История психологии, методы психологии и психотерапии. Продолжаю анализ новых аспектов вокруг истории имагинативного психоанализа и его бокового ответвления - символдрамы. Вместе со сравнительным анализом теоретических положений и исследованием вектора истории развития метода, построение профиля личности Х. Лёйнера имеет важное значение в доказательстве факта масштабных заимствований. Ранее я писал о том, что гипотезу об энеа-типе 3 (относительно личности Лёйнера) можно назвать интегрирующей, она обобщает многие принципиально важные положения исследования. Дополнительные аспекты можно найти в книге К. д`Обре, Ф. де Буа Санти и И. Лаора "Эннеаграмма. Освободите лучшее в себе" [М.: Амрита, 2011. - 256 с.]. С поправкой на то, что издание научно-популярное (возможно они презентовали свои разработки и в научных публикациях - уточню). Авторы дают свою трактовку теории энеатипов К. Наранхо - не со всем можно согласиться. Вместе с тем, несомненно, авторы дополнили его понимание энеатипов, есть смысл прислушаться к их мнению. Выберу наиболее содержательное:
"Эннеатип 3. Успешный работник [с.75]
<...>;
"Убеждение
Мир принадлежит успешным людям, его ценности достаются лишь чемпионам.
Номер 3 поднимает планку очень высоко и подчиняет свое представление о жизни образу успешного человека, с которым он сравнивает как себя, так и окружающих.
Предмет гордости
Я много работаю и добиваюсь успеха.
Детство
Среди возможных сценариев детства чаще всего встречаются следующие два:
- Номер 3 был воспитан в семье обывателей, в которой среди основных ценностей была результативность, внешний лоск, успех в карьере. Его приучали быть во всем лучшим, поскольку именно так можно получить признание, занять свое место в жизни. Именно это, в понимании номера 3, означало «быть любимым». В зависимости от своих способностей и физического развития он переоценивает какой-либо из аспектов своей личности. Это может быть красота, интеллект, способность добиваться победы в спортивных состязаниях, возможно, все сразу. Важнее всего быть лучшим (соревнование), а не делать все как можно лучше (старание). Если эта гонка за высокими достижениями начинается в обеспеченном, лишенном трудностей детстве, впоследствии у человека может выработаться высокомерное отношение к людям «низшего сорта», которых можно использовать, но не нужно уважать. Таким образом, воспроизводится родительская модель демонстрируемого пренебрежения эмоциями. Быть искренним не важно, важно, как ты выглядишь в глазах окружающих.
- Номер 3 вырос в скромной семье, находящейся в состоянии постоянной нужды. Он стыдится своего происхождения, своей одежды, своих родителей, своего социального статуса. Его переживания уходят корнями в постоянно сравнение с теми, у кого всего больше, он им завидует и восхищается ими. В результате он стремится максимально приблизиться к образу успеха, который он постоянно наблюдает и который кажется ему идеалом" [с.76-77];
Доминирующий центр: эмоциональный (2,3,4) [с.77];
"Стремится избежать: неудачи
Номер 3 ничего так не боится, как неудачи, в любой сфере жизни. Чтобы не сесть в калошу, он меняет свои цели, окружает себя квалифицированными людьми и готов заплатить любую цену, чтобы воспользоваться их услугами. Он настолько поглощен достижением успеха и сохранением своего имиджа завоевателя, что с трудом признает неизбежные ошибки. Последние он называет «опытом» и никогда не берет на себя ответственность, либо же старается переложить их на кого-либо другого, как будто малейшая оплошность поставит под вопрос не только его репутацию, но и само его существование.
Основное негативное качество: ложь
Речь вовсе не обязательно идет о лжи в том смысле, когда человек намеренно говорит неправду. Номер 3 не знает наверняка, что он чувствует. Иногда, чтобы поддержать свой имидж, он обнаруживает у себя своего рода недуг, как если бы вдруг он стал актером в кино. Так в чем же заключается ложь? В комплиментах и лести направленных на то, чтобы убедить собеседника, в улыбке, не соответствующей внутреннему состоянию, в преувеличении достижений, в манере концентрировать внимание на том, что он считает важным, в отрицании своих промахов, в уходе от будничной действительности, которую он не ценит, в чувстве собственного превосходства над окружающими, в манере адаптироваться в ущерб собственной индивидуальности в любой ситуации, в любом обществе, лишь бы это было нужно для достижения какой-то цели.
Проблема самоидентификации: кто я? (2,3,4)
Как мы уже поняли, номер 3 не задается подобными вопросами. А даже если бы, предположим, такой вопрос и был бы ему задан, ответ поступил бы следующий: «Я - это моя работа, мой жизненный выбор, и ничего более». Он путает понятия «быть» и «казаться». Он хорошо умеет продавать себя и превращается в маску, с которой он себя идентифицирует, поскольку он верит в то, что продает. Существует огромная пропасть между фразой «всё прекрасно» и тем, что он представляет собой на самом деле. Что скрывается за этим приятным, улыбающимся лицом, отражающим то, что он делает, что имеет, чем живет? Он сам этого не знает. Кажется, что страдания ему чужды, поскольку он всегда выглядит оптимистичным «на американский манер». Быть все время занятым - отличный антидепрессант, который позволяет не задавать себе лишних вопросов. Даже болезнь как бы не является частью его жизни. Даже в отпуске он, как правило, не расстается с рабочими материалами. Если же в его душе возникает сильное чувство, в последний момент на помощь приходит мысль о назначенной на одиннадцать часов встрече.
