Это цитата сообщения
Парашутов Оригинальное сообщениеЖЗЛ (МАША ФЕСТИ. ТРИ ПОКОЛЕНИЯ КЛАНА ЙОКАИ-ФЕСТИ. Глава I. Писатель и актрисы.)
Вот так иногда случается. Получил в подарок для своей коллекции автопортретов работы венгерской художницы ХХ века, полез в интернет разузнать о ней подробнее, и, в результате, наткнулся на глыбу исторического интересного материала, из которого впору хоть «Сагу о Форсайтах» писать, хоть «Санта-Барбару» снимать. Три поколения венгерских деятелей литературы и искусства, насыщенные событиями и эмоциями судьбы, тайны и трагедии… Вот поэтому очередное желание познакомить вас с биографией автора собственных портретов превратилось у меня в подробное исследование клана Йокаи-Фести. Наберитесь терпения! Надеюсь, вам будет также интересно, как и мне!
Маша (Мария) Фести
Masa (Mária) Feszty
31 января 1895, Будапешт - 1 марта 1979, Домахаца Domaháza
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Önarckép (Автопортрет).
Венгерская художница, автор религиозных картин, портретов и пейзажей.
Надо отметить, что в семье Марии (имя это, видимо, девочке не нравилось, поэтому она настаивала, чтобы ее звали Маша, и так же подписывала свои картины!) предыдущие два поколения предков были связаны с искусством и культурой. Поэтому "гены таланта" проросли в девочке и проявились уже в раннем детстве. Тем более, родители ее были тоже художниками, поэтому в первых учителях рисования недостатка не было. Да и дед успел оказать на маленькую Машу большое влияние.
Глава I. Писатель и актрисы
Маша была внучкой знаменитого венгерского романиста
Мора Йокаи (Mór Jókai, 18 февраля 1825, Комарно - 5 мая 1904, Будапешт), который является одной из наиболее влиятельных фигур венгерской литературы XIX века.
[показать]
Feszty Masa (Hungarian, 1895-1979) Jókai Mór. 1975 г.
Мор родился в дворянской семье. Отец его был успешным адвокатом, он умер, когда сыну исполнилось 12 лет. Рос мальчик робким и застенчивым, получал домашнее образование и только в десять лет поступил учиться в гимназию в городе Пожонь (ныне Братислава). Продолжил образование в кальвинистском колледже в городе Папа. Здесь он познакомился и подружился с будущими известными деятелями Венгрии – поэтом Шандором Петёфи (Sándor Petőfi, 1823-1849), политиком и юристом Шандором Козма (Sándor Kozma, 1825-1897). И хотя семья мечтала, чтобы Мор продолжил дело отца-адвоката, юноша решил посвятить свою жизнь литературе.
В 20 лет Йокаи написал первую пьесу «Еврейский мальчик», которая была тепло встречена критикой, и по рекомендации Петёфи вошел в литературные круги венгерской столицы. В следующем, 1846 году уже был опубликован первый роман «Будни». С 1847 года Йокаи стал работать редактором ведущего венгерского литературного журнала «Жизнь» (Életképek).
[показать]
Jókai Mór (Литография. Автор неизвестен).
Йокаи – автор более 110 романов, рассказов, пьес и стихотворений. Среди этого огромного наследия более 20 романов, наиболее известные из них были переведены и изданы у нас: «Венгерский набоб» (1853-1854), «Бедные богачи» (1860), «Когда мы состаримся» (1865), «Сыновья человека с каменным сердцем» (1869), «Чёрные алмазы» (1870), «Золотой человек» (1872), «Безымянный замок» (1877), «Похождения авантюриста Гуго фон Хабенихта» (1879), «Брат Дьёрдь» (1893). Даже с удивлением узнал, что в 2009 году российское издательство «Терра» выпустило собрание сочинений Йокаи в восьми томах.
Еще один неизвестный мне ранее факт - новелла писателя «Саффи» послужила сюжетом для известной оперетты «Цыганский барон», написанной Иоганном Штраусом (сыном) в 1885 году.
