Философская антропология, история психологии, соционика. Не менее проникновенно, чем это сделал Николай Бердяев, творчество писателя Фёдора Достоевского раскрывается академиком Д. Д. Благим (1893-1984). К слову, меня поражает, что до сих пор в соционической среде многие продолжают считать Достоевского носителем типа "ЭИИ", в то время как он выраженный представитель типа "ЭИЭ". Сколько ещё таких искажённых версий о типах знаменитостей имеют широкое хождение - разработанный мною новый метод заочной диагностики (с методологическим приматом построения целостного образа над любыми видами фрагментации), полагаю, вскоре вытеснит ошибочные гипотезы, создающие ложные стереотипы восприятия, как профилей личности многих выдающихся людей, так и их творчества. Поразительно, как же сходны когнитивные и творческие интенции писателя Фёдора Достоевского и психоаналитика, социального психолога Эриха Фромма, носителей одного типа - ЭИЭ.
Характеризуя стиль Фёдора Достоевского, Д. Д. Благой пишет: "Все это наглядно сказывается в том глубоком, эмоциональном, страстно-взволнованном тоне, которым, так сказать, озвучены даваемые им характеристики и оценки великих образцов искусства слова. "Ты писал ко мне, брат, что я не читал Шиллера. - Ошибаешься, брат! Я вызубрил Шиллера, говорил им, бредил им... имя же Шиллера стало мне родным, каким-то волшебным звуком...". Не менее страстной восторженностью отличалось восприятие Достоевским Шекспира, о котором он замечал в одной из своих тетрадей: "Шекспир - это пророк, посланный богом, чтобы возвестить нам тайну о человеке, душе человеческой", раскрыть "неисследованную глубину мировых типов человека арийского племени"" [с.419 - Благой Д. Д. От Кантемира до наших дней. Том 1. - М.: "Художественная литература", 1972. - 560 с.].
А вот ещё - как тут не вспомнить такие концептуальные работы Э. Фромма как "Бегство от свободы", "Анатомия человеческой деструктивности": "...предельно страстный, судорожный, мятущийся, исступлённый Достоевский, проявляющий повышенный интерес к патологическим явлениям общественной жизни, к самым потаённым глубинам человеческой души, к её исполненным противоречий движениям и проявлениям..." [с.422], "С появлением "Записок из подполья" стала все прочнее складываться репутация Достоевского как замечательного художника-психолога" [с.456].
Также Благой пишет: "Со всей необузданной страстностью натуры, обуреваемой мучительным переживанием своей современности как эпохи всеобщего разложения и упадка, разгула сил хаоса, разрушения, Достоевский и в своём художественном творчестве - в развиваемом им вслед Пушкину методе "реализма в высшем смысле слова" - доходил "до последнего предела", спускал с пушкинской "привязи" свою мысль и слово художника, не останавливаясь при изображении "всех глубин души" ни перед чем, как бы не только мрачно, ужасно, преступно, но и низко, подло, омерзительно ни было то, что им обнаруживалось. Впервые, с таким снятием всех покровов и запретов, с такой потрясающей - "шекспировской" (по оценке Горького) - силой проникновения и изобразительности, это и даёт себя знать в "Записках из подполья"..." [с.463-464]; ""Наполеоновская" идея-страсть (стремление к власти, могуществу) главного героя Раскольникова - олицетворение той части тезиса Достоевского, в которой говорится, что от "подполья" лишь один шаг до убийства..." [с.469].
Активационная (6-я) функция у ЭИЭ - волевая сенсорика, их стимулирует обращение к образам могущества, власти, не зря же представитель этого типа - Альфред Адлер, разработал учение о комплексе неполноценности и воле к власти, а также уравновешивающем пагубные страсти социальном интересе, эмпатии к окружающим. Психолог Альфред Адлер был большим ценителем творчества Фёдора Достоевского, написал замечательную статью на эту тему. В работах Эриха Фромма звучат, в переработанном виде (в русле науки ХХ века), парадигматические темы творчества Фёдора Достоевского.
___
Дополнительно: Доклады: психоаналитики Зигмунд Фрейд и Эрих Фромм