• Авторизация


ЗИГМУНД ФРЕЙД: ТОЧНЫЕ ПОПАДАНИЯ 30-12-2021 15:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


История психология, выдающиеся личности. Регулярно выдвигаются различные версии по поводу информационного типа такой известной фигуры, сыгравшей важнейшую роль в становлении мировой психологии и психотерапии, как Зигмунд Фрейд (1856-1939). Вопрос точной диагностики его информационного типа принципиально важен для всей истории психологии, так или иначе связанной с соционикой и типами. Потому что такой вопрос затрагивает целый комплекс тем: пути развития психологии ХХ века, взаимодействия ведущих психологических школ и направлений, их информационные особенности и т.д.
 
 
Первоначальную версию предложила создательница соционики Аушра Аугустинавичюте. Она считала Фрейда носителем информационного типа ИЛЭ (Новатор), хотя не делала подробного разбора. В книге В. И. Стратиевской "Как сделать, чтобы мы не расставались. Руководство по поиску спутника жизни (соционика)" [М.: Изд. Дом МСП, 1997. - 496 с.], несмотря на популярный формат издания, описания типов и анализ проявления функций по модели А (а также квадральные особенности) изложены просто замечательно, по моему мнению. В этой книге Вера Стратиевская превосходно описывает и особенности проявлений типа ИЛЭ - к слову, в кратком списке знаменитостей этого типа она упоминает Зигмунда Фрейда (считает его носителем этого типа). Поразительно, КАК ТОЧНО попадают большинство жизненных особенностей (профессиональной деятельности, личных) великого австрийского психолога в последовательные описания Стратиевской работы разных блоков психики Новаторов. Хотя она в данной книге, помимо включения в список, Фрейда не упоминает, биографические факты его жизни весьма точно подходят к этим описаниям.
 
В связи со сказанным, я считаю, что любые версии, которые отступают от классической, предложенной Аугустинавичюте, просто БЕСПЕРСПЕКТИВНЫ. А есть версии в русле западного типоведения (значительно уступающего по уровню развития соционике), есть версии от любителей и от маститых профессионалов. В любом случае, бесперспективные версии могут какое-то время ещё функционировать (особенно, если за ними стоят авторитетные, статусные фигуры - им положено побороться, даже если ошиблись), однако в обозримом будущем будут полностью вытеснены версией, которую можно считать самой вероятной и достоверной - ИЛЭ. Поэтому я подготовил доклад (осень, 2021) о необходимости возвращения к классической версии, подробно там разбирая биографию австрийского психолога. Недавно ещё раз перечитывал книгу Стратиевской и был поражён, как точно её описания соответствуют биографии (можно сказать, типобиографии) Фрейда.
 
Вот начинается описание блока Эго (программной и творческой функций). Изучение любого предмета для ИЛЭ - это изучение открывающихся перспектив, умение в любой области обнаружить новые возможности. Таков вклад Фрейда в науку - открытие бессознательного и его широчайших перспектив, создание интегральной (на то время) теории психики. И, такая ещё особенность: "Безучастность окружающих к его собственному замыслу воспринимается им крайне болезненно" [с.100]. Таким Фрейд и был - не редко прочно запоминающим обиды, мстительным, с постоянным ощущением, что его идеи научное сообщество не принимает, не так живо, как хотелось бы, на них реагирует и т.д. Доля правды в этом была - сразу не могли осознать перспективы великих теорий австрийского психолога.
 
Фрейд с невероятным усердием работал над разработкой новых теорий, проявлял поразительное усердие и рвение. Как отмечает Стратиевская: "Идеи Дон-Кихотов, как правило, рассчитаны на то, чтобы осчастливить всё человечество или хотя бы какую-то его часть..." [с.103]. Именно такое общее мироощущение сопровождало Фрейда всю его жизнь - что его новаторские идеи изменят мир. Как отмечает автор книги: "Многие представители этого типа наделены великолепной памятью на цифры и исторические даты. В любую минуту с поразительной точностью они могут процитировать отрывок из какого-нибудь литературного произведения или научного труда..." [с.103]. Таким и был Фрейд, обладавший широкой научной и культурной эрудицией. Также автор книги пишет: "Часто думает о том, что должно быть, или о том, что могло бы быть, а не о том, что есть на самом деле" [с.103]. Фрейд регулярно задумывался о перспективах его идей.
 
