Все уже посмотрели фильм «Терминатор: Темные судьбы»? Я не буду сегодня говорить конкретно об этом фильме. Сегодня, я попытаюсь без спойлеров начать историю Т-800 заново. С чистого листа.
Мы окунемся как можно глубже в опубликованные материалы, которые удастся найти на просторах интернета. Зачем я это буду делать? Потому что у меня «бомбануло», «порвало пукан», если позволите так выразиться. Возможно данный сленг уже устарел, но и тема истории Терминаторов не является свежим трендом. Постараюсь в семь постов уложить почему у меня «бомбануло» и почему Джеймс Кэмерон имеет право носить «Знак качества».
Предупреждения: я никогда не рвался в кинокритики, и это возможно первая и последняя попытка написать, что-либо умное про кино. Возможно даже не про самое любимое.
История об истории.
Хотелось прыгнуть сразу с места в карьер, но по ходу написания этого эссе, выяснилось, что старт истории кое-кто все же не смотрел, и надо дать краткое описание фильма, не сдав всех тонкостей сюжета.
· режиссер Джеймс Кэмерон
· сценарий Джеймс Кэмерон, Гейл Энн Хёрд, Уильям Уишер мл.
Гейл Энн Хёрд по совместительству (будущая на тот момент и бывшая на сей) жена Кэмерона, не знаю точно американских законов, но сценарий фильма был продан ей за 1$, потому что без этого не могли стартовать съемки. Уильям Уишер мл. – с его багажом, я могу поверить, что он принимал непосредственное участие в работе над сценарием. Это его стиль. Кэмерон имеет богатый сценарный список. Из которого 3 фильма собрали сумасшедшие кассы. (Назовете их? Дам подсказу. Рассматриваемый фильм не входит в этот топ.)
Терминатор/The Terminator 1984 (боевик, фантастика, триллер).
«Твоё будущее в его руках».
«История противостояния солдата Кайла Риза и киборга-терминатора, прибывших в 1984-й год из пост-апокалиптического будущего, где миром правят машины-убийцы, а человечество находится на грани вымирания. Цель киборга: убить девушку по имени Сара Коннор, чей ещё нерождённый сын к 2029 году выиграет войну человечества с машинами. Цель Риза: спасти Сару и остановить Терминатора любой ценой.» (с) Кинопоиск
Если выкинуть из головы, все что произошло потом. И представить, что вот сейчас 1984 год, и я впервые смотрю фильм (что было бы смешно, мне было б все 4 года, и я бы ни хрена не понял), то я бы составил описание так:
«В 1984 году простую официантку Сару Коннор преследует убийца. Сара, должна стать третьей жертвой. Убийца действует по телефонному справочнику. Сара переживая за свою жизнь, обращается в полицию, но в этот момент попадает в перестрелку в ночном клубе между преследователем и молодым человеком, спасшим ее от расправы. Теперь у нее есть выбор: поверить своему спасителю Кайлу Ризу, что она родит победителя роботов, или довериться полицейским, которые предполагают, что за Сарой гонится маньяк, а Кайл Риз – городской сумасшедший, возможно не менее опасный, чем ее преследователь.»
«Критики» о старте франшизы. Ах, как прекрасно пахли 80-е.
На сайте 175 отзывов о фильме, из них 165 положительные. Приведу наугад в рандомном скролле цитаты, разбросав их по посту:
«Что же мы имеем в итоге? Из минусов абсолютно ничего, а из плюсов абсолютно все.»
Получается, что фильм заработал свои 8 баллов на ностальгирующих критиках. Первые рецензии российского пространства интернет стали появляться в 2007 году. В 1984 году, конечно, не было «Кинопоиска», да и с интернетом все было не очень гладко. Спустя более 20 лет, легко вспоминать фильмы прошлого и считать их потрясающими, тем более для людей, родившихся в СССР. На тот период фильм был хорош по спецэффектам даже для Голливуда. (Напомню, все что я далее буду писать, касается отзывов критиков на последний фильм «Терминатор: Темные судьбы» и он, поверьте мне отлично сделан по спецэффектам. Я обожаю начос с теплым сыром, боевые сцены в фильме заставили меня забыть о начос на полпути ко рту, настолько они напряженные и вовлекающие).
