• Авторизация


Как из "Ленина" вырезали сердце 14-12-2014 15:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Летописцы побед первого в мире атомного ледокола эту историю боязливо обходят
Текст: Александр Емельяненков (Санкт-Петербург - Мурманск - Северодвинск)

1.
[600x399]

2.
[600x399]

3.
[600x399]

4.
[600x450]

5.
[600x444]

6.
[600x382]

7.
[600x450]

8.
[600x450]

9.
[600x450]

10.
[600x421]

11.
[600x450]

12.
[600x450]

13.
[600x450]

14.
[600x450]

15.
[375x500]

16.
[600x450]

17.
[600x450]

18.
[413x500]
Ледокол "Ленин", давно превращенный в музей, на минувшей неделе вновь привлек к себе внимание. Круглые 55 с начала его эксплуатации отмечали как большой юбилей всего атомного ледокольного флота и управляющей им компании "Росатомфлот".
В потоке новостных сюжетов, поздравительных речей и неуемного восторга от былых побед советской науки и техники дошли до такой степени лакировки собственного прошлого, что не заметили, как стали говорить неправду. О том, например, что первый в мире атомный ледокол, созданный в СССР, был не просто первым в своем роде - с присущими для такого случая недоработками и проблемами, а изначально гениальным творением конструкторов, инженеров и кораблестроителей. И что благодаря этому тридцать лет работал в Арктике, не зная поломок...

Если бы так!

В разные годы, в разных местах я по крупицам восстанавливал обстоятельства засекреченной операции, которой подвергся осенью 1967 года первенец атомного ледокольного флота. Через десять лет после спуска на воду и после трех-четырех (всего-то!) арктических навигаций ядерная энергетическая установка ледокола "Ленин", состоявшая первоначально из трех реакторов, пришла в такое удручающее состояние, что те же конструкторы, инженеры и привлеченные для консультаций ученые не придумали ничего лучше, как избавиться от нее методом "свободной выгрузки через днище".
Как свидетельствует старший научный сотрудник ИПТ РАН Ю.Л. Бордученко, одна из самых тяжелых аварий на атомоходе "Ленин" произошла в феврале 1965 года при подготовке ледокола к навигации. В результате ошибочных действий персонала была повреждена активная зона реактора N 2, и ее потребовалось выгрузить. А к концу навигации на том же реакторе выявилась утечка теплоносителя. Причем негерметичность первого контура оказалась на "неотсекаемом" участке трубопровода.

Другое обстоятельство, предопределившее судьбу атомохода-первенца и его энергетического сердца, обусловлено тем, что с момента передачи ледокола "Ленин" в эксплуатацию был накоплен немалый опыт проектирования и эксплуатации морских ЯЭУ и наземных атомных электростанций. С учетом этих обстоятельств Совет министров СССР по представлению минсредмаша, минсудпрома и ВМФ принял решение о полной замене атомной установки ОК-150 на установку типа ОК-900, технический проект которой был разработан для новых линейных ледоколов проекта 1052 (типа "Арктика").

Демонтировать вручную, поагрегатно, подлежавшие замене узлы и механизмы, включая текущий корпус одного из реакторов, радиационно загрязненные трубопроводы и парогенераторы, означало бы переоблучить людей и растянуть ремонтно-восстановительные работы на долгий срок. Поэтому был избран другой путь...

Вес выгружаемого оборудования составил 3700 тонн, габариты - 22,5 х 13 х 12 м. Предварительные демонтажные работы на корпусе и в днище корабля продолжались с 8 по 19 сентября 1967 года. Ледокол при этом находился над местом захоронения реакторного отсека.

Документ

Из вахтенного журнала а/л "Ленин"

19 сентября 1967 года

Корабельный инженер тов. Титов осмотрел качество реза переборок. Просили передать, что качество реза переборок хорошее.

19.35. Отверстия в креновых цистернах заварены, работы проверены и приняты старшим помощником капитана.

20.00. Стоим на якоре (левом)... В воде семь смычек каната. По носу на якоре стоит п/б "Лепсе", с которой на наш нос заведен короткий, около 25 метров, буксир. По корме на якоре находится с/с "Алтай", с которого на нашу корму также заведен буксир. Ведутся подготовительные работы по выгрузке отсека.