Ну, и наконец, Мор Йокаи вошел в историю, как известный кулинар, обогативший своими рецептами венгерскую национальную кухню. Историки утверждают, что во всех венгерских ресторанах можно сейчас найти блюда, приготовленные по рецептам Йокаи, некоторые из блюд даже названы в честь их создателя, например, фасолевый суп «а-ля Йокаи».
А бабушка у Маши была актрисой. Урожденная Юдит Бенке де Лаборфалва известна в истории венгерского театра, как
Роза Лаборфалви (Róza Laborfalvi (Judit Benke de Laborfalva), 8 апреля 1817 - 20 ноября 1886).
[показать]
Автор неизвестен Portrait of Róza Laborfalvi.
Она была дочерью актера и театрального режиссера Йожефа Бенке, который с 1808 года работал в театрах Пешта. Его жена Сюзанна Велеши тоже была актрисой, но после замужества ей пришлось бросить сцену. Она исправно рожала мужу детей, из которых выжили только старшая дочь Юдит и сын Бебус. Отец очень хотел, чтобы дочь продолжила актерскую династию, ее профессиональным образованием он занимался сам, в 12 лет даже возил Розу к какой-то немецкой актрисе, которая давала 12-летней девочки уроки актерского мастерства.
Актерскую карьеру Роза начала в 16 лет, 27 октября 1833 года, в театре города Буда, выйдя на сцену в роли горничной. Уже в следующем году о ней писали: «Розали Бенке показала хорошую игру, ей неоднократно аплодировали». В 1834 году ради дочери отец переехал из родного городка Мишкольц в Будапешт, но после смерти жены в следующем году вернулся обратно. Позже он не раз приезжал в столицу, чтобы увидеть дочь на сцене.
С марта 1837 года актриса начала выступать на сцене столичного Национального театра Пешта. Критики писали о ее красивом голосе и внешности, ее таланте декламации и выразительном взгляде. Режиссер театра Кароль Мегири тоже отмечал ее «королевский рост, классическую красоту и большие «говорящие» черные глаза». Ему вторил один из критиков: «Альтовый голос Лаборфавли является самой красивой музыкой, которую я когда-либо слышал».
Очень скоро Роза стала первой героиней Национального театра, что было не просто в то время. Даже в финансовом плане, многие актеры отказывались от своих квартир в Пеште, чтобы намного дешевле арендовать жилье в пригороде. Лаборфалви вспоминала, что она часто возвращалась домой к полуночи, и на ужин ее ждал только краюха хлеба и соленый огурец.
Но, несмотря на житейские трудности, карьера актрисы развивалась успешно. С актером
Габором Эгресси (Gábor Egressy, 1808–1866) они составили плодотворный творческий дуэт, исполняя во многих спектаклях главные роли. Историки назвали этот дуэт «пионерами венгерского театрального реализма».
[показать]
Miklós Barabás (Hungarian, 1810-1898) Laborfalvi Róza Gertrúd szerepében (Роза Лаборфалви в роли Гертрудис). 1846 г.
С Мором Йокаи Роза познакомилась, естественно, в театре. 15 марта 1848 года в театре Пешта давали представление по пьесе известного венгерского драматурга и поэта Йожефа Катоны (1791-1830) «Наместник короля» (Bánk bán, 1815), где Роза исполняла роль королевы Гертрудис.
После спектакля актриса была представлена писателю. Писатель и журналист Кальман Миксат (1847-1910) в книге «Мор Йокаи: Жизнь и время» так описал эту встречу: «Роза удостоилась вознаграждения в виде кокарды, украшенной лентами национальных цветов флага, и Йокаи сам прицепил ее на грудь актрисы, потом посмотрел ей в глаза, увидев взгляд сладкий и таинственный. И было здорово в этот момент чувствовать покалывание в своих жилах, этот взгляд за его вознаграждение говорил, что это награда на всю жизнь».
Впрочем, существует и менее романтическая версия их знакомства. Историки пишут, что Роза в это время искала жилье для себя и пошла с визитом к арендатору доходного дома. Арендатором оказался Йокаи, который в этот момент болел и лежал в постели.
