• Авторизация


Без заголовка 18-07-2014 09:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Galina_Res Оригинальное сообщение

Вислава Шимборская

 

Вислава Шимборская - лауреат Нобелевской премии 1996 года по литературе с формулировкой «за поэзию, которая с предельной точностью описывает исторические и биологические явления в контексте человеческой реальности».

 

 

Жизнь – единственный способ,
чтобы обрастать листвой,
хватать воздух на песке,
возноситься на крыльях;
быть псом,
либо гладить его по тёплой шерсти;

отличать боль
от всего, чем не является;

встревать в происшествия,
пропадать в пейзажах,
искать наименьшую из ошибок.

Редкая возможность
спустя минуту помнить
о чём говорилось
при погашенной лампе;

и хотя бы разочек
споткнуться о камень,
промокнуть под каким-либо дождём,
потерять ключи в траве;

и провожать взглядом искру на ветру;

и без устали чего-то важного
не знать.

 

[показать]

 

Миллиарды лиц на поверхности мира.
Вроде бы каждое отлично
от тех, что были и будут.
Но Природа - ведь кто её там знает -
может, утомлённая неустанными трудами,
повторяет свои давние замыслы
и накладывает нам лица
когда-то уже носившиеся.

Может тебя минует Архимед в джинсах,
царица Екатерина в тряпках с распродажи,
какой-то фараон с портфелем, в очках.

Вдова босого сапожника
из крошечной ещё Варшавы,
мастер из грота Альтамиры
с внучками в зоопарк,
лохматый Вандал по дороге в музей
повосторгаться немного.

Некоторые погибли двести веков тому,
пять веков тому
и пол века тому.

Кого-то везла тогда золочённая карета,
кого-то вагон для зэков,

Монтесума, Конфуций, Навуходоносор,
их няньки, их прачки и Семирамида,
говорящая только на английском.

Миллиарды лиц на поверхности мира.
Лицо твоё, моё, чьё -
никогда не узнаешь.
Может Природа хитрить должна,
и дабы успеть, и дабы поспеть
начинает ловить то, что утоплено
в зеркале забвения. 

 

[показать]


 

 

Душа живёт себе.
Никто ею не владеет непрерывно
и навсегда.

День за днём,
год за годом
могут без неё миновать.

Иногда только в восторгах
и страхах детства
обосновывается надолго.
Иногда только в удивлении,
что так постарели.

Редко нам ассистирует
при нудных занятиях,
как перестановка мебели,
таскание чемоданов,
или преодоление пути в тесных ботинках.

При заполнении анкет
и разделке мяса
постоянно берёт выходной.

Из тысячи наших бесед
участвует в одной,
и то необязательно,
предпочитая молчанье.

Когда тело начинает болеть и болеть,
тишком уходит с дежурства.

Привереда:
неохотно видит нас в толпе,
претит ей наша битва за любое превосходство
и деловая трескотня.

Радость и печаль
это для неё не два разных чувства.
Только при их сочетании
наличествует в нас.


Можем на неё рассчитывать,
когда ни в чём не уверены,
и всё нам интересно.

Из вещей материальных
любит часы с маятником
и зеркала, что трудятся усердно,
даже когда никто не видит.

Не говорит откуда является
и когда снова исчезнет,
но явно ждёт таких вопросов.

Похоже на то,
что так же, как она нам,
равно и мы
ей зачем-то нужны.  

 

[показать]

 

Остров, на котором во всем абсолютная ясность.

Здесь можно встать на твердую почву доказательств.

Нет иных путей, чем единственно правильный путь.

Здесь растет ветвистое

Древо Озарения.

И поразительно прямое Древо Понимания

над источником, что зовется — Ах, Вот Оно Как.

Чем дальше в лес, тем лучше видна

Долина Очевидного.

Стоит только возникнуть сомнению,

ветер тут же его развеет.

Эхо, взяв слово по собственному желанию,

охотно вам раскроет тайны мироздания.

По правую руку пещера, в которой покоится Смысл.

Слева озеро Глубокого Убеждения,

со дна его легко отрывается Истина и

всплывает на поверхность.

Над всем господствует пик Непоколебимой Уверенности.

С него открывается вид на самую суть вещей.

Несмотря на свои преимущества, остров необитаем.

Мелкие следы ступней на прибрежном песке

все без исключения ведут в сторону моря.

