Арчинцы – народ, проживающий на юге Дагестана. По данным переписи населения 2010-го года только 12 человек отнесли себя к этому народу, поэтому его считают этносом в составе аварцев. По переписи 1926 года в СССР проживало 863 арчинца.
Сами себя они называют "арша", т.е. "выходцы с равнины", что указывает на их происхождение с территории современного северного Азербайджана.

Арчинцы, как и другие народности лезгинской языковой группы, как по языку, так и в этнокультурном отношении близки другим народам Дагестана. Предки этих народностей исторически входили в состав многоплеменного государственного объединения — Кавказской Албании, и были известны под общим именем «леков»
Арчинцы — мусульмане-сунниты. Ислам они приняли не позднее X века. В XVIII-XIX веках арчинцы находились в зависимости от Казикумухского ханства. По народным преданиям арчинцев, их народ прежде занимал большую территорию, но в результате войн с аварцами и лакцами вынужден был уходить со своих земель, его численность сокращалась в результате битв, уводов в плен и ассимиляции. В результате последнего столкновения с аварцами арчинцы вынуждены были оставить своё главное село и свои земли, расположенные на месте современного села Читаб, уйти выше в горы (около 2100 метров над уровнем моря) и обосновать там своё главное село Арчиб.
Антропологически арчинцы относятся к переходному кавказскосионскому-каспийскому типу, сочетающему черты балкано-кавказской и индо-афганской малых рас южных европеоидов.
После установления советской власти, и особенно в связи с коллективизацией, Арчиб обезлюдел и превратился, по выражению современника, в "груду полуразрушенных покинутых жилищ, причудливо вырисовывавшихся своими контурами по верху гребня". К 1944 году в нем осталось всего 45 из 253 хозяйств. Остальная часть населения перешла на постоянное жительство на хутора. Последние разрослись и превратились в селения.
Арчинцы внесли свой вклад в победу в Великой Отечественной войне. На войну ушло 82 человека, из них вернулось лишь 33.

Арчинцы гордятся тем, что они дольше других народов сохраняют старые традиции. Местные женщины носили традиционную одежду до 1970-х годов. Сейчас в ней ходят преимущественно старожилы, но практически все арчинки признаются в своей любви к ней и охотно достают из шкафов старые наряды и серебряные украшения. Одежда женщин-арчинок была отличной от других дагестанок. Арчинки носили платье-рубаху, которую подпоясывали дважды цветным матерчатым кушаком и завязывали спереди узлом, длинные и широкие штаны. Некоторые имели праздничные платья в талию ("бузма"). Носили кожаную и войлочную обувь, головной убор "чухту" (мешочек для косы), покрывало. Костюм дополняли украшения (серебряные, медные, латунные) - ожерелья, серьги, браслеты, кольца, подвески к "чухту", нагрудные украшения, пряжки к поясам и т.д. Специфична несимметричная, покрытая монетами нашивка, украшавшая головной убор.

Арчинская семья, 1915 год

Современные арчинцы
В настоящее время из традиционных элементов костюма у мужчин сохраняются овчинные шубы-накидки и папахи, у женщин – уже упомянутые "чухту", головное покрывало, длинные прямые штаны и пояса яркой расцветки.

Современные арчинки в национальной одежде
До сих пор многие традиции, связанные с похоронами, свадьбой, сбором урожая сохраняются в Арчибе лучше, чем в других местах.

Село Арчиб
Хотя некоторые обычаи в наше время становится соблюдать тяжело. Например, если муж умрет, то вдова должна сидеть дома 40 дней. В дальнейшем она уже не имеет права снова выйти замуж и должна всю жизнь ходить в черном.
Брак без религиозного оформления считается греховным. При его заключении соблюдаются меры предосторожности от вредоносной магии. Считается, что если в момент заключения брака кто-либо из недоброжелателей завяжет узел, вынет кинжал и вложит его обратно неправильной стороной, то это может отрицательно повлиять на потенцию жениха и прочность брака вообще.

Арчинка в конце XIX века
Подарки на свадьбе выставляются напоказ. Приносят их только женщины. Мужчины идут на свадьбу с тушей или с половиной туши барана (в зависимости от степени родства) или вносят определенную сумму денег.
Погребальные и поминальные обряды совершаются в строгом соответствии с предписаниями шариата.
По традиции все существенные для арчинцев решения принимаются в Арчибе. Здесь же находится и единственное кладбище арчинцев.
Обычай гостеприимства обязывал хозяина: не сидеть, пока гость стоит, не оставлять гостя одного, а, отлучаясь, поручить заботу о нем родственнику, не спрашивать гостя о цели визита, пока сам не скажет, не справляться о времени отъезда и т.д.

Арчинские девушки, СССР 1940 год
До поступления в школу юный арчинец, как правило, по-русски не говорит. По словам арчинских матерей, их дети "долго перед телевизором не держатся".

Современные лингвистические исследования относят время, когда произошло разделение протолезгинского, протоудинского и протоарчинского языков, к 1740 году до н.э., т.е. примерно 3760 лет назад.
Арчинский язык был бесписьменным, пока в 2006 году группа российских лингвистов не разработала для него алфавит на основе аварской кириллицы.
У некоторых арчинок были праздничные платья «бузма», зауженные в области талии. Обувь шили из войлока или кожи, на голову надевали «чухту» — мешочек, в который прятали волосы, заплетенные в косу. Сверху на голову накидывалось покрывало. Под влиянием лакцев, арчинцы полюбили покрывала оранжевого цвета.