В любом случае, знакомство состоялось, начался бурный роман, и 29 августа этого же года они поженились. Правда, как пишут те же историки, они обвенчались тайно в одной из лютеранских церквей в Будапеште, поскольку Роза была католичкой, а Мор – протестантом.
Надо отметить, что о браке Йокаи с актрисой вскоре уже знали все, и это известие вызвало в обществе скандал. Многие друзья Мора, среди которых был и Шандор Петёфи, открыто высказывались против этого союза. Многие пытались даже предотвратить брак влюбленных, но безуспешно. Мало того, что жена старше писателя на восемь лет, так она еще и актриса!! Мать Мора в гневе прокляла сына и отказалась от него. Друг Петёфи однажды покинул застолье, как только в зал вошли супруги Йокаи.
Одной из основных причин неприятия этого брака являлось то, что Роза Лаборфалви уже имела 12-летнюю внебрачную дочь, отцом которой был известный актер
Мартон Лендваи (Márton Lendvay, 1807-1858). Как и Роза, Мартон в 1837 году поступил в труппу Национального театра Пешта, главным образом участвуя в спектаклях трагедийного репертуара. Видимо, тогда же между 20-летней актрисой и 30-летним женатым Мартоном возник роман, который и привел к рождению дочери, названной тоже Розой. Девочку все называли Kisróza – маленькая розочка. Отмечу, что супруга Лендваи тоже была актрисой и служила в том же театре. «Любовный треугольник» нередко играл в одних спектаклях, как например, в том же «Наместнике короля». Историки пишут, что на первых порах Розу с ребенком поддержал и всячески помогал в решении проблем один из основателей и руководитель Национального театра в Пеште, венгерский драматург и режиссёр
Эде Сиглигети (Ede Szigligeti, 8 марта 1814 - 19 января 1878).
[показать]
Zsigmond Pollák (Hungarian, 1837-1912) Színműíró Ede Szigligeti (1814–1878) (Драматург Эде Сиглигети). 1869 г.
Фигура этого известного театрального деятеля интересна жизненными коллизиями. Его настоящее имя Йожеф Сатмари. Родился он в семье священника. Родители стремились, чтобы сын стал врачом, а он с 1834 года посвятил свою жизнь театру. В результате произошел разрыв с семьей, после чего Йожеф взял себе в качестве псевдонима имя одного из персонажей пьесы Шандора Кишфалуди - Эде Сиглигети, с которым и вошел в историю.
Замечу также, что Йокаи не обращал на пересуды внимания, он принял девочку, как родную дочь, а вскоре притихли и «злопыхатели», когда год спустя молодая жена спасла мужа от тюрьмы и практически от смерти во время проходившей в то время буржуазно-демократической революции (1848-1849) в Венгерском королевстве, входившем в состав Австрийской империи.
[показать]
Jókai Mór
Йокаи хоть и работал редактором в крупном журнале, все же жил в весьма скудных условиях (поэтому версия об арендаторе доходного дома кажется маловероятной!). Он с первых дней поддержал революцию, которую историки назвали «Венгерской весной», и писал в своем журнале, что готов бороться за свободу «пером и мечом».
Национально-освободительное движение венгров за независимость от власти австрийской династии Габсбургов, начавшееся, как ни странно, в день знакомства Мора и Розы, закончилось год спустя кровавым подавлением революции австрийским императором Францом Иосифом II (при помощи русской армии!) и казнью нескольких десятков венгерских генералов и революционеров.
В 1849 году Йокаи грозило тюремное заключение, и писатель даже хотел покончить жизнь самоубийством. Роза сумела вызволить мужа из заключения и вывела его из Будапешта. Для этого она, переодевшись в мужскую одежду, отправилась в родной город Йонаи – Комарно. В имперской крепости Клапка, в которой стояли русские гусары, ей удалось у офицеров выпросить взамен на свои драгоценности охранную грамоту, по которой ей и удалось вывести мужа за русскую линию обороны и спрятать в небольшой деревне. Сама она вернулась в Будапешт, продолжала играть в театре, но при первой же возможности спешила проведать супруга «в изгнании», где он провел почти полгода. На Рождество 1849 года Мор получил от любимой женщины весть о том, что можно вернуться в Будапешт. Роза не только сама приехала в Мишкольц за мужем, но и привезла мешочек с дукатами от матери Мора, как знак прощения «блудного сына». Вот за этот поступок Розу и простили все еще недавно возмущенные браком писателя.
