотворениями «Тамара» М.Ю. Лермонтова, «Заклинание», «Отказ», «Тот, другой» Н.С. Гумилева. Они органично входят в канву спектакля, который играется в Малом зале. Выбор такого камерного пространства продиктован режиссерским решением, ему безупречно соответствует сценография художника Вадима Таллерова. Дарьяльское ущелье, замок царицы Тамары с детства волновали своим магическим очарованием. Авторы спектакля силою своей фантазии переносят зрителя в этот волшебный, поэтический мир сразу же при входе в зал. Хрустальный замок погружен в голубое сияние, переливающиеся серебряные нити образуют ведущие в никуда коридоры, а владеет всем этим великолепием красивая и загадочная царица Тамара – Наталья Чернявская. В ее героине заключено добро и зло. Ее красота, притягивает, как магнит, но и таит неведомые бездны.
Каждый персонаж спектакля воплощает свою тему, свой лейтмотив. Огромный Демон – Егор Баринов – невольно вызывает в памяти известную оперу А.Г. Рубинштейна. Сумрачно мудрый и обманчиво спокойный он зовет Тамару в неведомые дали, но ее душа рвется к прекрасному, к поэзии. Излом рук в танце царицы, которым она начинает спектакль, повествует о страданиях и сомнениях. Появляется Поэт – Фархад Махмудов – обворожительный восточный юноша, сказочный принц, очаровывающий Тамару. Преданный ей Паж – Виктор Прохоров – изящен и светел. Горный дух – Вячеслав Стародубцев, - напротив, символизирует стихию, опасную и своенравную. Его вокальные импровизации подчеркивают драматизм происходящего.
Философская сказка о смысле жизни рассказывается молодыми артистами эмоционально и искренне. Они не только замечательные драматические актеры, но еще и прекрасно владеют своим телом. Продуманная пластика исполнителей, шаги, повороты, поклоны, танцевальные па сплетаются в единую хореографическую ткань, придуманную талантливым балетмейстером Георгием Осадчим. Протяжные звуки духовых инструментов и аккорды струнных возникают словно из наполненного грозой воздуха, врывающегося вместе с громом в окна замка.
Спектакль «Царица Тамара» полон чудесного ощущения вершащегося на глазах волшебства, юношеской веры во всепобеждающую силу любви. Сегодня такие спектакли редки, впрочем, как любое настоящее чудо.