[675x900]
Это одна из крупнейших друзских деревень Израиля, мало известна израильтянам, хотя она расположена всего в 10 километрах от Хайфы. Как правило, ее проскакивают по дороге к сомнительным достопримечательностям соседней Далият эль-Кармель – базару и монастырю Мухрака. В лучшем случае посещают местный, не слишком впечатляющий рынок или обедают в одном из местных ресторанчиков после прогулки по Кармелю. Но Осфия намного интереснее Далии!
Главным образом потому, что кроме друзов здесь проживают христиане по крайней мере трех разных конфессий, евреи – мессиане, просто евреи и мусульмане.
Всего в деревне живут около 12 тысяч человек, из которых около 80% - друзы. Прогулку по старой части деревни лучше всего начать с площади напротив здания поселкового совета. На площади – такая вот композиция. Финиковые пальмы, плодами которых питались израильтяне при выходе из Египта, пока не подали манну небесную и колесо из маслодавильни. Вокруг - 12 столбиков, символизирующих 12 колен израилевых.
[675x900]
Типичная улица, ведущая от площади к ядру старой деревни.
[900x675]
Чуть в стороне – «Хильве», совсем недавно отремонтированный друзский молитвенный дом.
[675x900]
[900x675]
Когда-то на месте деревни существовало еврейское поселение Хосифа, от названия которого, скорее всего, и происходит нынешнее название деревни. Кстати. О названии.
Местные друзы называют свою деревню «Осфия». Но существует и вариант «Исфия», так
деревню называют «пришлые», сирийские друзы. Местные называют их «хуранцами».
Местные и пришлые это, конечно, условно. Осфия/Исфия, как и Далият эль-Кармель основана еще в 17 веке, во времена правления друзского эмира Фахр ад-Дина.
Что же до еврейской Хосифы, то в 30-е годы 20 века здесь обнаружили развалины синагоги византийского периода с мозаичными полами. Основой блок этой мозаики сейчас демонстрируется в тель-авивском музее «Эрец-Исраэль».
Если жители Пкиина гордятся изображением своей деревни, на 100-шекелевой купюре, то жители Осфии – изображением мозаики Хосифы на 1-лировой купюре, давно, правда, вышедшей из употребления.
На одной стороне – рыбак, и это у него сеть рыболовная на плече, а не пояс смертника. Считается, кстати, что бравый рыбак изображен на фоне Хайфского залива. Зачем ему мотыга – не знаю, надо будет выяснить при случае. А вот на другой стороне купюры – как раз мозаика из Хосифы, а слева надпись: «Мозаика из древней синагоги в Хосифе».
[793x873]
Часть византийской мозаики, правда малоинтересной, сохранилась у входа в один из домов Осфии. Вот она.
[900x675]
[900x675]
И таблички с номерами домов в Осфии выполнены с украшениями в виде этой хосифской мозаики.
[675x900]
Еще одно из напоминаний о древности Осфии/Хосифы – византийская церковь, точнее – церковь построенная на основании византийского храма. Церковь – недействующая и, как правило, она закрыта. Когда-то я там был, внутри, но там практически ничего не сохранилось. Католики, которым до 48-го года принадлежала эта церковь, в начале 50-х построили новую, о ней – ниже. А в этой вот церкви уже давненько собираются устроить музей, но «Денег все не соберем».
[900x675]
А это – старые ворота, ведущие в самую старую часть деревни. Утверждается, что они – еще 17-го века и сохранились со времен Фахр ад-Дина.
[675x900]
[675x900]
К воротам примыкает дом мухтара, где когда-то переодевшись в друзскую женскую одежду скрывался Аба-Хуши.
[900x675]
Еще в Осфии, в пещере одного из домов, сохранилась старинная действующая маслодавильня. Действительно действует, провереноJ
[900x675]
Тут же – старинный пресс, который друзы в свое время купили у хайфских темплеров.
