Ситуация в политических отношениях с Грузией сложная. Но есть продукт, который Грузия производит давно, а Россия потребляет этот продукт так же давно. Споров о качестве этого продукта ходит много, а ещё больше мифов. Пора взглянуть на грузинское виноградарство критическим взглядом.
И есть мнение у некоторых «экспертов», что всё что им не понравилось, они импортируют в Россию. Давайте разбираться.
«На данный момент, Южный Кавказ (Азербайджан, Армения, Грузия, Нагорно-Карабахская Республика, Абхазия, Южная Осетия) считается самым древним виноградарским регионом. Именно на территории Грузии были найдены артефакты связанные с виноделием возрастом ок. 8000 лет». Рандомный факт о Грузии.
Поставка дистиллятов из Грузии в Россию началась ещё в XVI веке. В XIX веке Грузия вошла в состав Российской Империи. После чего на винодельни были направлены французские энологи, которые привезли с собой практику проводить ферментацию вин в дубовых чанах, а выдержку в дубовых бочках. До того момента была только технология квеври.
При СССР произошло разделение виноградников и виноделен под разные хозяйства с разной ответственностью. Такое разделение привело к ухудшению качества. Но вплоть до 60-хх годов виноделие занимало ключевую роль. Проводились научные работы по развитию виноградарства.
Окончательный упадок произошёл в 70-хх годах. Когда началась культура фальсификации продукции, ради выполнения планов. С 1985 г. фальсификация достигла катастрофических размеров. Грузия отказывалась от импорта вина в Россию, он просто не имел смысла. Киндзмараули и Хаванчкара производились в Болгарии и Румынии. Россия идёт на решительный шаг, запрещая импорт «грузинских» вин, чтобы очистить рынок. Всплески фальсификата периодически наполняют рынки до сих пор.
Тот самый конфликт, когда спрос убил предложение.
Начнём с того, что львиная доля экспорта вина из Грузии идёт в Россию. На данный момент. Примерно 80 млн. бутылок в год. В основном это сегмент дешёвых полусладких вин, к которым россияне пристрастились в СССР, из-за которых разрастается сыр-бор. Сейчас, повышается доля сухих вин премиум класса. В стране растёт культура потребления алкогольных напитков.
«Виноделов хоронили в квеври». Рандомный факт о Грузии.
Ещё в XIX веке в Грузии начали выделять систему апелласьонов, по примеру Франции. За последнее десятилетие эта работа доведена, если не до конца, то уже к системе на которую можно положиться. И покупая «киндзмараули» разлитое в Болгарии вы точно покупаете кота в бутылке. Чтобы не удлинять пост, готов рассказать подробнее про систему апелласьонов в следующих постах. Если найдутся заинтересованные лица.
Сейчас достаточно запомнить одно. Основной виноград в Грузии Саперави. Надпись на бутылке «Мукузани» означает, что виноград Саперави рос в регионе Мукузани, где и был ферментирован в вино.
Обычно просто Саперви указывается на винах эконом-сегмента. На винах, которые не входят в зарегистрированные апелласьоны, либо производитель не хочет указывать местность. Отдельные виноградники предпочитают указывать свои географические наименования.
Киндзмараули (апелласьон) — это Саперави выращенный и разлитый на левом побережье региона Кахети, произведённое с остановкой ферментации холодом, чтобы сохранить природную сладость вина. Вино «Алазанская долина» добивается сладости подмешиванием сладкого сусла (для примера).
Кварели — сухой Киндзмараули. Виноградники растут там же, где Киндзмараули.
Проблему этикеток, которые нельзя найти в стране производителе, можно объяснить так. В каждой стране производят вино рассчитанное на массовый рынок (тот самый эконом класс в супермакретах «у дома»). Может быть так, что у трёх конкурирующих сетей один поставщик вина. Чтобы не перехлёстываться с конкурентами и внести изюминку производятся «эксклюзивные» этикетки.
Вы хотите вино. У вас три магазина рядом. Вы окидываете ценники взглядом. И у магазина Б акция: вино за 700 руб. стоит по акции 300 руб. Какая удача. Однако это же вино в магазинах А и В стоит те же 300 руб. без акции. Один производитель, три разные этикетки, одинаковая цена. Но купить за 300 по акции интереснее, чем за 300 без неё. Импортёров в России вина можно пересчитать по пальцам. Магазинам надо как-то выделяться. Всю правду можно прочитать на контрэтикетках, сравнив импортёров и производителей во всех трёх магазинах.
Изначальным топчиком апелласона было именно Кварели. Но климат теплел, вино накапливало много остаточного сахара и родился Киндзмараули. И вот тогда в 1930-х годах, товарищ Сталин отведал вина и выбрал топчиком Киндзмараули. В 1942 году регистрируется апелласьон Киндзмараули. И так повелось, что грузины пьют Кварели, а русские Киндзмараули, собранные с одного виноградника.
Технология производства Киндзмараули сложнее, чем «Алазанская долина», поэтому цена на первое +600 рублей, а на второе +300. Для тех кто хочет опробовать новую коллекцию грузинского вина есть промокод Gamarjoba, дающий 10% скидку. Для тех, кто хочет чего-то другого, у меня постоянная скидка кависта на любую продукцию компании Винтаж-М (или на тот случай, если действие промокода закончится).
Если вам понравилась тема, проголосуйте в комментариях. Я продолжу писать о мире вина.