• Авторизация


Исчезающие народы России. Кереки 08-02-2024 12:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Буала Оригинальное сообщение

С приходом современной цивилизации происходит активная ассимиляция людей разных культур. Многие народности постепенно исчезают с лица земли. Редкие их представители пытаются сохранить и передать традиции и обычаи своего народа. Благодаря им, история жизни коренного населения России раскрывает свои тайны — полезные и поучительные, не потерявшие своей актуальности до сих пор. Кереки, которые называют себя анкалгакку («приморские люди») или аракыкку, — самая малочисленная народность Севера проживающая в Беринговском р-не Чукотского АО. В переписи 2010 года кереками назвали себя лишь четыре человека.

0 0 По данным археологии, предки кереков со времен палеолита жили на Камчатке и Чукотке (550x364, 112Kb)

По данным археологии, предки кереков со времен палеолита жили на Камчатке и Чукотке, фото первой половины ХХ века

Керекский язык никогда не имел письменности и был языком общения в семье.

Сохранилось примерно 4–5 тысяч керекских слов. Для изучения народа много сделали магаданцы Владилен Леонтьев и Александр Орехов. Владилен Леонтьев общался в 1970-х годах с керекскими стариками, еще помнившими язык и прежнюю жизнь. Археолог Александр Орехов изучал древние стоянки кереков и лахтинскую культуру.

0 0 Владилен Леонтьев и кереки Екатерина Кальвичанау и Михаил ванович Етынкеу (700x391, 202Kb)

Владилен Леонтьев и кереки Екатерина Кальвичанау и Михаил Иванович Етынкеу

По данным 1991 года, говорящих по-керекски было всего трое: Екатерина Хаткана, Николай Етынкэу (мэйныпильгынский диалект), Иван Уваргыргын (хатырский диалект). Все они, помимо родного, владели чукотским и русским.
0 0 (454x637, 205Kb)

История непростой долгой жизни Екатерины Хатканы детально записана этнографом и фольклористом Владиленом Леонтьевым. Благодаря этому до нас дошла информация о языке, обычаях, традициях кереков. До замужества Хаткана жила в окружении кереков. В семье говорили на родном языке, соблюдали все обычаи, придерживались традиций. После смерти отца Екатерину воспитал и вырастил дядя. Условия жизни были непростые. В детстве ей несколько раз пришлось пережить страшный голод.

В возрасте 10–12 лет ее лицо украсили татуировкой. «Старшие говорили, что это надо сделать обязательно, а то после смерти, мол, плохо будет…» — поясняла Хаткана. Окончив школу, Екатерина работала учетчиком на рыбной базе. Вышла замуж за полюбившегося чукотского пастуха Вотгыргына и уехала вместе с ним в тундру, стала заниматься вместе с мужем оленеводством. Дядя хотел вернуть ее силой, браки с инородцами у кереков не одобрялись, но по новому закону никто не мог воспрепятствовать выбору молодых. Вскоре семейные союзы кереков с чукчами стали привычны. Благодаря такому повороту судьбы она в совершенстве овладела чукотским языком, научилась свободно говорить по-русски. Еще в молодые годы Хаткана начала переводить керекские и чукотские сказки для своей школьной учительницы О. Бабошиной. Именно повествовательная часть фольклора приоткрыла ученым многие представления кереков о мире, о древних обычаях и обрядах.

Хаткана воспитала шестерых своих и двух приемных детей. К детям в керекских семьях относились с особенной любовью. Усиленно опекали, исполняли все их желания. «Во всех керекских сказках все младшие дети оказываются умнее своих матерей и отцов и даже поучают их. Так, лиса Йайучананккут, прежде чем куда-либо идти, спрашивает разрешения у своей дочери Имынны, а Имынна, в свою очередь, ругает мать за обман и проделки. Младший сын Кукки вороненок Ауппали раньше всех догадывается, что лиса хитрит», — пишет В. Леонтьев в статье о фольклоре кереков. Видимо, причиной стали представления кереков о том, что родившиеся дети были их предками, вновь вернувшимися в семью. Новорожденного сына считали отцом матери. Когда рождалась дочь, говорили, что вернулась свекровь. Имена всем детям подбирались строго из имен предков по материнской линии.

0 0 Ворон Кутха (700x534, 548Kb)

"Ворон Кутха"

В мифах о сотворении мира встречается образ Ворона-Кутха. Кутх проклевал в небе дыру, через которую пробился рассвет. Он же похитил у злого духа мячи с зашитыми в них солнцем, луной и звездами, расклевав оболочку мячей, освободил светила. При этом он якобы опалил свои белые перья и с той поры стал черным. Наряду с этим имеется значительное количество сказаний, в которых Кутх выступает в смешных и глупых положениях и часто оказывается одураченным.

