[200x300]
Впе ре ди пла не ты всей
Всез на ю щая Ви ки пе дия ут вер жда ет, что “ли дер” (от ан г лий ско го leader — ве дущий, пер вый, иду щий впе ре ди) — это чело век, ко то рый мо жет вли ять на по ве дение дру гих лю дей, брать на се бя от вет ствен ность, по с ле до ва тель но ид ти к до с тиже нию кон крет ных це лей и ве с ти за со бой ко ман ду. А ко ман да в свою оче редь призна ет за ним пра во при ни мать ре ше ния в зна чи мых си ту а ци ях.
Обыч но го во рят о двух ти пах ли дер ст ва: фор маль ном и не фор маль ном. В пер вом слу чае речь идет о на чаль ст ве, спо собном ор га ни зо вать и на ла дить эф фе к тивную ра бо ту. Во вто ром — ско рее, о тех, кто спо со бен вдох но в лять и на пра в лять вне за ви си мо сти от сво его ста ту са. Им не обя за тель но об ла дать вла ст ны ми пол но мо чи я ми и иметь офи ци аль ные обязан но сти. Мы об ра ща ем на них вни ма ние по ми мо сво ей во ли, при слу ши ваем ся к их со ве там, а по рой да же го то вы го ры свер нуть под их под спуд ным ру ко вод ст вом, хо тя без оно го ви да ли бы мы те го ры...
Моя зна ко мая упо ен но рас ска зы ва ла мне о сво ем пре ды ду щем на чаль ни ке: “Пред ста в ля ешь, он так умел за жечь нас, что мы по лу ча ли от ра бо ты на сто ящий кайф. Соз да ние ди зайн-про ек та в лю бом слу чае де ло ин те рес ное, но тут, ра бо тая “на дя дю”, мы бо ле ли, как за соб ст вен ное де ло: фон та ни ро ва ли иде ями, спо ри ли, де ла ли и пе ре де лы ва ли. А ка кую ко ман ду он со брал! Ка ж дый был на сво ем ме с те. А сей час босс по ме нял ся. Он нор маль ный спе ци а лист, но раз ве его срав нить с про шлым “энер д жай зе ром”...
Сов па де ние ру ко во дя щей долж но сти и ка честв не фор маль но го ли дер ст ва — иде аль ный ва ри ант. И, как вся кий иде ал, встре ча ет ся он не ча с то.
Пусть меня научат
Не с мо т ря на то что речь идет о ка че ст вах вро ж ден ных, ”на во ж дя” мож но... вы учить ся. Мно го чис лен ные тре нин ги впол не ус пеш но спра вля ют ся с за дачей куз ни цы ли де ров. При этом, прав да, тре не ры ут вержда ют, что лю дям, пра к ти че ски не об ла да ю щим при тя га тель но стью (а та ких со в сем немно го), ус пе хов на этом по при ще не до бить ся. Все же про чие при из вест ном усер дии мо гут до с тичь по ло жи тель ных ре зульта тов и раз вить на вы ки, не об хо ди мые для эф фе к тив ной ра бо ты с подчиненными.
Свя то ме с то
Де ло в том, что та лант во ж дя да ет ся с ро ж де ния. Это пси хо фи зи че ские особен но сти че ло ве ка, ко то рые, как в пес не, “не за ду шишь, не убь ешь”. Да же ес ли в дет ст ве под вли я ни ем стро го го вос пи та ния эти за дат ки не щад но га сились (будь по слуш ной, ве ди се бя скром но, не вы со вы вай ся...), то все рав но при пер вом же слу чае они вы рвут ся на во лю.
