• Авторизация


О научном творчестве: архетипы, комплексы, образы 07-09-2021 16:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Психология научного творчества, соционика. На ранних этапах развития соционики возникли гипотезы об информационных типах известных людей, часть из которых подтвердилась, а часть была опровергнута, некоторые ошибочные версии классиков соционики стали стереотипными, препятствуя прогрессу в данной области науки. Так и с версией Аушры Аугустинавичюте о типе К. Г. Юнга - по книге "Психологические типы" Юнг ей представлялся как структурный логик - ЛИИ, однако комплексный анализ деятельности швейцарского психолога, анализ специфики его научного творчества опровергает эту версию, в пользу версии - ИЛИ, хотя не все ещё утвердились в этом.

Обложка РєРЅРёРіРё Рљ. Р“. Юнга (160x240, 24Kb)  

В поддержку версии, что К. Г. Юнг был носителем типа ИЛИ я уже неоднократно высказывался (в ряде статей и докладов), хотя развёрнутой отдельной научной статьи пока не подготовил по данному вопросу. В данном кратком сообщении отмечу такие особенности научного творчества Юнга как разработанные им представления об архетипах, автономных комплексах, имагинативном психоанализе. Откуда такой ход мысли - архетипы, образы? Обратимся к блоку Эго типа ИЛИ и к активационной функции этого типа - базисная интуиция времени задаёт высокую активность воображения, направленного на внутреннюю реальность (восприятие хода времени, временных событий и ситуаций), творческая деловая логика придаёт эмпирическую направленность, обращённость к опыту, фактам, экспериментам, технологиям, а активационная белая этика (этика отношений) задаёт подпитку интереса к вопросам этики и ценностей, отношениям. 

В результате такой комбинации в научном творчестве швейцарского психолога образы собственной фантазии обретали личностно-этические персонификации, активационная функция задавала оформление этих образов в целостные личностные единицы - Персона, Тень, Анима и др., а творческая деловая логика позволяла проводить активную эмпирическую проверку, собирать многочисленные факты, подтверждающие присутствие таких целостных образов в истории развития человечества. То же самое и с разработкой Юнгом представлений об автономных комплексах - хотя внешне (эксплицитно) вроде бы речь идёт о проявлениях эмоций (чёрной этики), более глубокий анализ позволяет установить, что комплексы швейцарским психологом также понимались как личностные сущности (субличности, личности внутри личности), т.е. при концептуализации этой гипотезы большую роль играла активационная белая этика. 

Например, в работе "Отношение Эго к бессознательному" (1928), где развёрнуто описана техника имагинативного психоанализа и приведены примеры эффективности этого метода, Юнг много внимания уделяет описанию персонифицированных фигур, таких как Персона, Анима и Анимус, Мана-личность и др. В самом названии этой работы присутствует слово "отношение". Через всё научное творчество швейцарского психолога проходит сквозная тема персонификации символических фигур, т.е. наделения их ценностно-личностным значением, в чём заметно влияние активационной белой этики. В то же время, по болевой этике эмоций Юнг не редко проявлял срывы, резкие перепады настроения, аффективных реакций. Персонификация внутренних образов (под влиянием активационной функции), помимо прочего, играла для автора учения о коллективном бессознательном ещё и важную роль в плане психологической саморегуляции - недостаточное взаимопонимание с родными и близкими в детстве и юности компенсировалось диалогами с персонифицированными образными фигурами, позволяя восстановить самоуважение и систему ценностей. В этом плане, обращение Юнга к образам - совершенно нормальное явление, без психопатологической подоплёки. Базисная интуиция времени позволила автору учения о коллективном бессознательном глубоко прочувствовать универсальный архетипический мир, начиная от древности и до наших дней, почерпнуть из этого хранилища древних образов опыт универсальной мудрости, а также дала умение интерпретировать знаки, символы, синхронные явления, чувствительность к малозаметным изменениям событий.     

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О научном творчестве: архетипы, комплексы, образы | Руслан_Еслюк - Дневник психолога Руслана_Еслюка | Лента друзей Руслан_Еслюк / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»