20.30. В заряды установлены детонаторы, проверены цепи питания запалов. Все люди из центрального отсека вышли, начато заполнение отсека забортной водой самотеком.

(В графе замечания капитана: "22.15. Осадка ледокола 10,5 метра. Соколов".)

21.20. В столовой команды собраны все аварийные партии на инструктаж.

21.30. Инструктаж окончен.

21.40. П/б "Лепсе", с/c "Алтай", л/к "Капитан Мелехов" предупреждены по УКВ о том, что с этого момента они должны держать свои машины и экипажи в постоянной готовности.

Этому моменту предшествовала ювелирная и небезопасная работа водолазных специалистов. Используя специальное оборудование, они за двое суток проделали в днище ледокола под реакторами рез с периметром 60 метров. Затем его уплотнили поролоном с брезентом, что позволило откачать воду из центрального отсека и приступить к резке переборок. Исследовавший эту работу Ю.Л. Бордученко рассказывает:

"Средняя часть силовых продольных переборок разрезалась вручную, нижняя - с помощью дистанционно управляемого устройства. Резка нижней части силовой переборки была наиболее ответственным моментом, предшествовавшим подрыву зарядов, так как отсек удерживался в корпусе верхними участками четырех переборок высотой около 2,3 м каждая, предназначенными для подрыва кумулятивными зарядами. При наличии внутренних трещин хотя бы в одной из перемычек могла быть нарушена ее прочность, и отсек массой 3700 т из-за перекоса расклинился бы в корпусе ледокола. Поэтому были установлены верхние и нижние упоры, препятствующие перекосу отсека, специальное спусковое устройство, направляющее отсек при выходе его из корпуса... На момент подрыва кумулятивных зарядов на ледоколе оставались только аварийно-спасательные партии и комиссия, руководившая выгрузкой отсека".





1.
[600x400]

2.
[530x500]

3.
[519x500]

4.
[333x500]

5.
[600x400]

6.
[371x500]

7.
[600x400]

8.
[600x410]

9.
[385x500]

10.
[600x399]

11.
[600x413]

12.
[458x500]

13.
[439x500]

14.
[600x416]

15.
[600x399]

16.
[600x430]

17.
[600x412]

18.
[380x500]

19.
[600x400]

20.
[600x388]
Документ

Из вахтенного журнала а/л "Ленин"

19 сентября 1967 года

21.50. Аварийная тревога, всем аварийным партиям занять свои места.

22.05. Начали выбирать якорный канат.

22.10. С/с "Алтай" сообщил о постоянной готовности машин и экипажа. Якорный канат выбран до 3 смычек в воде.

22.15. Уровень воды в центральном отсеке достиг 9,0 метра. Носовой и кормовой клинкеты перекрыты, заполнение отсека забортной водой прекращено.

22.22. Капитаном объявлена 5-минутная готовность.

22.27. Произведен взрыв. Отсек ушел в воду. Аварийные партии приступили к осмотру своих постов.

22.50. Крена нет. Поступили доклады от всех аварийных партий об отсутствии повреждений окружающих центральный отсек переборок. Отбой аварийной тревоги.

23.05. Отдан буксир на п/б "Лепсе".

23.15. Выбран левый якорь, с/с "Алтай" дал малый ход, отводит ледокол за корму от места выгрузки центрального отсека...

24.00. За ходовое время пройдено на буксире 4 кбт. Вахту сдал 2 помощнику капитана Захарову.

Как рассказывают участники той операции, после подрыва зарядов и отделения реакторного отсека ледокол всплыл, уменьшив осадку примерно на 2-2,5 метра. Тем самым подтвердились предварительные расчеты, которые проводились в бассейне ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова в Ленинграде на моделях в масштабе 1:50. А действие кумулятивных зарядов заблаговременно проверялось в Военно-инженерной академии им. Ф.Э. Дзержинского и в ЦНИИ металлургии и сварки на натуральных образцах стали толщиной 36 мм и на макетах в 1:5 натуральной толщины.