Од на ко спо соб но сти ве с ти за со бой дру гих нам раз да ют от нюдь не щед рой ру кой. Так на зы ва е мых био ло ги че ских ли де ров немно го — все го око ло пя ти про цен тов. И тем не ме нее ни один кол ле к тив не об хо дит ся без пред во ди те ля — за кон при ро ды. Это дей ст ви тель но за кон имен но при ро ды. Еще в ше с ти деся тых го дах про шло го ве ка ака де мик Бо ло тов об на ру жил, что в лю бом жи вом ор га низ ме су ще ст ву ет так на зы ва е мая ли ди ру ю щая клет ка. (Поз же это открытие ста ло ос но вой для ле че ния и омо ло же ния ство ло выми клет ка ми.) На бо лее вы со ких уров нях то же со блю да ет ся “пра ви ло ве ду ще го и ве до мо го”. В сфе ре че ло ве че ских от но ше ний оно зву чит так: лю бая груп па со сто ит из лиде ра и по с ле до ва те лей. Да же ес ли взять де сять пас сив ных лю дей, один из них воз гла вит ос таль ных. Про сто в от сут ст вие био ло ги че ско го во жа ка к корми лу вла сти не ми ну е мо ста но вит ся ли дер си ту а ци он ный. Ча ще все го им окажет ся че ло век, ко то рый в дан ном кол ле к ти ве яв ля ет ся луч шим спе ци а ли стом в ка ком-то во п ро се. Вот он-то и мо жет вре мен но взять на се бя функ ции ве дуще го — ис клю чи тель но для ре ше ния кон крет ной за да чи. Так ти хо ня ди зай нер вдруг спо со бен “по стро ить” весь кол ле к тив, вклю чая на чаль ни ка, в мо мент, ко гда “го рит” вы пуск ма ке та. Или вот поч ти бы то вой при мер: ко гда мы в своем кол ле к ти ве от ме ча ем ка кое-ни будь со бы тие, то ор га ни за ци ей сто ла и рас преде ле ни ем обя зан но стей по на маз ке-на рез ке-рас клад ке бу тер бро дов ак тив но за ни ма ет ся де вуш ка, в обыч ное вре мя не за мет ная.
Не да ром в пси хо ло гии при ня ты раз лич ные клас си фи ка ции ли де ров. По со держа нию де я тель но сти рас по з на ют ли де ров-вдох но ви те лей и ли де ров-ис пол ните лей, по ха ра к те ру де я тель но сти — уни вер саль ных и си ту а тив ных, по на прав лен но сти — эмо ци о наль ных (эти бе рут на се бя ми к ро кли мат) и де ло вых.
Ли дер-кри тик мо жет про ана ли зи ро вать про ект или си ту а цию, вы де лив сла бые и силь ные сто ро ны, ли дер-ин тел ле к ту ал спо со бен ро ж дать идеи, ли дер-ор гани за тор уме ет пла ни ро вать ра бо ты и рас пре де лять обя зан но сти. Так что пра кти че ски у лю бо го че ло ве ка при же ла нии име ет ся шанс чем-то по ру ко во дить и что-то воз гла вить. Толь ко не сто ит се бя на си ло вать. То му, кто не ро дил ся биоло ги че ским ли де ром, да же в ро ли “во ж дя по слу чаю” за дер жи вать ся не же латель но — вред но для здо ро вья как фи зи че ско го, так и ду шев но го. Об рат ная си ту а ция — во жак от при ро ды, не име ю щий воз мож но сти до ми ни ро вать, — не ме нее пе чаль на.
На с то я щим под тверждаю
Ли дер ст во — по ня тие не ис чис ляе мое, и в ре зю ме по ка зать его на ли чие не про сто. Как же быть, ес ли кад ро ви ки на стой чи во требуют до ка за тель ст ва на шей ха риз мы? Пе ре чис лять на вы ки и обя зан но сти, пре ды ду щий опыт, ус пеш но ре а ли зо ван ные про ек ты. На со бе се до ва нии в пер вую очередь го во ри те о сво ем про фес си о на лиз ме, о том, что уме е те и хо ти те де лать. Мож но назвать та кие до с ти же ния, как фор ми ро ва ние ко ман ды, уве ли че ние про даж и да же ор га ни за цию со в ме ст но го от ды ха или ве че рин ки. Вклю чай те в са мо пре зен та цию вы ра же ния вро де “я ре ши ла”, “мы все вме сте ре ши ли и я воз гла ви ла”, “мне уда лось объ яс нить (или до ка зать)”, “я ор га ни зо ва ла со т рудни ков (ука жи те, на что), а са ма за ня лась...” По ка жи те так же, что вы не ав то ритар ны, что ин те ре со ва лись мне ни ем сво их кол лег и под дер жи ва ли их мо рально, — и порт рет ли де ра го тов.