Как если бы отсюда только уходили

и безвозвратно тонули в пучине вод.

В жизни непостижимой.

 

[показать]

 

Когда выговариваю слово Будущее,
первый слог становится уже бывшим.

Когда выговариваю слово Тишина,
разрушаю её.

Когда выговариваю слово Ничто,
сотворяю нечто, что не вмещается ни в какое небытие.

 

 

[показать]

 

Поэт читает стихи незрячим. 
Он и думать не думал, что будет так сложно. 
Дрожит его голос. 
Дрожат руки.

Поэт чувствует, что каждая фраза 
подвержена здесь испытанию тьмой 
и должна справляться сама, 
неосвещенная, нецветная.

Рискованное приключение 
в его строчках для звезд, 
зари, облаков, радуги, неоновых реклам, луны, 
для рыбы, до сих пор столь серебряной под водою, 
и ястреба столь тихо, высоко в поднебесье.

Он читает – потому что поздно уже не читать – 
о мальчике в куртке желтой на лужайке зеленой, 
о доступных сосчитать их красных кровлях в долине, 
о мелькающих номерах на майках игроков 
и голой незнакомке в приотворенной двери.

Он бы хотел промолчать – хотя уже невозможно – 
святых и блаженных на своде собора, 
прощальный взмах в вагонном окошке, 
стеклышко микроскопа и лучик в перстне 
и экраны и зеркала и альбом с фотографиями.

Но велика учтивость незрячих, 
велики снисходительность и великодушие. 
Слушают, улыбаются, рукоплещут.

Кто-то даже подходит 
с книжкой открытой задом наперед, 
прося невидимый для себя автограф.

 

 

[показать]

 

 

Я слишком близко, чтоб присниться ему.
Не порхаю над ним, не иду от него
под корнями деревьев. Я слишком близко.
И голосом не моим рыба запела в сети.
Не с моего это пальца колечко скатилось.
Я слишком близко. Дом запылал
без меня, не могу звать на помощь. Слишком близко,
чтоб в моих волосах зазвенел колокольчик.
Слишком близко, не войти мне гостем,
пред которым распахнуты стены.
Уже никогда не умру так легко, так вне тела, так безотчетно,
как прежде в его сновидениях. Я слишком близко,
слишком близко. Слышу шипение
и вижу блестящую кожицу слова,
застыла в объятиях. Он спит,
в этот момент доступен он более
кассирше из шапито, что странствовал со львом,
чем мне, лежащей с ним рядом.
Теперь для нее в нем открыта краснолистная
долина, закрытая снежной горой
в лазурном воздухе. Я слишком близко,
чтоб птицею с неба упасть к нему. Мой крик
мог бы лишь разбудить. Бедная,
оказалась в границах тела,
я была березой, бывала ящерицей
из времен выходила
в цветных переливах атласов кожи. Имела счастье
исчезать с изумленных внезапностью глаз, —
это было богатством богатств. Я близко,
слишком близко, чтоб сниться ему.
Достаю из-под спящего руку,
оцепеневшую, всю в булавках.
На кончике каждой из них —
по падшему ангелу.

 

 

[показать]

 

 

 

Я не приехала в город N. 
строго по расписанию.

Как я тебя и предупреждала 
в моих неотправленных письмах.

В общем, ты мог не приходить 
в назначенное мною время.

Поезд подошел к третьей платформе. 
Вышло много народу.

И мое отсутствие присоединилось 
к потоку в сторону выхода в город.

Сразу несколько женщин бросились 
чтобы занять мое место 
в этой толпе.

Кто-то подбежал к одной из них. 
Я никогда не видела его прежде. 
Но она — она узнала его 
сразу же.

И пока они целовались 
чужими губами, 
с перрона исчез чемодан. 
Не мой чемодан.

Итак, вокзал города N. 
сдал на “отлично” экзамен 
на предмет объективного бытия.

Целое по-прежнему было на своем месте. 
Фрагменты мелькали 
на обозначенных линиях.

Каждая встреча состоялась 
тогда, когда была запланирована. 
На недосягаемом от нас 
расстоянии.

В раю с потерянным 
правдоподобием.

Где же еще. 
Где же еще. 
Как шелестят эти маленькие 
словечки.

 

 

[показать]

 

Переводы - Натальи Астафьевой.

графика Гурам Доленджашвили

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | garder - Дневник garder | Лента друзей garder / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»