P. S.
От Новой Земли обездвиженный ледокол со всеми предосторожностями отбуксировали в Кольский залив. 26 сентября 1967 года "Ленин" прибыл в порт, а 5 октября его поставили в док СРЗ-35 в поселке Росляково. К середине ноября днище ледокола восстановили, а еще через несколько дней завершили установку забортной арматуры - уже по новому проекту. Затем его подготовили к морскому переходу и благополучно отбуксировали через Баренцево море в Белое - на судоремонтный завод "Звездочка", что в Северодвинске. Там он был поставлен у причальной стенки предприятия для монтажа новой реакторной установки типа ОК-900 и обслуживающих ее систем.

За два года, к апрелю 1970-го, модернизационные работы были в основном завершены. Чтобы вписать в существующий корпус новую ГЭУ (вместо прежних трех теперь было два реактора), пришлось "перекроить" 204 из 675 помещений ледокола. В ходе этих работ было установлено 6200 единиц нового оборудования, из них свыше тридцати - головные образцы. То есть такие, что устанавливались впервые. Проект модернизированного атомного ледокола "Ленин" получил номер 92М.

Как и намечалось, 22 апреля 1970 года, к 100-летнему юбилею вождя мирового пролетариата, оба реактора новой установки были выведены на мощность. У заводской стенки провели комплексные испытания установки ОК-900, а в мае того же 1970-го обновленный ледокол с пересаженным энергетическим "сердцем" отправился в море на ходовые испытания. Спустя месяц был подписан приемный акт, и 21 июня атомоход "Ленин" вновь заступил на службу в Арктике.


[700x368]

Источник: http://www.rg.ru/2014/12/11/lenin.html
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (35): вперёд»
Son_mira 14-12-2014-15:45 удалить
Карл_Львович, О !
Интересно .....что это Вас так взволновало ?
Карл_Львович, хотите узнать подробности ?