Стратиевская пишет (о творческой функции - логике соотношений): "О каждом явлении и "сверхъявлении" Дон-Кихот должен иметь чёткое логическое представление, в противном случае его начинают одолевать различные суеверия, он будет чувствовать себя очень нехорошо до тех пор, пока не сможет логически себе эти явления объяснить" [с.105]. Фрейд разработал научную теорию, имеющую твердый научный фундамент, в котором были взаимосвязаны и подогнаны звено к звену, все логические цепочки. Особенно в работе о Томасе Вудро Вильсоне, в предисловии к психобиографическому анализу, заметна эта тенденция когнитивного стиля Фрейда - он подробно расписывает цепочки логических взаимосвязей своей теории. Особенностью этой психологической теории было то, что она твёрдо привязана к физиологии и естествознанию, отличалась выраженной степенью психологического редукционизма, что неофрейдисты - психоаналитики в основном гуманитарного клуба, заметили и стремились такой естественно-научный уклон преодолеть. Например, Фрейд пишет: "Либидо должно где-то размещаться. Мы полагаем, что оно "наполняет" определённые области и части нашего аппарата психики, как электрический ток заполняет батарейку или "аккумулятор"; что, подобно электрическому заряду, либидо подвержено количественным изменениям; что при задержке разрядки оно вызывает напряжение, пропорциональное количеству заряда, и ищет выхода; далее, что оно постоянно питается и снова поставляется физическими генераторами" [с.51 - Фрейд З. Буллит У. Вудро Вильсон. 28-й президент США. Психологическое исследование. - М.: ИГ "Прогресс", 1999. - 288 с.].
 
Блок Супер-Эго: волевая сенсорика и этика отношений. По волевой сенсорике ИЛЭ отстаивает свои права на свободное самовыражение, продвигает идеи, что порою может превращаться в войну с "ветряными мельницами". Собственно, такой оттенок был характерен для продвижения психоанализа. Этика отношений. Как отмечает Стратиевская: "Отношения с окружающими у Дон-Кихота складываются очень нелегко, причём на любой дистанции" [с.110]. Окружающие, хорошо знавшие Фрейда, говорили о том, что он слабо разбирался в людях, это общее мнение, выраженное основным биографом Э. Джонсом (или Джоунсом). В этом болевом месте у него много пряталось проблем. Например, в одном из писем Фрейд писал, что в один жаркий день вид людей показался ему настолько неприятным, что: "...хотел бы я, чтобы всю эту толпу поразил небесный гром и мир стал бы настолько просторным, чтобы можно было встретить не больше одного человека на три мили" (конец цитаты письма). Фрейд также мог признаваться "о презрении к серой человеческой массе" - вряд ли этичное заявление, тенденциозно относился к женщинам.
 
При переходе на близкую дистанцию, как отмечает Стратиевская, отмечаются проблемы: "И первая из них заключается в том, что свободу и независимость Дон-Кихот, в основном, признаёт только для себя, не оставляя за своим партнёром иногда даже права на собственное мнение. В условиях чуть усложнившейся этической ситуации он может сразу же поставить партнёру жесткие этические условия, иногда даже в форме ультиматума" [с.111], "Едва успев завязать отношения, Дон-Кихот уже рассматривает своего партнёра как часть самого себя - из чего делает "логический" вывод о том, что партнёр теперь уже принадлежит ему целиком и полностью. Следовательно, теперь уже никакого права выбора и личной свободы у партнёра не остаётся, равно как и не может быть несовпадения взглядов, поскольку теперь за него решает, думает и выбирает Дон-Кихот" [с.111]. Именно так, один в один, строились отношения Фрейда вначале с невестой, а затем женой Мартой. Насчитывается около 1500 писем к Марте. С первых же писем Фрейд рассчитывал на безраздельное обладание вниманием своей невесты, писал, что не переживёт отказа - никаких этических полутонов. В одном из писем он писал: "Моя эмоциональная жизнь всегда требовала от меня, чтобы у меня был близкий друг и ненавистный враг" (конец цитаты). Опять-таки, никаких оттенков в этике отношений, черно-белые цвета.
 