О, фильм так хорош, такие милые 80-е (с милыми 80-ми я тоже соглашусь, божественная модная одежда в стили урбан-панк), а Кэмерон был тогда молод, за сим косячный триллер, ставший знаменитым за счет громкого выхода второй части, по волшебству превращается в шедевр задним числом. И никто не заметил так презираемый в наш век «продакт плейсмент».
Это же прощается и в «Назад в будущее» ибо классика. (Темные судьбы скорее всего тоже, что-то рекламировали, но мне в глаза не бросилось, кто и что заметил?).
Триллер, боевик, фантастика. Местами научная.
Можно отметить прекрасную операторскую работу,
выбор ракурсов,
цветовые решения,
музыку
Но и ляпов я набрал целое ведро. Все их можно найти на «Кинопоиске», причем многие ошибки, например, сделай это в русском фильме, уже полили бы ушатом грязи. Но первый фильм классика, и он святой, ему 8 баллов. Смешно, что кинокритики выход первого терминатора не одобрили, но сейчас «эпопея противостояния» описывается фразами вроде: «после благосклонного приема и критиками, и зрителями первых фильмов о Терминаторе…».
«К минусам, которые конечно имеются, придираться совсем не хочется, ведь они ничтожны по сравнению с остальной работой.»
Большая часть критики выпала на «актерские способности Т-800». То бишь, не понравилось, что робот похож на робота по эмоциям и актерской игре. Терминатор говорит, как машина, что логично. Но имитируя голоса других, он имитирует и эмоции в голосе. Он так хорош, что может пройти тест Тьюринга по телефону, но недостаточно умен и технологичен, чтобы имитировать живого человека всегда. Т-800 модель для охоты на людей и имитирует их, чтобы попасть на базы повстанцев. Положа руку на сердце, вы бы поверили, что человека, разговаривающего из рук вон социально плохо, беженцы привели в лагерь, где опознать его могли только собаки? Ладно, не будем дальше танцевать на шарнирах «Т-800-Неудачная попытка».
А кто еще выжил после ядерного удара «Скайнет»? Мы видели людей, собак, крыс… Удар нанесен в 1997 году. Остатки людей победили в 2029-м. Что вы ели?
И еще вопросик… Последствия взрыва ядерной бомбы:
«Ударная волна разрушает строения и технику, травмирует людей и оказывает отбрасывающее действие быстрым перепадом давления и скоростным напором воздуха. Последующие за волной разрежение (падение давления воздуха) и обратный ход воздушных масс в сторону развивающегося ядерного гриба также могут нанести некоторые повреждения.» Так, все понятно, можно поставить галочку.
«Световое излучение действует только на неэкранированные, то есть ничем не прикрытые от взрыва объекты, может вызвать воспламенение горючих материалов и пожары, а также ожоги и поражение зрения человека и животных.» Тоже многое объясняет, ставим галочку.
«Проникающая радиация оказывает ионизирующее и разрушающее воздействие на молекулы тканей человека, вызывает лучевую болезнь. Особенно большое значение имеет при взрыве нейтронного боеприпаса. От проникающей радиации могут защитить подвалы многоэтажных каменных и железобетонных зданий, подземные убежища с заглублением от 2-х метров (погреб, например, или любое укрытие 3-4 класса и выше), некоторой защитой обладает бронированная техника.» Все еще неплохо двигаемся, может я зря придираюсь?
«Электромагнитный импульс выводит из строя электрическую и электронную аппаратуру, нарушает радиосвязь.» А… Хммм… Допустим, «Скайнет» в бункере и экранирована, сколько лет ей понадобиться, чтобы построить роботов, после мощнейшего отрубания ее основных ресурсов в мире? Посмотрим, может следующие фильмы смогут все прояснить.
Насколько надо выживать, если игнорируются основные инстинкты?