Реакция защиты: тщеславие
В словарях можно найти различные определения этого слова: «проявление желания нравиться и обращать на себя внимание», «высокое мнение о себе без особого на то основания», «синоним хвастовства» и т. д.
Номер 3 в проявлении своих чувств соответствует всем этим определениям. Тщеславие, в отличие от скрывающейся за ним гордости, требует привлечения внимания, демонстрации, своего рода дефиле. Номер 3 любит создавать себе имидж человека, который всего добивается, не прилагая к этому особых усилий. Чем сильнее глубинное чувство неполноценности, отодвинутое на второй план, чем более пустым становится внутренний мир, тем в большей степени проявляется тщеславие как способ самозащиты и выживания. Номер 3 может хвастаться своим состоянием (или демонстрировать его внешними проявлениями богатства), своими дипломами и научными степенями, своими связями, своим статусом. Он хвастается тем больше, чем чаше он сравнивает себя с окружающими, и это сравнение становится невыносимым, если оказывается не в его пользу. Он стараемся найти ту область, в которой он превосходит других, и без лишней скромности стремится это превосходство продемонстрировать. Нередко номер сравнивают с петухом, кукарекающим, сидя на навозной куче, или с павлином, гордо расправившим свои перья. Само собой, тщеславие, перешедшее все границы, вызывает улыбку, по действительно ли номер 3 настолько глуп? На самом деле, он действительно может быть недалеким, поскольку отождествляет себя с тем имиджем, который он выставляет напоказ. Возможно, это поможет ему оценить всю нелепость ситуации. Такого рода самолюбование свидетельствует о пустоте внутри, которая стремится чем-то заполниться. Номер 3 однажды мог бы сказать: «Я не против того, чтобы быть дураком, если я при этом буду королем дураков!»" [с.78-80];
"Подтипы
Подтип самосохранения: безопасность
"Если я добиваюсь успеха, если я обладаю материальными благами, я нахожусь в безопасности". Для данного подтипа особую важность представляют деньги, вещи, здоровье. Если ему ничего этого не хватает, то основной целью становится выживание, как для себя, так и для семьи, порой на два поколения вперед.
<...>
Парный подтип: мужественность/женственность (обольщать, чтобы быть спокойным)
Он любит производить впечатление своей внешностью, за которой очень тщательно следит. Модная одежда, топовые бренды, хороший вкус. Все это обеспечивает ему ощущение собственной важности. Он стремится создать в глазах окружающих образ секс-символа, чтобы гарантировать себе победу в случае возможного соперничества. Он знает, что в состязании участвует не он сам, однако ему льстит, котла окружающие считают его сексуально привлекательным.
<...>
Социальный подтип: социальный престиж, необходимость занимать престижную позицию, чтобы быть признанным
Вся энергия направляется на поиск и получение знаков внимания и восхищения посредством достижения желаемого социального статуса. Будучи карьеристом, номер 3 этого подтипа сразу метит в самый верх иерархической лестницы. Нередко цель достигается путем расталкивания локтями всех, кто стоит на его пути, поскольку его принцип - «цель оправдывает средства». Он добивается расположения только тех людей, которые способны помочь ему перескочить через ступеньку-другую в иерархии. Получив то, к чему стремился, он не теряет бдительности, чтобы никому не удалось сместить его с трона. В полном одиночестве он взирает со своей высоты на людей копошащихся где-то далеко внизу" [с.83-84].
___
Х. Лёйнер развивался между первым и третьим подтипами энеатипа 3 - в первом подтипе акцентировано чувство безопасности, фрустрация которого у него присутствовала, как у бывшего участника боевых действий, однако значительно более выраженным оказывается подтип три, названный авторами "социальным подтипом". Расталкивание локтями всех, кто стоит на его пути - ранее я отмечал, что мотив бунта (против авторитета создателя метода имагинативного психоанализа) красной нитью проходит через всё научное творчество Лёйнера, активно и настойчиво убеждавшего сторонников в том, что захватываемая им интеллектуально-творческая территория является его собственной. В целом, многомерные характеристики энеатипа 3 дают множество инсайтов для понимания мотивации Лёйнера, объяснения общих причин и нюансов масштабного плагиата. Теория характерологических энеатипов К. Наранхо и его последователей, опирающаяся на древний структурный подход (энеаграмму) и геометрико-математические законы, является серьёзной разработкой в области дифференциальной психологии и психологии личности.
Предыдущее сообщение по теме: Границы территории: субъективная карта