Быть или не быть
Нра вит ся нам или нет, но жизнь за ста в ля ет да же са мых скром ных до с та вать из по та ен ных угол ков за чат ки ли дер ских ка честв. Об ще ст ву нуж ны лич но сти, на це лен ные на ре зуль тат, до с ти га ю щие его бы ст ро и вы год но для де ла и веду щие к не му всю свою ко ман ду. Спо соб но сти к ли дер ст ву наи бо лее вос требо ва ны там, где высока кон ку рен ция, где нуж но оперативно при ни мать ре шения, про яв лять ини ци а ти ву, вне дрять что-то со вер шен но но вое и не при вычное. Без уме ния за жечь лю дей не стать ни хо ро шим про дав цом, ни ме нед жером, ни тем бо лее на чаль ни ком.
И все же до ми ни ро вать над дру ги ми хочется да ле ко не всем. Можно быть яркой ин ди ви ду аль но стью, а за во ди лой при этом не быть. Мно гим до с та точ но твор че ски про яв лять ся в ра бо те и рас ти про фес си о наль но.
Бо лее то го, ка че ст ва, так вос тре бо ван ные на ру ко во дя щих долж но стях, мо гут на вре дить там, где нуж ны лишь ак ку рат ность и скру пу лез ное вы пол не ние каких-ли бо дей ст вий. Пом нит ся, встре ти лось мне как-то объ я в ле ние о ва кан сии та к си ста, где сре ди про чих тре бо ва ний зна чи лись твор че ское мыш ле ние, иници а тив ность и ли дер ские на вы ки. Так и при ви дел ся во ди тель, ко то рый отговорит ме ня ехать в аэ ро порт и вме сто это го по ве зет в центр, ли хо оги бая проб ки по га зо нам.
И во об ще, вы мо же те се бе пред ста вить, что все во к руг ста ли ли де ра ми? Хоро шая ил лю ст ра ция уже име ет ся: “Од на ж ды Ле бедь, Рак да Щу ка вез ти с покла жей воз взя лись...”
Порт рет в ин терь е ре
Ли дер ст во не воз мож но опи сать еди ной фор му лой. Как вся кое ма с тер ст во или та лант, оно мно го гран но. На при мер, один че ло век ди на ми чен и оба я те лен, а дру гой спо ко ен и скуп на эмо ции. Од на ко оба мо гут вну шать до ве рие, во одуше в лять и до би вать ся, что бы ра бо та вы пол ня лась бы ст ро и ка че ст вен но. И все же не ко то рые свойства при су щи аб со лют но всем ли де рам. Так по че му бы не пе ре нять эти полезные черты ха ра к те ра?
Для на ча ла — две са мых глав ных. Во-пер вых, на сто я щий ли дер дол жен быть оп ти ми стом. За че ло ве ком с пе ча тью скор би на ли це не по с ле ду ют: про сто не по ве рят в его спо соб ность обес пе чить им ра дость, раз уж он сам ее не добил ся хо тя бы для се бя. Во-вторых, он дол жен лю бить лю дей. Ну как же можно хо ро шо уп ра в лять те ми, ко го не лю бишь?!
Хо ти те, что бы лю ди за ва ми шли, про яв ляй те о них за бо ту, вы ка зы вай те за инте ре со ван ность, вни кай те в про б ле мы, учи тесь слу шать и будь те тер пи мы к их сла бо стям. Вспом нить хо тя бы яв ле ние Люд ми лы Про кофь ев ны в офис во вто рой ча с ти “Слу жеб но го ро ма на”. От ны не под чи нен ные бу дут вы пол нять ее рас по ря же ния не по то му, что она стро гая мым ра-на чаль ни ца, а по то му, что ду шев ная жен щи на, да еще и спе ци а лист.