Просто интересно .
Удачного дня !
Ответ на комментарий Son_mira # Лор, привет!
.... попалось случайно и зацепило)).... всегда поражаюсь как наши умеют решать "нерешаемые" вопросы!))
Son_mira 14-12-2014-15:56 удалить
Ответ на комментарий Карл_Львович # Привет Карл_Львович, умеют - факт ! )
Ответ на комментарий Son_mira # .... а реактор так и утопили...
Son_mira 14-12-2014-16:03 удалить
Ответ на комментарий Карл_Львович # Карл_Львович, наверно не он один был .....
Ответ на комментарий Son_mira # ... интересно, когда аукнется?((
Son_mira 14-12-2014-16:07 удалить
Ответ на комментарий Карл_Львович # Карл_Львович, мы там не живём ....
и скорей всего не узнаем
К тому же не известно какой там был изотоп урана
Ответ на комментарий Son_mira # .... ну эт да... оно и без того всякой дряни утоплено...
Son_mira 14-12-2014-16:10 удалить
Ответ на комментарий Карл_Львович # Карл_Львович, ага ...
к примеру 60 тысч цистерн с зарином прямёхонько возле ласточкиного гнезда в Крыму .
Ответ на комментарий Карл_Львович # .... упс....((
Son_mira 14-12-2014-16:19 удалить
Ответ на комментарий Карл_Львович # Карл_Львович, угу - и травят потихоньку , во время войны были скинуты , чтобы Крым немцам не остался ... а народ радостно купается и ничего себе не знает , а когда я ролик на ютубе показываю , такие возмущения слышу уже 5 лет .....что тю - ничего нет.
От себя могу сказать , что я там прожила 5 лет в этом районе с 1989 года ,
и руки по локоть у меня были в неизлечимых язвах ....врачи говорили , что экзема .
Вылечила только в горах в районе Адлера и Красной поляны НАРЗАНОМ , тем куда при союзе отправляли наших космонавтов на реабилитацию на месяц после приземления.
А так полгода гнили и язвами круглыми ...
Ответ на комментарий Карл_Львович # ... может хоть сейчас хватит ума заняться очисткой...
Son_mira 14-12-2014-16:47 удалить
Ответ на комментарий Карл_Львович # Карл_Львович, не знаю , скорей всего это не возможно ,
контейнеры прогнили и их давно обваривают кожухами , вынуть уже нельзя .
Ответ на комментарий Карл_Львович # ... вот и очередная "нерешимая" задача...
Son_mira 14-12-2014-21:52 удалить
Ответ на комментарий Карл_Львович # Карл_Львович, да ...........водолазы там во всём скафандры прямо ,когда варят под водой .... теперь это проблемс уже не наша - Крымненаш )))
Думаю , что делать там навряд ли что будут ...
Проще сказать , что вирусная эпидемия - птицы помнишь - как там все попадали ?
Я тогда там уже не жила , уехала окончательно в 1994 году - но всё было перекрыто
Птичий грипп типа , а за людей ваще не кто не говорит , хорошо , что не в сезон это было ,
местные на пляжи давно не ходят , давно это знают .
Зарин когда начинает протекать - народ для начала начинает дурковать - психика едет . И там многое зависит от течения , на саму Ялту течение с того места не доносит всё это , там оно как то уходит под горой и выходит далеко от этого места .Но пляжи в этом самом месте не застрахованы никак , а там много настроено всего . Народ оздоравливается , так сказать .....
Последние годы ( этак лет 5 ) не припомню не одного случая , чтобы приехавшие с отдыха не проболели пару недель ОРВи или ОРЗ , все болеют и с осложнениями .
Ответ на комментарий Карл_Львович # Арктику начали чистить.... и сюда руки дойдут... здесь такие разговоры ходют....лазил по местным ресурсам,оказывается реальная проблема....
Son_mira 14-12-2014-21:58 удалить
Ответ на комментарий Карл_Львович # Карл_Львович, это где она, проблема , лазит ?
В Ростове на Дону ?
Ответ на комментарий Карл_Львович # .... это здесь.среди военных.... пока разговоры...
Son_mira 14-12-2014-22:06 удалить
Ответ на комментарий Карл_Львович # Карл_Львович, ясненько - но хорошо , хоть говорят , а то о Ялтинском побережье до Фороса все молчат и крепко злятся , если тему развиваешь ....местные прямо таки свирепеют ...они же в основном за счёт приезжих живут
Ответ на комментарий Карл_Львович # ....будем верить в лучшее))
Son_mira 14-12-2014-22:34 удалить
Ответ на комментарий Карл_Львович # Карл_Львович, а конеш )) !
Меня никаким теперь пряником 20 лет туда не окунуть ))...
была на 1 мая 2013 года ( после 19 лет не посещения ) и в гостинице Ялта в бассейне в самый раз было купаться .
Ответ на комментарий Карл_Львович # .... вот тебе и "море"((
Son_mira 15-12-2014-19:50 удалить
Ответ на комментарий Карл_Львович # Да уж .....море красивое и тёплое в Египте .........а Черное море это иллюзия
Доброго вечера !
Son_mira 15-12-2014-19:55 удалить
Ответ на комментарий Карл_Львович # Карл_Львович, тут у Миллы о Черном море сегодня статейка http://www.liveinternet.ru/users/mila111111/post346611295/
Ответ на комментарий Карл_Львович # Спасибо,зайду посмотреть))
Son_mira 16-12-2014-11:22 удалить
Ответ на комментарий Карл_Львович # Карл_Львович, доброго утра !
И удачного дня !!!
Ответ на комментарий Карл_Львович # Доброго-предоброго!))
... интернет греет))
Son_mira 16-12-2014-12:32 удалить
Ответ на комментарий Карл_Львович # Карл_Львович, да !
Это единственное место моего доброго общения !
Благодарю ВасКарл_Львович, за то что Вы есть тут !
Ответ на комментарий Карл_Львович # Лорик и тебе спасибо за общение!
Son_mira 16-12-2014-15:53 удалить
Ответ на комментарий Карл_Львович # Карл_Львович, рада , что Вы так пишите !


Комментарии (35): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Как из "Ленина" вырезали сердце | Карл_Львович - Дневник Karl_Lvovich | Лента друзей Карл_Львович / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»