...подумал я. И написал. Буду благодарен вам за отзывы и критику. Хотелось бы знать, читабельно ли это, не слишком ли заумно, занудно, абстрактно и другие лестные эпитеты:) Merci:)
Детерминизм. Карма. Свобода выбора.
Если вы не осознаете происходящего внутри вас
снаружи это кажется судьбой.
Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Так вопрошал Кенигсбергский затворник Кант в восемнадцатом столетии. Сколько людей задавалось подобными вопросами до него, и сколько спросят себя об этом после, и каждый раз ум будет ткать полотно из мыслей, тщетно пытаясь разобрать в причудливом рисунке скрытый смысл.
Эти вопросы, ровесники пробудившегося человеческого разума и его неизменные спутники.
Но постепенно философия, ищущая ответы на сокровенные вопросы, выродилась из поиска Истины в занудливое, ни к чему не ведущее конструирование из слов громоздких конструкций. И стала игрой людей с гипертрофированным мозгом, считающих, что Вселенная создана именно для того, чтобы они высказали мнение о ее устройстве и сущности. И, тем не менее, неспроста на протяжении веков разгорался огонь человеческой мысли, освещая темные неизведанные места реальности. Из чрева философии, например, появилась на свет психология, пытающаяся измерить сознание всеми возможными способами и другие полезные (ли?) науки.
Человеческий ум устроен таким образом, что для понимания любого материала, особенно же абстрактного, ему жизненно необходим островок определенности в потоке льющихся бурною рекою слов. Ему нужно знать, каково практическое применение всех этих умных слов в нашей отнюдь не теоретической жизни. В этой статье мы обратимся к таким философским терминам как детерминизм и фатализм, а также концепции восточной философии – карма, чтобы выяснить, имеют ли они отношение к нашей повседневной жизни.
В народе часто можно услышать утверждение «от судьбы не уйдешь» или сходное, но под восточным соусом, «карма, такая», и подразумевается при этом, что как не старайся, все равно ничего не изменить. В этом случае человек ощущает себя щепкой в потоке бурной реки, чувствует свою беспомощность перед действительностью.
И тут же обязательно найдется человек, который возразит – ничего подобного, все в наших руках, каждый сам творец своей судьбы, и только слабаки оправдывают себя судьбой и подобными глупостями. Нужно смело бросаться бой, набивая шишки и меняя реальность по своему усмотрению.
Так вот, первое мнение ближе к детерминизму – такому взгляду на жизнь вообще, и человеческую жизнь в частности, когда считается, что все в природе все определяемо, и происходит согласно причинно-следственным связям, и все мы – детали огромного, работающего по своим законам механизма под названием Природа. Свобода воли (и выбора) как таковая отсутствует. И личная ответственность, соответственно, тоже, потому как за что же отвечать, если все предначертано. И будущее, как ни старайся, не изменить. В крайних случаях детерминизм перерастает в фатализм. В этом случае человек убеждён в неизбежности событий, которые уже заложены в свойства реальности, и единственное, что остается делать, это ждать их проявления. Грустновато и обреченно.
Конечно же, современное общество с его научным прогрессом и бурным развитием такой пассивный настрой не может устроить, ведь озарения гения, да и вообще любое творчество – это всегда выход за рамки определенности, рождение чего-то качественно нового. Значит, есть возможность менять и меняться даже вопреки причинно-следственным связям, навязанным природой, и есть смысл что-то делать. Мы – уже не часть природы, а ее покорители, господа.
Но, в то же время, этот выход, возможность преодолеть природную обусловленность, приводит к отдалению от природы и все большему усложнению человеческой жизни. Ведь как не совершенствуется мир вокруг, пополняемый все новыми и новыми девайсами – плодами озарений светлых умов, как не прогибается природа под натиском энергичных покорителей реальности, счастье и умиротворение так и не наступают. Зато, вместо них растет гора желаний и переходит на сверхзвуковые скорости гонка потребления. И победители предопределенности в недоумении пытаются придумать новый, еще лучший девайс, который уж точно все изменит к лучшему.
Очевидно, где-то тут закралась ошибка, и такой выход за рамки обусловленности – вовсе не выход, а лишь другая, извращенная ее разновидность – погоня за удовольствием, избегание боли, а отличие от детерминизма животного (природного) мира - только в грандиозности масштабов происходящего. Ведь собаке, например, для счастья нужно гораздо меньше, чем их хозяину. Вкусная косточка, прогулка по вечерним улицам, пара ласковых слов. Хозяин же для удовлетворения тех же потребностей предпочтет ужин в ресторане, поездку за моря и бесконечный поток лести и похвал.
С кармой все немного иначе. Не думаю, что западные переводы и толкования восточных категорий полностью отражают их суть. Но даже исходя из того, то карма - это причинно-следственный закон Вселенной, который заключается во влиянии действий человека на его последующую судьбу, в том числе в его следующих жизнях, понятно, что решающее значение имеет тут действие человека (а не пассивное пребывание в предопределенности). Тогда, в чем же отличие от западной модели активных покорителей пространства?
Оно хорошо просматривается в буддийской традиции – там указывается, что это действие должно быть обязательно намеренным, т.е. с максимальной степенью осознания. Хорошая карма дает в дальнейшем хорошие последствия, а плохая карма - плохие последствия. И вот он ключик. Речь идет не только о каком-то вселенском, универсальном законе или правиле, а еще и о возможности конкретного живого существа, которому досталась человеческая жизнь, влиять на свою будущую жизнь.
По сути все живые существа влияют на свою будущую жизнь и пребывают в постоянном действии. Однако разница есть и она - как раз в степени осознания этих самых действий.
Условно можно выделить три аспекта, три взгляда на сущность человека.
Первый – биологический, человек – как живой организм, состоящий из плоти и крови, с индивидуально присущими признаками и набором генов, доставшимся от родителей. Второй – социальный. Это влияние социума, его особенностей, менталитета, сложившегося на данное время на определенной территории. В обоих случаях от обусловленности никуда не денешься. Ведь мы не выбираем тело, в котором приходим сюда, а также место и время собственной жизни.
Но есть и третий – психологический, где психика рассматривает саму себя, что само по себе феноменально. То, каким образом биологическая и социальная составляющая сплелись в каждом конкретном случае, как это отразилось на индивидуальных особенностях психики человека и как он распорядится этим набором.
И основное отличие homo sapiens от всей остальной Вселенной кроется именно здесь. Жизнь, осознавшая саму себя, может меняться, может делать осознанный выбор и выходить за рамки инструментальной обусловленности ума.
Жирафу досталась самая длинная шея, белке - пушистый хвост-парашют и акробатические прыжки. Пчелам - полосатые костюмчики и медовые будни. А человеку достался мозг. И все, что выстроено и разрушено, все дебри человеческих достижений, побед и разочарований, и вечных поисков, это всего лишь следствие существования этого мозга. И по своей сути он, мозг, ничем не отличается от шеи жирафа или полосатых пчелиных одежд. Ничем, кроме одного – возможности осознавать собственные действия и прокладывать свой Путь в Океане Вселенной самому.
Исходное сообщение Spirit_of_Sky Спасибо за отзыв конструктивную критику!:)Лишь бы во благо. :) Кстати, а ты обратил внимание, осознанность, с которой ты писал ответ на комментарий, она какие этапы в себя включала? :) (это просто - для самонаблюдения вопрос)![]()