К сло ву, вряд ли ли де ром мо жет стать че ло век не ком пе тент ный, не про фес сио наль ный. И да же боль ше. Что бы ве с ти лю дей за со бой, тре бу ет ся си с тем ное мыш ле ние и ши ро та взгля дов. Хо тя бы на уров не здра во го смыс ла. По жа луй, имен но эти чер ты раз ви вать про ще все го, ведь здесь тре бу ет ся, ско рее, труд ума, а не ду ши. Од но из важ ных ли дер ских ка честв — уме ние ра бо тать в коман де, а не до ми ни ро вать все гда и всю ду. Тот, кто хо чет воз гла вить лю дей, дол жен быть смел и ре ши те лен. Плыть по те че нию — со в сем не то, что искать не про то рен ные пу ти. Но имен но это го и ждут от на сто я ще го во ж дя. А вот в слу чае не уда чи пе ре кла ды вать от вет ст вен ность на дру гих нель зя. Бо лее то го, что бы ли де ру до ве ря ли, он все гда дол жен быть го тов лич но от ве тить за не га тив ные ре зуль та ты кол ле к тив но го тру да. Ве ра в свои си лы без за но с чи вости и вы со ко ме рия “иду ще му впе ре ди” про сто не об хо ди ма. А еще он вни мате лен, спра вед лив и та к ти чен. И ес ли уж кри ти ку ет, то за ме ча ние упа ко вы вает, как сэн двич, меж двух лом тей по хва лы.
Впро чем, ес ли все рь ез со ста в лять порт рет иде аль но го ли де ра, то пре за бавней шая вещь об на ру жит ся. Он ори ен ти ро ван на ре зуль тат и при этом по лон но вых идей, вни ма те лен к де та лям, но не за бы ва ет об об щей кар ти не, он улавливает тенденции, по ни ма ет не об хо ди мость из ме не ний, но под хо дит к их во пло ще нию ос то рож но. Труд но пред ста вить, как од но вре мен но мож но быть со сре до то чен ным на до с ти же нии крат ко сроч но го ре зуль та та и по сто ян но менять гло баль ное на пра в ле ние раз ви тия, кон т ро ли ро вать все про цес сы вну т ри и ин те ре со вать ся, удоб но ли со т руд ни кам уча ст во вать в этих про цес сах. Подоб ные Джент ль мен или Ле ди Со вер шен ст во — миф. Так что не пы тай тесь вос пи ты вать в се бе все и сра зу. Со с ре до точь тесь на том, что бли же ва шей на ту ре.
“В пси хо ло гии ли дер ст ва не су ще ст ву ет по лез ных со ве тов, при год ных все гда и для всех. Мож но, ко неч но, про сто изучать тех ни ку уп ра в ле ния людь ми, при е мы ма ни пу ли рова ния, ме то ды убе ж де ния и веж ли во го от ка за. Все это полез но и нуж но. Но ос нов ные пре пят ст вия, ко то рые сто ят на пу ти ли дер ско го ро с та, — это на ши вну т рен ние барь еры. Они — ре зуль тат соб ствен но го про шло го опы та, убе ж де ний, ог ра ни че ний и при вы чек, по э тому мы да же не все гда их осоз на ем. Ча ще все го наш ли дер ский по тенци ал тор мо зит ся рас плыв ча то стью по ста в лен ных це лей, не ве ри ем в свои силы, за ни жен ной са мо оцен кой, бо яз нью пе ре мен, не уме ни ем мыс лить по зи тив но, не спо соб но стью се бя ор га ни зо вать, не хват кой про фес си о наль ных зна ний и на вы ков. По э то му для тех, кто хо чет вес ти лю дей за со бой, но по ка не ощу ща ет та ких спо соб но стей, тре нинг раз ви тия су гу бо ли дер ских на вы ков ма ло по мо жет. Раз бе ри тесь в себе, най ди те свой “тор моз” и ра бо тай те над ре ше ни ем этой за да чи. Луч ше прой ти сна ча ла хо ро ший об щий тре нинг лич но ст но го ро с та и осоз нать свои силь ные и сла бые сто ро ны. А тем, кто уже по нял, в каком на пра в ле нии дви гать ся, по мо гут пра к ти че ские кур сы: це ле по ла гание, уп ра в ле ние вре ме нем, навы ки ком му ни ка ции и про чие, в за ви симо сти от по треб но стей”.