В одной из переведенных Хатканой сказок есть любопытная подробность. Персонаж заяц-мужчина Милуткалик приходит к бабушке и просит у нее позволения идти на промысел. После долгих споров бабушка разрешает ему пойти в кустарник за корой. Такой сюжет наблюдается почти в любой керекской сказке. Перед совершением какого-либо поступка герой обязательно обращается за разрешением к бабушке.
0 0= (430x640, 346Kb)

Во многих сказаниях говорится о злых духах кэлет, о чудовищах, главным образом морских, о страшном Кочатко -- белом медведе с костяным туловищем и шестью лапами и других.

Ранее писатель А.А. Ресин в своих очерках об инородцах отмечает, что в жизни «чукмарей» (так он называл кереков) большую роль играла женщина: «Женщины у этого народа имеют заметно большее значение, чем у других: они руководят всем хозяйством, принимают большое участие в торговле и на вид кажутся развитее мужчин…» Бабушка или жена распоряжалась не только продуктами, но и предваряла любой поступок мужчин советом, могла разрешить или запретить что-либо сделать.

0 0 шаманка (700x492, 135Kb)

Женщина-шаманка у столба-охранителя, нач. ХХ века

В отличие от других народностей, у кереков сказки изобиловали диалогами. Устная передача содержания подчеркивалась интонацией. Весьма распространен был цикл сказочных сюжетов о вороне Кутхе, причем в одних сказках он мог представать творцом мира, в других же его роль сводилась к образам шамана и ловкача.

В XVIII веке совершенно невоинственным керекам, занимавшимся охотой на морских животных и рыболовством, сильно досталось от коряков и чукчей, которые к тому же воевали между собой. Кереков притесняли и те, и другие: мужчин убивали, а детей и женщин уводили в полон. Многочисленные разбойные нападения, а также эпидемии болезней резко сократили количество представителей этого народа. К началу ХХ века насчитывалось немногим более 100 кереков, которые к этому времени практически полностью ассимилировались с чукчами. 
0 0 Зимнее жилище кореков (ллюстрация из книги В. . охельсона  1908 год) (700x327, 206Kb)

Зимнее жилище кереков (Иллюстрация из книги В. И. Иохельсона  1908 год)

Поселения кереков были известны на территории от Анадырского залива до Олюторского мыса. Жили они в землянках, укрепленных дерном и песком. В таких жилищах обычно проживало сразу несколько семей. Каждая землянка имела свой настил со спальными местами головой к восходу солнца. Все семьи пользовались размещенным по центру очагом. В теплое время года кереки переселялись в места рыбного промысла. В честь переезда устраивали торжества с защитными ритуалами. На празднествах женские танцы сопровождались «горловыми играми». Горлохрипение на вдохе и на выдохе воспроизводило звуки, схожие с голосами прибрежных птиц и морских животных. Помимо музыкальной стороны, такая своеобразная техника помогала предотвращать стресс.

С первых заморозков кереки жили в зимних поселениях на галечнике, на небольших сопках или косах.

Поселения состояли чаще из 1 землянки куймайаана (жилье с ответвлениями). Яма имела глубину от 0,5 м. По углам квадрата вкапывали 4 столба, отстоящих друг от друга на 2–4 м, которые соединялись перекладинами. На них укладывали толстые жерди, под наклоном закрепляя в земле. Сооружение утепляли дерном и песком, зимой покрывали слоем льда. Вверху оставляли светодымовое отверстие, к-рое закрывалось кусочком льда. Во время сильных морозов перед входом устраивали длинный снежный коридор (хуттуйун). Пол засыпали галькой. Вдоль стен оставляли земляной выступ, который использовали в качестве хоз. стола. Каждая семья имела свой полог, но пользовалась общим очагом. Спали головой к восходу солнца.

Имелись кладовые 2 типов: ачаан – для хранения небольших запасов вне землянки, илгпахйакку, соединенные ходом с землянкой.

Летом в местах рыбного промысла, на террасах рядом с нерпичьими и моржовыми лежбищами устраивали временные жилища типа шалаша.

Спасались от противника в труднодоступных местах: в пещерах, на скалах, на мысах, строили укрепления.

В ХХ в. основным жилищем кереков стали рубленые избы. С сер. ХХ в. началось сселение кереков в укрупненные новые поселки Мейныпильгыно и Хатырку. Кереки старшего поколения сопротивлялись этому, предпочитали жить на местах промысла. Селения нового типа улучшили бытовые условия жизни кереков, но привели к утрате традиционной культуры.

