Это цитата сообщения
Парашутов Оригинальное сообщениеЖЗЛ (ЭЛЛЕН ТЕСЛЕФФ. СИМВОЛИЗМ ПО-ФИНСКИ ЧАСТЬ 1 - БИОГРАФИЯ)
Эллен Теслефф
Ellen Thesleff
5 октября 1869, Хельсинки – 12 января 1954, Хельсинки
[показать]
Ellen Theslef Self-portrait 1935 г.
Финская художница и график.
Считается в Финляндии одной из первых экспрессионисток и одной из известных скандинавских художниц.
Хочется отметить, что в биографии Теслефф очень часто упоминается слово «первая».
Она была первостепенной фигурой «Золотого века» финского искусства (хотя точно такая же фраза встречается в биографиях почти всех финских женщин-художниц конца 19 века!).
Она была также первой финской фовисткой, начиная работать в этом стиле параллельно с другими европейскими экспрессионистами в 1905-1906 годах.
Эллен одной из первых стала членом группы финских художников под влиянием символистского движения в Париже.
Эллен Теслефф на протяжении своего творческого пути совершила переход от реализма к символизму. Она стала символисткой даже прежде, чем поехала учиться в Париж.
В своих работах наибольшее значение она придавала цвету и его выразительной силе.
Её полотна скорее отражают чувства, создают образы и передают настроение, чем отображают события. Стиль художницы был ближе искусству Европы, чем манере её финских коллег и современников.
Родилась девочка в семье художника Александра Августа Теслеффа и Эмилии Матильды Санмарк. Кроме Эллен в семье росли брат и сестра Тира Елизавета (1880-1959), которую Эллен написала в 1892 году.
Первым учителем живописи Эллен был отец.
С детства Эллен увлекалась пением и игрой на фортепиано.
В 1885–1886 годах Эллен училась в частной Академии Адольфа фон Беккера в Хельсинки.
В 1887–1890 она училась в рисовальной школе финского Художественного Общества. После чего, в 1890–1891, училась у Гуннара Фредрика Берндтсона (Gunnar Berndtson) в Академии изящных искусств.
Ученический «марафон» продолжился в Париже, в Академии Коларосси, где Теслефф училась в 1891–1892 и 1893–1894 годах в мастерской Гюстава Курто (Gustave Courtois). В Париж она приехала вместе с подругами Бедой Штерншантц (Beda Stjernschantz) и Анной Бремер (Anna Bremer).
Еще до поездки в Париж Теслефф представила на финской выставке Общества финских художников картину в 1891 году "Эхо" (1890-91), которая привлекла внимание критиков, увидевших в ней признаки новой художественной тенденции (направления) в финском искусстве.
С 1891 года Эллен стала известна, благодаря своим символическим картинам в темных тонах, в которых человек и природа резонирует в отражениях мечты и реальности.
В Париже Эллен восхищалась творчеством Пюви де Шаванна, здесь она впервые увидела работы Леонардо да Винчи, Боттичелли и Микеланджело, что укрепило в ней желание побывать в Италии.
Во Франции мягкая седоватая тональность и тихая светотень стали преобладающими в ее картинах. Но при этом она не принимала символистские фантазии, например, в картинах Магнуса Энккелля, ее темы были простыми, без «странных взглядов на предмет», с которыми она сталкивалась в работах ее коллег-символистов.
В 1892 Теслефф пишет одно из самых известных своих произведений, которое критики считают одной из самых «чистых» картин в символистском искусстве – портрет «Thyra Elisabethin» (1892).
[показать]
Ellen Theslef Thyra Elisabeth 1892 г.
В 1892 умирает отец Эллен, и художница на пару лет оставляет живопись.
Когда она начала писать снова, стало очевидным, что у художницы продолжается период «черного колоризма», с которого она начинала. В этот период появляются картины и рисунки темных оттенков. Наиболее ярким примером является "Автопортрет", датированный между 1894 и 1895 гг.
[показать]
Ellen Theslef Self-portrait
[показать]
Ellen Thesleff Aspar 1893 г.
Элен решает отвлечься от воспоминаний и отправляется в путешествие.