[показать]
Jokai and Laborfalvi.
Отмечу, что до Австро-Венгерского соглашения 1867 года, поделившего империю на две части, Йокаи числился «политически ненадежным» и практически диссидентом, даже свои газетные статьи Мору приходилось подписывать псевдонимами. Но именно в это время он написал свои лучшие романы, многие страницы которых посвящены социальным проблемам и политической борьбе. Только в 1850-х писатель смог приехать в родительский дом и по-настоящему примириться с матерью. Он успел это сделать, потому что в 1856 году госпожа Йокаи умерла. Незадолго до этого скончался отец Розы.
Невероятно работоспособность писателя (он писал по 6-8 часов в день) позволила семье купить виллу с 14 комнатами в центре города, а чуть позже участок в районе знаменитого озера Балатон. Ходят легенды о том, что, став финансово обеспеченным, Мор участвовал в благотворительных мероприятиях и часто одаривал своей щедростью друзей, даже подписывая их счета и оплачивая их кредиты.
Пятидесятые и шестидесятые годы XIX века были временем творческого взлета и Розы Лаборфалви. Она играла в пьесах национальных драматургов, переиграла десятки исторических персонажей в пьесах Шекспира, Лессинга, Шиллера, Скриба, Дюма, участвовала в народных драмах, играя крестьянок, и во всех работах добивалась необычайной популярности.
[показать]
Károly Telepy (Hungarian, 1828-1906) Laborfalvi Róza jelmezben (Роза Лаборфалви в костюме). 1858 г.
3 сентября 1857 года актриса приняла участие в премьерном спектакле по случаю открытия нового Национального театра в городе Мишкольц, речь на открытии театра произнес Йокаи. В конце 1860-х актриса, которой исполнилось 50 лет, решила, что нужно уходить со сцены, пока, по ее словам, «красота не стала выглядеть тусклой».
7 марта 1869 года она сыграла очередной спектакль репертуара и, попрощавшись с публикой, вышла на пенсию. В ее творческом багаже остались шекспировские Леди Макбет, Гонерилья в «Короле Лире» и Волумина в «Кориолане», Леди Милфорд в «Коварство и любовь» Шиллера и Орсина в «Эмилия Галотти» Лессинга.
Правда, она продолжала принимать участие в благотворительных представлениях и принимала предложения сыграть в провинциальных театрах в качестве приглашенной столичной примадонны.
Начиная с 1867 года, Йокаи более 20 лет провел в парламенте, а в 1897 году был назначен королем членом Верхней палаты. В 1876 году писатель был награжден королевским Крестом Святого Стефана и получил титул барона. В 1885 году наследный принц Рудольф поручил Йокаи редактирование венгерского издания «Истории Австро-Венгерской империи в рассказах и картинках». Эта работа продолжалось в течение 17 лет. В 1889 году, когда наследный принц внезапно умер, писатель посчитал это личной утратой.
[показать]
Jókai Mór
В 1883 году Роза Лаборфалви последний раз вышла на сцену Национального театра в бенефисе по случаю 50-летия своей творческой деятельности в одном из любимых своих спектаклей «Кориолан». Признанная прима венгерского театра получила много подарков и наград. Первой из венгерских актрис ей был вручен Золотой крест за заслуги. Пенсия тоже с 800 форинтов была увеличена в два раза. Спустя три года актриса весной заболела пневмонией и после дальнейших осложнений умерла 20 ноября 1886 года в возрасте 69 лет.
[показать]
Роза Лаборфалви в роли Волумнии в спектакле "Кориолан". 1883 г.
