В выходные задумался о мистическом в нашей жизни, и применительно к этому не мог не затронуть проблему человеческого разума. Дорогою судьбы я прошел путь от апологетики чистого рационализма к религиозному мистицизму. Теперь рационализм, реализм, прагматизм, критицизм, эмпиризм и т.п. видятся мне менее продуктивными вариантами в деле взросления духа, нежели метафизическое религиозное осознание действительности. Мир метафизический (мистический) полнее, много красочнее и интереснее, нежели мир, умещающийся в разуме. Понимание последнего движет меня к коренному переосмыслению всего, что во мне и вокруг меня. Так открылось мне то, что любовь настоящая – это не то чувство, что воспитывали в нас поэты, а свобода, настоящая свобода – совсем не то, на чем спекулируют демократы, и даже Бог, истинный единосущный Бог – это не тот буквально понятый персонаж из Библии.
Расколдовывание мира – дело, безусловно, полезное, но лишь до тех пор, пока недопустима мысль о полном вверении жизни разуму. Жизнь в полноте своей разумом не постижима, но мистическое (религиозное) созерцание ее дает нам неповторимый чувственный опыт, обогащает наше восприятие и делает мир бесконечным. Мистическое переживание рождает себя в сакральной потребности человека. Люди и сегодня испытывают необходимость в вере, кто-то в вере в Христа, кто-то традиционно – во всеобщий прогресс, кто-то все еще в вере в коммунизм. Мне думается, что лучше бы нам всем сойтись на первом. Вера в Бога единственная допускает соединения опыта чувственного с силами разума.
Допускать мистическое в жизни – значит принимать мир в его полноте и неизмеримости. Допускать Бога, – значит любить себя и других, иначе свидетельствовать о единосущном начале всего, обединяющем всех со всеми.
Чем больше я познаю, тем чаще сталкиваюсь… с ограниченностью человеческого разума. О, нет, я не смею сомневаться в важности познания, скорее можно сомневаться в рассудочности бытия. Бытие не укладывается в смыслы разума. Разум остается лишь нашей способностью суждения, и эта способность выражается не иначе как посредством принятых категорий. Такая обусловленность разума и есть его ограничение. Разум – полезный инструмент, но мир, даже мир совсем близкий не умещается в разум...
Исходное сообщение Иродион И хорошо сказал ))) но есть вопрос посложнее "Как преодолеть антиномию рационального и иррационального?" Необходим синтез!Из цитат литературы: Бог есть общее понятье (consensus omnium). Выражает Любовь и блаженство. Всё, что не ведет к блаженству, не имеет к богу никакого отношения. (сказано древними) Исходя из этого, Карл Маркс придумал своё знаменитое выражение - опиум плебани - опиум народа. Да, религия - это лекарство. (Тогда опий был разрешён). Но в больших дозах или при неумелом употреблении может повредить. Здоровым полноценным людям религия не нужна. Для того, чтобы быть учёным не обязательно совершать какой-то культ. Непосвящённые могут считать, что наука, сама по себе, религия и магия. Но это на совести людей.