Надо сказать, что Теслефф путешествовала много, показывая свои работы в различных странах, включая Швецию, Россию и Норвегию. В 1894 году Эллен отправилась во Флоренцию.
[показать]
Ellen Thesleff Пейзаж 1894 г.
Привело ее в Италию стремление к несложному и поэтическому искусству. Кроме Флоренции она побывала в Риме и Неаполе, изучая всюду безупречное искусство старых мастеров, в частности, Мазаччо и Фра Анджелико.
Италия фактически стала самым великим источником ее вдохновения.
«У старым мастеров можно многому научиться, поскольку их искусство честное» - говорила художница.
Историки выделяют из пейзажной тематики картин Теслефф фиолетово-синие горные пейзажи Тосканы.
[показать]
Ellen Thesleff Italialainen maisema 1906 г.
[показать]
Ellen Thesleff Toskanalainen maisema 1908 г.
Художница вернулась в Италию вновь в 1895 году уже вместе с матерью и сестрой.
Зимой 1897 г. она работала во Флоренции в «финской колонии» художников, где встретилась с Бедой Штерншантц, Хьюго Симбергом, Магнусом Энкелем и Аксели Галлен-Каллелой, многие из которых приехали в Италию с семьями. В Италии картины Эллен впервые появились в печати.
«Среднеземноморский сапожок» постепенно стал вторым домом для Теслефф.
Напомню, в детстве и юности Эллен жила с семьей на острове Куопио на семейной ферме.
Когда дом был продан в 1898 году, по проекту Теслефф был построен дом на пляже Каса Бьянка в Италии, который и стал ее вторым пристанищем.
[показать]
Ellen Thesleff Kaiku
Но лето, все же, художница проводила в Финляндии в Муролесси на второй семейной ферме.
В 1897 году во Флоренции Эллен встретилась с известным английским театральным реформатором Гордоном Крэгом, который стал ее другом на всю жизнь и вдохновил ее заниматься переводом своих картин в гравюры на дереве, которые позже стали популярны в Финляндии.
В 1900 году Теслефф на Всемирной Парижской выставке получила бронзовую медаль.
В течение длительного времени, с 1909 по 1912 годы, Эллен вновь жила и работала в Финляндии.
Ее любимыми местами для работы были Муролесси (Руовеси), Флоренция и Хельсинки.
[показать]
Ellen Thesleff Kuutamo
[показать]
Ellen Thesleff Pallopeli 1909 г.
В поздний период творчества, Эллен Теслефф разрабатывала свой поэтический стиль в более фантастическом направлении, создавая многослойные цветовые фантазии.
[показать]
Ellen Theslef Self-portrait 1916 г.
Надо отметить, что Эллен была очень самокритична, художница могла разрезать на куски несколько работ или наносила на них новые слои красок, если была не удовлетворена своей работой.
Поэтому искусствоведы и пишут, что «целью ее жизни и искусства была абсолютная красота, наполненная шедеврами».
[показать]
Ellen Theslef
[показать]
Ellen Thesleff Arno 1914 г.
В 1933 Теслефф получила домашнюю студию художника Лаллукка в Хельсинки.
Увы, собственную семью Эллен так и не создала.
В 1952 году Теслефф сбил трамвай, и она сломала бедро.
Умерла художница в возрасте 84 лет в 1954 году.
Работы Эллен Теслефф находятся в художественном музее Атенеум и Национальной галерее Куопио, а также в частных коллекциях. В галерее Куопио находится серия пастелей, которые были созданы в 1922 году в Куопио и навеяны детскими летними воспоминаниями.
[показать]
Ellen Thesleff Gatuvy från Helsingfors 1922 г.
В 2003 году предприниматель Андерс Виклёф приобрел одну из картин Теслефф за рекордно высокую сумму в 500 000 евро. В декабре 2008 года картина Теслефф «Девочка с полевыми цветами» была продана на международном аукционе Буковски за 126 000 евро.
В 2008 году одна из улиц Куопио была названа именем Эллен Теслефф.
Материалы собраны и переведены из Википедии, Словарей и финских сайтов об искусстве:
1 ,
2 ,
3 ,
4 .ЛЛЕН