Это цитата сообщения
Галина60 Оригинальное сообщениеРомм Михаил Ильич.
Ромм Михаил Ильич
[показать]
24 января 1901 года - 1 ноября 1971 года
РОММ, МИХАИЛ ИЛЬИЧ (1901–1971), русский кинорежиссер, сценарист. Народный артист СССР (1950). Родился 11 (24) января 1901 в Иркутске. В 1918–1921 служил в Красной Армии (секретарь Главскладпродарма, инспектор Особой комиссии при полевом штабе Реввоенсовета республики). В 1925 окончил Высший художественно-технический институт (факультет скульптуры), работал скульптором, переводчиком, научным сотрудником по вопросам кино Института методов внешкольной работы (1928–1930). С 1929 начал работать по договорам как сценарист. В 1931 пришел на киностудию «Союзкино» (ныне «Мосфильм»), где получил должность ассистента режиссера, а в 1933 – режиссера-постановщика. Уже в первом своем фильме (Пышка, 1934, по Г.Мопассану) Ромм вполне оправдал свои претензии на режиссуру. Скромный с постановочной точки зрения фильм, снятый всего в двух небольших декорациях, импонировал умелым переводом литературной основы на язык кино, горькой иронией, точным подбором актеров (Г.Сергеева, А.Файт, А.Горюнов, Ф.Раневская и др). В фильме Тринадцать (1936) Ромм сумел органично соединить политизированную идею (укрепление советской власти на национальных окраинах), реализм в обрисовке характеров и напряженную приключенческую интригу. Считается, что импульс к созданию фильма был дан И.Сталиным после просмотра одного из американских вестернов, однако признанным фактом является обратное: ряд американских картин (Последний из команчей, 1952, Сахара, 1943 и 1995) стали буквальными римейками фильма Ромма о героическом бое отряда советских пограничников с басмачами.
В 1937–1939 Ромм нашел удачный подход к трактовке фигуры Ленина и событий, связанных с Октябрьской революцией (Ленин в Октябре, Ленин в 1918 году). Вождь большевиков в исполнении Б.Шукина – политический стратег, учитель жизни и подкупающе человечная личность. За эти фильмы режиссер был впервые удостоен Государственной премии СССР (1941).
В 1940 Ромм был назначен художественным руководителем Главного управления по производству фильмов. Одновременно ему предложили поставить картину, тематически связанную с присоединением Западной Украины к СССР. Мечта, снятая по сценарию Е.Габриловича и самого Ромма, переросла рамки заказного «пропагандистского» фильма. Реалистическая драма из жизни обывателей захолустного городка в предвоенной Польше – поляков, евреев, русских – продолжила традицию классических произведений о «маленьком человеке» с его извечной и несбыточной идеей счастья и успеха.
[показать]
Интерес Ромма к антифашистской теме и шире – к социально-политической проблематике проявился уже в 1940–1950-е годы и объяснялся как профессионально-конъюнктурными соображениями, так и чисто творческим, личностным интересом. В Человеке № 217, снимавшемся еще во время войны (Государственная премия 1945), эта тема нашла самое прямолинейное решение – на примере судьбы советской девушки (артистка Е.Кузьмина), угнанной для рабского труда в Германию. Фильмы Русский вопрос (Государственная премия 1948), Секретная миссия, Убийство на улице Данте имели характерный для советского кино конца 1940-х – начала 1950-х годов лейтмотив «военной и идейной угрозы с Запада», при доминанте которого могла развиваться приключенческая или детективная интрига.
С наступлением политической «оттепели» акценты в решении социально-политической темы заметно изменились. После шестилетнего перерыва (если не считать документальной картины Живой Ленин, 1958) Ромм снимает драму об ученых-атомщиках Девять дней одного года (Главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1962), где проблема смысла жизни решается под знаком общечеловеческих ценностей. Несколько меняется и почерк роммовской режиссуры, приближаясь к новым, более раскрепощенным, европейским канонам композиции кадра и актерской игры (чему немало способствует работа с оператором Г.Лавровым и актерами А.Баталовым, И.Смоктуновским).
Признанный шедевр Ромма – полнометражный хроникально-публицистический фильм Обыкновенный фашизм (приз МКФ в Лейпциге, 1965) родился на волне широкого интереса к публицистике и авторскому направлению в кино.
Успех Обыкновенного фашизма подвигнул режиссера на дальнейшую работу в жанре философской кинопублицистики, но многообещающий замысел второго фильма (драма современной цивилизации) непросто реализовывался в материале. Сказалась и болезнь Ромма. В итоге начатая им картина была завершена М.Хуциевым, Э.Климовым и Г.Лавровым уже после его смерти.
Ромм был одним из крупнейших педагогов: много лет преподавал во ВГИКе (с 1938 на операторском и сценарном факультетах, с 1948 руководил актерско-режиссерской мастерской), написал несколько книг по вопросам киноискусства. Был женат на актрисе Е.Кузьминой, сыгравшей в большинстве его фильмов.
Умер Ромм в Москве 1 ноября 1971.
[показать]
Награды
* Сталинская премия первой степени (1941); за фильмы "Ленин в Октябре" (1937) и "Ленин в 1918 году" (1938)
* Сталинская премия второй степени (1946); за фильм "Человек № 217"
* Сталинская премия первой степени (1948); за фильм "Русский вопрос"
* Сталинская премия первой степени (1949); за документальный фильм "В. И. Ленин"
* Сталинская премия первой степени (1951); за фильм "Секретная миссия" (1950)
* народный артист СССР (1950)
Фильмография
Режиссёрские работы
1. 1934 — Пышка
2. 1937 — Тринадцать
3. 1937 — Ленин в Октябре
4. 1939 — Ленин в 1918 году
5. 1941 — Мечта
6. 1943 — Наши девушки
7. 1944 — Человек № 217
8. 1947 — Русский вопрос
9. 1949 — Владимир Ильич Ленин (Хроникально-документальный)
10. 1950 — Секретная миссия
11. 1953 — Адмирал Ушаков
12. 1953 — Корабли штурмуют бастионы
13. 1956 — Убийство на улице Данте
14. 1962 — Девять дней одного года
15. 1965 — Обыкновенный фашизм (Документальный)
16. 1972 — И всё-таки я верю (Документальный)
Сценарии
1. 1931 — Рядом с нами
2. 1933 — Конвейер смерти
3. 1934 — Пышка
4. 1937 — Тринадцать
5. 1941 — Мечта
6. 1944 — Человек № 217
7. 1947 — Русский вопрос
8. 1956 — Убийство на улице Данте
9. 1962 — Девять дней одного года
Источник
Обыкновенный фашизм (1965) Реж. Михаил Ромм .