От жены он требовал послушания, от единомышленников также ожидал безраздельного согласия с его идеями и болезненно переживал, если они отстаивали своё мнение. Никогда не забывал насмешек коллег, обидных слов, плохих рецензий. В психобиографической работе "Миссия Зигмунда Фрейда" Эрих Фромм отмечал: "В годы помолвки Фрейдом владело страстное желание полностью контролировать Марту..." [с. 21 - Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. Анализ его личности и влияния. М.: Издательство "Весь Мир", 1996. - 144 с.]. По поводу понимания психологии женщин, Фромм отмечал: "Отсутствие у Фрейда эмоциональной близости с женщинами выражается в том, что он их мало понимал. Его теории о женщинах представляли собой наивные рационализации мужских предрассудков..." [с.33].
 
Несмотря на то, что Фрейд часто в письмах приводит многочисленные размышления о жизни, о людях, даёт этические оценки (чаще с оттенком категоричности), развёрнутого этического дискурса (экспертного) в его работах нет. Этические темы, такие как вопросы о смысле жизни, религии и др., казались ему проявлениями невроза. Не зря же последующие поколения психоаналитиков (особенно, неофрейдисты-гуманитарии) и психологов отмечали резкие естественно-научные акценты теорий австрийского психолога, отсутствие экспертных дискурсов о сугубо человеческих темах - любви, духовности, ценностях и смыслах.
 
В то же время, ИЛЭ любят поговорить о людях и о себе. Как отмечает Стратиевская: "Дон-Кихоту нравится прилюдно разворачивать диспут на этические темы, особенно, если для этого есть подходящий (как ему кажется) повод" [с.112]. Собственно, такие диспуты и самооткровения во множестве представлены в работах Фрейда, начиная со знаменитой книги "Толкование сновидений". Не редко он мог вести себя не этично в таком плане - поработал с клиентом, и тут же обсуждает его проблемы с кем-то, не особо заботясь о конфиденциальности личной информации.
 
Блок Супер-Ид - сенсорика ощущений и этика эмоций. Стратиевская пишет: "В быту не прихотлив. Когда быт организовывается его собственными усилиями, Дон-Кихот сводит свои потребности к минимуму", "Во вкусах консервативен" [с.113-114]. Именно таким и был Фрейд. В некотором роде идеалом для него выступала сублимация, перевод сексуальной энергии в работу и творчество, наиболее выраженную бытийную заботу Новатора, устремлённого к продвижению новой теории. Стратиевская пишет: "Настроение Дон-Кихота во многом зависит от ощущений, которые он испытывает. Например, чувство голода делает его не просто раздражительным - агрессивным" [с.115]. Вот она, суть потребностей блока Супер-Ид, выраженная в теоретических конструкциях Фрейда, т.е. бессознательного блока психики ИЛЭ - органические потребности и архаичные эмоции, развёрнутые в мифологему эдипального комплекса, психодинамики влечений и т.д.
 
Этот популярный обзор говорит о том, как превосходно биографические сведения из жизни австрийского психолога Зигмунда Фрейда могут быть описаны в русле модели реализации типа ИЛЭ (Новатор), конкретно по концепции книги В. И. Стратиевской. Как говорится, делайте выводы, уважаемые читатели. Напомню, что в моих научных работах и докладах подробно разработана новая теория соционической истории психологии.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЗИГМУНД ФРЕЙД: ТОЧНЫЕ ПОПАДАНИЯ | Руслан_Еслюк - Дневник психолога Руслана_Еслюка | Лента друзей Руслан_Еслюк / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»