Андрей Подгородецкий, тренер-коуч, автор собственных программ
“Я про шла тре нинг по эф фе к тив но му ис поль зо ва нию ли дер ско го потен ци а ла и по ста ра лась при ме нить в сво ей ра бо те все по лу чен ные со ве ты и ре ко мен да ции. Од ним из мо их не до с тат ков как ру ко во ди те ля бы ло не уме ние (или не же ла ние) са мо сто я тель но при ни мать ре ше ния. Сей час про цесс при ня тия лю бых, да же са мых важ ных и от вет ст венных ре ше ний стал лег ким и бы ст рым. Я про сто всей ду шой при ня ла как дан ность, что су ще ст ву ют ве щи, за ко то рые от ве чаю имен но я. Теперь я не рас хо дую свою энер гию на со м не ния, а до би ва юсь ре зульта та. И вре мя, ко то рое рань ше ухо ди ло на ко ле ба ния, от да ет ся де лу. А еще я за ме ти ла, что мое об ще ние с людь ми ста ло бо лее эф фе к тивным. Я ста ла луч ше по ни мать их, а они ме ня. Для на чаль ни ка это очень важ но”.
Ин га Сто ля ро ва, ди ре к тор фир мы
“Тре нинг ли дер ских ка честв стал пе ре лом ным мо мен том в мо ей жизни. Пре ж де все го бы ло по лез но осоз нать, как я про яв ля юсь в кол ле кти ве, и как ме ня вос при ни ма ют ок ру жа ю щие. Так же я смог уви деть со сто ро ны и про чув ст во вать на соб ст вен ном опы те, как вдох но в ля ю щие це ли дру гих уча ст ни ков за ря жа ют и мо ти ви ру ют ме ня и мо их кол лег. Им хо чет ся по мо гать и под дер жи вать, за ни ми хо чет ся ид ти. По лез но бы ло осоз нать роль и ме с то ли де ра в ко ман де. А от кры ти ем для ме ня ста ло то, что я, ока зы ва ет ся, не имею лич ных це лей, в ко то рых бы ли бы за дей ст во ва ны дру гие лю ди. Те перь бу ду боль ше по ла гать ся не толь ко на се бя, но и на дру гих”.
Игорь Се ме нен ко, ме нед жер по пер со на лу
Мы те бя вы дви ну ли, мы и за дви нем
Ко г да речь за хо дит о не фор маль ном ли де ре, то как-то са мо со бой в цен т ре вни ма ния ока зы ва ют ся лич ные ка че ст ва это го че ло ве ка. На са мом де ле все ку да ин те рес нее и за пу тан нее. Уче ные ут вер жда ют, что при чин но-след ст венные свя зи в от но ше ни ях ме ж ду ли де ром и груп пой со в сем иные. И оп ре де ляют ся они не пре тен ден том на глав ную роль, а... ве до мы ми. То есть те ми, над кем пред сто ит вла ст во вать. Как бы ни бы ли вы хо ро ши са ми по се бе, ка кой бы ха риз мой ни об ла да ли, за кре пи тесь ли вы в ро ли ли де ра или нет в ко нечном ито ге за ви сит от то го, на сколь ко сов па дут ва ши це ли с це ля ми груп пы. Ме с то в аван гар де за не воль ным пред во ди те лем со хра ня ет ся лишь до тех пор, по ка ве до мые ве рят, что он спо со бен при ве с ти их имен но ту да, ку да они са ми стре мят ся. Вспом ни те кар ти ну Пи те ра Брей ге ля “Прит ча о сле пых”. Пред ста в ля е те, как из ме нит ся “дис ло ка ция”, ко гда все пой мут, что впе редсмо т ря щий смо т реть-то и не спо со бен?
Увы, как толь ко пла ны ли де ра и груп пы рас хо дят ся, во жак те ря ет под держ ку и про дол жа ет дви же ние уже в оди но че ст ве. И не ред ко, как, на при мер, Христос на суд к Пи ла ту, под улю лю ка нье быв ших сто рон ни ков.
Так что, ко неч но, сто ит раз ви вать в се бе ли дер ские за дат ки и стре мить ся к но вым вер ши нам и по бе дам. Но ни ко гда нельзя за бы вать о тех, кто идет за ва ми. И толь ко то г да вы и ста не те фа к ти че ским во жа ком. К обо юд но му удоволь ст вию.