0 0 Керекский цуг (700x436, 158Kb)

Керекский цуг

Кереки занимались рыболовством, морским зверобойным и пушным промыслом, охотой на дикого оленя и горного барана, собирательством, держали упряжных собак. Считается, что именно они придумали запрягать собак цугом (попарно или по одной в ряд). Другие народы этой местности, например чукчи и эскимосы, изначально запрягали собак веером. Лишь в XIX веке они сменили свой вид упряжки на «керекский», более удобный.
0 0 - (227x300, 35Kb)

На одежду кереков в ХIХ в. сильно повлияла традиция чукчей.

Мужская верххняя одежда – глухого покроя, расширяющаяся книзу кухлянка, мехом внутрь из 2 оленьих шкур, положенных хвостовой частью вниз. На подоле, на месте хвоста, вшивались полукруглые клинья. Ворот на груди вырезали низко и закрывали меховым воротником-шарфом. Опушкой на рукавах и вороте служил собачий мех. Рукава были широкие в проймах и суживались к кисти. Зимой поверх одной надевали вторую, верхнюю кухлянку – такого же покроя, но мехом наружу.
Женская одежда состояла из двойного комбинезона – керкера. Глубокий, до груди, вырез ворота завязывали двумя ремешками. Рукава оторачивали собачьим мехом. Штаны комбинезона собирались на вздержку ниже колен и застегивались ремешками поверх обуви. Летом носили только нижий керкер.

Обувь кереков – поршневидная, близкая к обским: к подошве из толстой моржовой кожи пришивали носок и голенище со швом спереди. По бокам широкие завязки и петли из шкуры нерпы. Известна также обувь типа башмаков: союзки огибают пятку и сходят на нет к носку, голенища составлены из 5–6 полос камуса и срезаны вверху прямо. У женщин встречается вариант с голенищем, составленным из 4 полос, и узкой союзкой, окаймляющей подошву.

Головным убором у мужчин был двойной капор, сшитый из шкурок с лап собаки, росомахи, выдры. Состоял из 3 частей: продольной (ромбовидной формы), покрывающей темя и затылок, и боковых, закрывавших уши и щеки. Капор имел спереди и сзади опушку из меха собаки и завязывался над подбородком петлей. Летом надевали капор без подкладки. Женщины чаще покрывали голову капюшоном от керкера.

Для традиционных верований кереков характерны культы предков и животных, проявлявшиеся в обрядах поминовения и благодарения.

На святилищах кереков в качестве тотема возвышался столб-охранитель и выложенные полукругом моржовые черепа. Духам предков приносили в жертву кусочки пищи. Совершали благодарственные и охранительные жертвоприношения духам животных. Шаман в ритуальных одеждах с бубном в руках произносил необходимые заклинания, в которых содержалась просьба к духам-покровителям. В этой системе верований все вокруг является живым, имеет душу и неразрывную связь друг с другом. По представлениям кереков, прошлое, настоящее и будущее во Вселенной — это единый энергетический поток. Владилен Леонтьев в книге «По земле древних кереков» основными причинами исчезновения народности называет межплеменные войны, резкое сокращение морской фауны в конце XIX века и вспышки эпидемии оспы.

Рыболовство играло первостепенную роль в пропитании кереков. Однако владение лишь примитивными способами рыбной ловли во многом ограничивало возможности промысла. Среди населения начались голод и нужда. С приходом советской власти улучшились положение и условия жизни. С этого времени кереки начали контактировать с русскоязычным населением. В землянках появились железные печи. Впервые кереки стали готовить еду непосредственно в жилище.

0 0 Рє (600x400, 189Kb)

Екатерина Хаткана с дочерью и внучкой

Во время последнего интервью для журнала «Крайний Север» Екатерина Хаткана, будучи уже в преклонном возрасте, сетовала: «А наша молодежь не торопится перенимать традиции, не знает родной язык. Все хотят жизни попроще, повеселей. Лучше бы меньше спиртного пили. От водки одно горе! Я раньше тоже не прочь была выпить, вовремя одумалась, уже много лет в рот не беру спиртного».

Народ с трехтысячелетней историей очень долго проживал в природной среде в естественной изоляции. В ХХ веке кереки переселились в рубленые избы. Стали жить отдельными семьями в нескольких поселках на Чукотке. Претерпели ассимиляцию со стороны другой малочисленной народности — чукчей.

 По переписи 2021 года кереками себя записали 23 человека, а в 1959 году было 100.

0 0 (236x135, 48Kb)

Источник...

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Исчезающие народы России. Кереки | Домовушка_Луша - Дневник домоправительницы | Лента друзей Домовушка_Луша / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»