Философская антропология, имагинативный психоанализ. Выдающийся философ ХХ века Николай Александрович Бердяев (1874-1948) развивал философию экзистенциального персонализма, отстаивал принципы свободы личности, был настоящим идеологом персонализма. Бердяева можно назвать классическим примером носителей информационного типа ЭИЭ (Идеолог, Артист) и выразителей ролевого сценария Принца-Диониса - эмоциональная страстность, зажигательный напор творческих устремлений, философия, пронизанная тонким психологизмом, глубокими психологическими рефлексиями.
Идеологию юнгианского имагинативного психоанализа активно популяризировал немецкий психотерапевт Х. Лёйнер (1919-1996), восторженно восхищался красотой и целительной силой этих методов. На сцене психотерапевтического пространства ХансКАРЛ превосходно сыграл роль создателя имагинативного психоанализа. Мало кто из "зрителей" заподозрил фальшь, настолько убедительна и внутренне прочувствована была игра, вживание в психотерапевтически-сценический образ. Он буквально во всём подражал Юнгу - оценивая значение, которое швейцарский психолог придавал Древнему Египту, Лёйнер избрал египетский амулет "Глаз Гора" в качестве своего любимого символа, сделав официальной эмблемой.
Фрагмент из книги "О назначении человека", где Н. А. Бердяев высказывается о роли воображения в творчестве и нравственном созидании (или психологической деградации), о методах психотерапии:
"Для этики творчества основное значение имеет творческое воображение. Без воображения творческий акт невозможен. Творчество и есть прежде всего воображение себе иного, лучшего, высшего, возникновение образа этого иного, лучшего, высшего. Творческое воображение представляет себе лучшее, чем окружающая действительность. Ибо творчество всегда возвышается над действительностью. Воображение играет такую роль не только в мифотворчестве и искусстве, где никто этой роли не отрицает, но и в научных открытиях, и в технических изобретениях, и в нравственной жизни, в создании более высокого типа отношений между людьми. Существует нравственное воображение, творящее образ лучшей жизни, и лишена нравственного воображения лишь законническая этика. Воображение не нужно лишь для автоматического исполнения закона или нормы. Сила творческого воображения есть принцип таланта в нравственной жизни. Человек наряду с законническим, нормативным моральным миром, который закончен и к которому ничего нельзя прибавить, создает себе, воображает мир высший, свободный, прекрасный, лежащий по ту сторону обыденного добра и зла. И этим красна жизнь. Жизнь, в сущности, никогда не может протекать исключительно по закону, люди всегда воображают себе иную, лучшую, более прекрасную и свободную жизнь, воображают ее себе и реализуют возникшие образы. Царство Божье есть воображение, т. е. возникновение образа совершенной, прекрасной, свободной, полной, божественной жизни. Ничего не воображает только закон, или, вернее, он воображает себе только исполнение и нарушение закона. Но самое совершенное исполнение закона не есть образ совершенной жизни. Воображение может быть и источником зла, может быть злое воображение и фантазмы. Злые помыслы есть дурное воображение. В воображении зарождаются и преступления. Но воображение есть также источник творчества лучшей жизни. Человек, лишенный воображения, не способен к творческим нравственным актам, к созданию лучшей жизни. Самое понятие лучшей жизни, к которой нужно стремиться, есть результат творческого воображения. Не имеющие воображения думают, что никакой лучшей жизни не может быть и не должно быть, а есть лишь неизменный порядок жизни, в котором должен осуществляться закон, сам по себе неизменный. Огромную роль воображению придавал Я. Бёме. Мир сотворен Богом через воображение, через в вечности возникавшие в Боге образы, которые есть вместе с тем и реализация их. Огромное значение воображению придают и современные психологи и психопатологи, и отрицательное и положительное значение. Они раскрыли, что воображение играет в жизни людей безмерно большую роль, чем думали. Через воображение создаются болезни и психозы человека, и через воображение же они могут и излечиваться" [с.130-131 - Бердяев. Н. А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993. - 383 с.].