Сара спрашивает Кайла о девушках, выясняем, что Кайл девственник. Бог с ним инстинктом размножения. Когда он пошел за покупками, Сара деликатно удивляется набору продуктов. Чувак, ты в будущем даже крыс отдавал детям, а тут попал в пищевой рай и не купил себе шаурму?
Отвечаем на вопрос, что купил Кайл:
· Патока
· Аммиак
· Нафталиновые шарики
· Нитроглицерин
По словам Кайла, он собрался делать стабильную версию нитроглицерина, то есть стабилизировать вязким веществом, создав пластичное взрывчатое вещество. Вышеперечисленные ингредиенты содержат необходимые вещества. Но моих познаний по химии хватит, чтобы понять, количество которое он принес в двух пакетах могут убить только тараканов, некоторых придется добивать. Стоило в список добавить еще кучу ртутных градусников, чтоб совсем достоверно было.
Кайл, кто передал тебе чудесное умение делать динамит? Минутку, дата рождения 2002 год, пять лет спустя после апокалипсиса. В рамках жёсткого дефицита, он научился собирать взрывчатку, аки Нико на кухне. Микроволновку надо было добавить в рецепт. Или они в будущем не работали из-за последствий ядерной атаки?
Фильм все еще тянет на 8 баллов?
О Саре Коннор замолвим слово.
А знаете какого факта нет на «Кинопоиске»?
О Саре рано говорить в первом фильме, она должна быть проводником зрителя, который оказался в этой «котовасии» почти случайно. Она мало понимает в том, что происходит и через нее, и вместе с ней мы узнаем о чуждом нам мире. Она вполне естественна и невинна. Кроме последних кадров, где сделана ее единственная фотография. Отлично показано, как начался ее новый путь к спасению человечества, как вида.
Первый гештальт закрыт.
Мы имеем историю про машину из будущего, у которой есть одна цель – Уничтожить Сару Коннор. Видимо все, что мешает в достижении цели – устраняется.
Почему в гараже Т-800 сбегает. Против него не более 10 человек «препятствий». Он исчезает, но затем идет в полицейский участок, где перестает «стесняться». Почему, когда цель убить проще всего, Сара получает передышку? Это считается классикой жанра триллер?
«Теперь все это считается неоспоримой классикой, которая должна быть просмотрена каждый ценителем хорошего кино.» *Пунктуация и орфография сохранена авторская.
Мне это напоминает триллеры для подростков, где маньяк в опасный момент исчезает и для пущего устрашения, появляется вновь. Так, заглянем на «Кинопоиск» посмотрим рейтинг фильма «Дом восковых фигур» - 6,6. Фильмы-триллеры у которых рейтинг выше, чем у «Терминатора»:
· Семь (8,3)
· Отступники (8,5)
· Эффект бабочки (8,2)
Я не прав, высокий рейтинг у фильма за жанр боевик… Нет, тоже не пойдет, потому что «Терминатор: темные судьбы», спустя столько лет, уже должен был потерять приставку триллер, а при жанре боевик рейтинг у фильма чуть выше 6, хотя, как боевик, фильм очень горячий. Остался шанс за фантастикой. Терминатор покорил всех размахом эффектов и технологиями. В 80-хх годах «Чужие» чуть выше по рейтингу, сразу на ступень ниже идет «Альф» и «Охотники за приведениями». Наконец, мы определили жанр, ставшим ключевым в успехе. Будем рассматривать всю жизнь франшизы с точки зрения фантастики (местами научной).
Вернемся ко всему выше написанному, и перечитаем. Кажется, основные претензии у меня к фильму, именно в ключе слабо продуманной фантастики. Итоговая оценка фильма от меня 7. За операторскую работу, за цветовые решения, за милый стиль 80-х, за вполне себе достоверного робота и психов из будущего. Атмосфера триллера и нагнетания прекрасная, динамичные боевые сцены и много движения. Минус только за слабую фантастику.
Если вы со мной согласны, ставьте лайк. Если нет, продолжим полемику в комментариях или в ЛС.