[900x675]
На этом интересности друзской части Осфии кончаются. Если, конечно, не считать «макама» Абу Абдаллы, одного из трех религиозных лидеров, в 996 году избранных халифом Аль-Хакимом для распространения новой, друзской религии. Макам – совсем в другой части деревни, фактически – за деревней, и о нем – как-нибудь в другой раз, может быть – со снимками ежегодной церемонии, проводимой тут 15 ноября.
В Осфии проживают христиане, по крайней мере, из трех конфессий, и это если не считать мессианских евреев, которые как бы тоже немного христиане. Самая крупная община – около 1000 человек – католики, располагающие собственной церковью. Не только церковью, но и целым комплексом, в состав которого входят всякого рода административные помещения, учебные классы и спортзал.
[900x675]
Церковь построена в 1952 году. Открыта каждое воскресенье примерно с 10:00 до 11:30.
[900x675]
У ортодоксов, их тут совсем немного, своей церкви в Осфии нет, и они ездят на службы в Хайфу. А вот у маронитов – своя новенькая церковь, построенная в 1971 году.
[900x675]
Сейчас она на ремонте, и службы проходят в подземном этаже.
[900x675]
[900x675]
Витражи для церкви реставрировали «русские» умельцы. 21 июля состоится тожественное открытие отремонтированной церкви.
[675x900]
Рядом с маронитской церковью, в глубине – женский монастырь св. Иосифа. Раньше он располагался рядом с больницей «Рамбам». Жители Хайфы наверняка его знают – здание бывшего монастыря расположено слева от центрального входа в госпиталь (справа – гораздо более эффектное здание бывшего женского монастыря кармелиток). В начале 20-х годов монахини перебрались в Осфию, и сегодня старое монастырское здание занимает одно из отделений больницы.
[900x675]
[900x675]
Увы, это учреждение строгого режима и мне, по крайней мере, проникнуть внутрь
не удалось. В монастыре сейчас живут 8 монахинь из разных стран. Настоятельница, Поль-Мари, которую я безуспешно уговаривал пустить козла в огород, - из Иордании.
Рядом с основным зданием монастыря – административный корпус и детский сад.
[900x675]
А самое интересное в Осфии, на мой взгляд, - центр мессианских евреев. Расположен он на самом въезде в деревню, если ехать из Хайфы, - с правой стороны. Евреи его минуют не задерживаясь, некоторые, похоже, просто боятся этого места и проезжая мимо, чуть ли не выскакивают на встречную полосу.
[900x675]
А чего бояться? Ну, евреи. Ну, мессианские. Вот это обширное здание, которое я не догадался сфотографировать в деталях, раньше, в начале прошлого века, принадлежало англиканской церкви. Деталей пока не знаю, тут мне потребуются дополнительные изыскания.
[900x675]
А это – новенькое, 10-летней давности здание молитвенного дома.
[900x675]
Я, конечно, пообщался с народом. Было интересно, охмурить меня ксендзы не пытались. Наверно отложили до следующего моего визитаJ
А он обязательно состоится - община эта, «Ор ха-Кармель», достойна отдельного поста, как и некоторые другие мессианские общины в районе Хайфы. В первую очередь, конечно, община, расположившаяся в монастыре «Сент максимус» в Хайфе, на центральном Кармеле.
Остались мусульмане. Их в Осфии тоже немало. Бедуинский район расположен почти на въезде в деревню, у базара. Есть и мечеть, но вы ее почти наверняка не видели. Это потому что у нее нет минарета. Против минарета, а главным образом – против муэдзина, местные друзы решительно возражают. Я мечеть тоже не видел, не успел. В следующий раз.
И евреи тут живут. Просто евреи, не мессианские. Их в Осфии становится все больше. Сейчас уже порядка 70 человек. Часть купили дома, часть снимают дома и квартиры. Это заметно дешевле, чем в Хайфе, а до города – считанные километры.