Современники пишут, что смерть Розы в буквальном смысле парализовал Мора Йокаи. Приемной дочери пришлось отправиться с писателем в длительное путешествие по Италии, где Мор не только восстанавливал здоровье, но и пытался вернуться к творчеству и активной жизни. По возвращении Йокаи продолжил писать и принимать активное участие в политической жизни страны. В 1893 году вся Венгрия отмечала 50-летие творческой деятельности 68-летнего писателя. Он был избран почетным гражданином столицы. Писателю подарили красочное стотомное издание трудов основоположника современного венгерского литературного языка, филологии и литературной критики Миклоша Реваи (1750-1807) и чек Национального банка на сто тысяч форинтов. 6 января 1894 года в Будапеште прошли крупномасштабные торжества, а в Оперном театре был проведен бал в его честь.
В 1899 году о 74-летнем писателе вновь заговорила бульварная желтая пресса. На этот раз поводом для скандала послужили любовная связь писателя и последующая женитьба на 20-летней актрисе
Белле Надь (Bella Nagy, 4 июля 1879 - 30 января 1947).
[показать]
Photo of Erdélyi Mór (1866-1934) Bella Nagy-Jókainé (1879-1974) színésznő. 1899 г.
Общество возмущалось тем, что жена на пятьдесят лет его моложе, обвиняли девушку в том, что она позарилась на старика, поскольку он знаменит, и будет использовать его, как «золотую несушку». Самого же Йокаи называли «сексуально-параноидным дураком», на что он спокойно парировал: «Любовь не знает границ!»
Практически повторилась история замужества с Розой. Члены семьи и друзья Мора делали всё возможное, чтобы свадьба не состоялась. Они умоляли девушку одуматься, приглашали докторов с тем, чтобы они обнаружили у «жениха» старческое психическое заболевание и объявили о его недееспособности.
[показать]
Jókai Mór és Nagy Bella. 1900 г.
В конце концов, Мор упаковал свои вещи в два больших ящика и сбежал с невестой в горы Швабии, где 7 сентября 1899 года состоялась гражданское бракосочетание. Медовый месяц пара провела в Неаполе, а затем вернулась домой, но не на семейную виллу. Чтобы не скандалить с родственниками Йокаи решил некоторое время пожить в отеле. Когда же он снял просторную квартиру на бульваре Элизабет, 44 туда в скором времени переехали две сестры, два брата и мать Беллы. Всё семейство, исключая самого Мора, который был занят творчеством, жило за его деньги на широкую ногу, взяв штат несколько французских горничных. Белла, мечтая о звездной карьере, решила похудеть, занялась верховой ездой. В общем, опасения родственников начали сбываться.
[показать]
Jókai Mór és Nagy Bella.
Впрочем, карьера у Беллы не складывалась, молодую актрису практически травили в театрах, ей отказывали в контракте, не брали в антрепризу. Она решила попытать счастья в Братиславе, но и там ничего не получилось. Тогда Белла уговорила мужа на время съездить в Париж с целью попытаться устроить свою карьеру там. Увы, и в Париже никто не оценил ее талант…
[показать]
Bella Nagy-Jókainé
После этого девушка решила бросить театр и наслаждаться семейной жизнью. Но и «семейное счастье» ее оказалось тоже недолгим.
Последние годы своей жизни Йокаи вместе с женой проводил много времени на курортах: в Опатии на Плитвицких озерах, в Шиофоке около Балатона или в Ницце. 21 ноября 1903 года он вновь отправился на всю зиму на курорт, чтобы отдохнуть и подлечиться. В конце апреля 1904 года, по дороге домой, из-за железнодорожной забастовки пожилому человеку пришлось долго ждать на вокзале, из поездки он вернулся с пневмонией. Лечили Йокаи в домашних условиях профессора, но 5 мая 1904 года писатель скончался. Панихида состоялась в фойе Национального музея, похоронен Йокаи был за счет государства на Национальном кладбище Будапешта.
[показать]
Jókai Mór. 1900 г.
Чтобы перевернуть эту страницу моего исследования, добавлю лишь, что вдова Йокаи продолжала безбедно жить, тратя свалившееся ей наследство и продолжавшие поступать гонорары от публикации произведений мужа. Во время Второй мировой войны Белла уехала в Лондон, где и умерла в 1947 году.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...