• Авторизация


Подводная лодка V- бис серии «Щ-203» («Камбала») 26-10-2011 22:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Ермоловская_Татьяна Оригинальное сообщение

Великая Отечественная под водой. «Щ-203» («Камбала»)

подводная лодка V-бис серии

Заложена 10 марта 1933 года на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде под стапельным номером 228. В 1933 году подводная лодка секциями по железной дороге перевезена в Николаев на завод № 200 (им. 61 коммунара), где была перезаложена и 29 мая 1934 года под строительным номером 1028 была спущена на воду. 4 сентября 1935 года «Щ-203» вступила в строй, и 30 сентября (по другим данным 29 декабря) 1935 года под командованием Лавинского Михаила Николаевича корабль вошел в состав Черноморского флота.
[700x458]
Начало Великой Отечественной войны «Камбала» встретила под командованием капитана 3 ранга Немчинова Владимира Иннокентиевича, который командовал «Щ-203» с октября 1939 года, в составе Отдельного учебного дивизиона ПЛ ЧФ в плановом ремонте в Севастополе.

1 июля 1941 года ремонт был закончен; подводная лодка перешла к месту своего постоянного базирования в Новороссийск и уже 16 июля вышла в свой первый боевой поход.


До конца ноября «Щ-203» четыре раза выходила в море для несения дозора в районе юго-западнее Новороссийска (позиция № 10), южнее Керченского пролива (позиция № 9) и для разведки в районе Феодосии. 23 ноября подводной лодке пришлось прервать поход, так как при включении батарейного автомата из-за образовавшейся электродуги получил сильные ожоги командир мотористов. После выхода на вражеские коммуникации северо-восточнее Сулины (позиция № 18) в декабре, где кораблей и судов противника встречено не было, «Щ-203» была привлечена к участию в Керченско-Феодосийской десантной операции. 24 декабря подводная лодка была направлена в район Эльчан-Кая. На борту субмарины находились два офицера гидрографического отдела флота – лейтенанты В.Е. Моспан и Д.Г. Выжул. За несколько часов до начала высадки советского десанта в районе горы Опук на камнях Эльчан-Кая эти офицеры должны были поставить манипуляторные огни. Вечером 28 декабря гидрографы были высажены, маяк установлен, но в назначенное время назад на подводную лодку они не вернулись, возможно, перевернувшись в шлюпке в штурмующем море. Есть данные, что лейтенанты были взяты в плен неприятельским патрулем и расстреляны. К счастью, противник не заметил выставленных огней, что позволило успешно провести высадку десанта. «Щ-203» продолжила выполнение поставленной задачи, в ночь на 29 декабря осуществляя навигационное обеспечение кораблей ЧФ. До июня 1942 года субмарина выполняет спецзадания – 26 января она служит плавучим маяком для кораблей, высаживающих десант в Судаке. В дальнейшем «Щ-203», продолжая действовать в Феодосийском заливе, проводит навигационное обеспечение кораблей и ведет разведку побережья, неоднократно подвергаясь артобстрелу и авианалетам противника. К счастью, все обошлось без серьезных повреждений и потерь в личном составе.
[700x484]
В середине июня «Щ-203» привлекают к обеспечению защитников осажденного Севастополя. За два транспортных рейса подводная лодка доставила в Крым 66 тонн боеприпасов, 30 тонн бензина и 7 человек. (По другим данным в Севастополь перевезено 52 тонны боеприпасов, 8 тонн продовольствия и 30 тонн бензина, эвакуировано на Кавказ 85 человек). Если первый транспортный рейс прошел нормально, то во втором подводная лодка утром 25 июня в Стрелецкой бухте столкнулась с буксиром, в результате чего субмарина погнула форштевень и носовые горизонтальные рули. Возможно, одной из причин столкновения стал перевозимый на подлодке бензин. Уже в первые сутки похода его пары распространились по всем отсекам корабля, в результате чего среди членов экипажа имели место головокружения и обмороки. Утром 26 июня при прохождении Инкерманского створа «Щ-203» подверглась обстрелу артиллерии противника, а вечером в районе Ялты преследованию нескольких сторожевых катеров, которые сбросили на подводную лодку порядка семи десятков глубинных бомб. Дополнительных повреждений «Щ-203» не получила, но без того носовые горизонтальные рули работали ненадежно.

29 июня 1942 года «Щ-203» третий раз вышла в осажденную крепость, имея на борту 26 тонн боеприпасов, 4 тонны продовольствия и 17 тонн бензина, но к ее прибытию в Севастополь его защитники уже прекратили организованное сопротивление. Когда 1 июля «Щ-203» прибыла к мысу Херсонес, принимать доставленный груз было некому. В течении дня подводная лодка неоднократно подвергалась атакам авиации и катеров. В ночь на 3 июля подводная лодка получила приказ командира бригады Л.Г. Петрова после выполнения задачи возвращаться в Новороссийск, но, неправильно его поняв, «Щ-203», как и другие субмарины в это время находящиеся у Севастополя, выбросила за борт груз и направилась в базу.

1 августа «Щ-203» прибыла в Туапсе, где встала на текущий ремонт. Вскоре работы на подводной лодке были прерваны, ремонт свернут; 24 августа субмарина вышла из Геленджика в Батуми. Неясно почему, но видимо подводную лодку решили использовать в качестве буксира – за собой она вела баржу. На следующий день в районе Сочи (у мыса Уч-Дере) необычный караван был атакован самолетом. Отдача буксира заняла слишком много времени. Подводная лодка не успела погрузиться и сброшенная с самолета бомба разорвалась неподалеку от субмарины. Теперь «Щ-203» ждал уже не текущий, а капитальный ремонт. В результате взрыва бомбы от сильного сотрясения деформировались крышки входных люков в первом и шестом отсеках, вышла из строя система воздуха высокого давления и ряд приборов. 28 августа подводная лодка встала на капремонт, который продлился до конца марта 1943 года.

По вступлении в строй подводная лодка включается в боевую работу. «Щ-203» действует на коммуникациях противника у северного выхода из Босфора (позиция № 85) и у южного берега Крыма (позиции № 83, 84). Два похода, несмотря на то, что подводная лодка дважды имела встречи с кораблями противника, прошли безрезультатно. Выйти в атаку не удалось.
[700x499]
20 августа 1943 года «Щ-203» в последний раз покинула базу. Назад она не вернулась. Подводной лодке предстояло действовать в пределах позиции № 82 у мыса Тарханкут. По данным итальянской стороны (правда, в качестве объекта атаки почему-то называется подводную лодку «Щ-207», которая, как известно, благополучно пережила войну), «Щ-203» стала жертвой торпед сверхмалой ПЛ «СВ-4» в ночь на 26 августа в районе мыса Урет в точке с координатами 45°11,7' с.ш./ 32°46,6' в.д.

Согласно докладу командира «СВ-4» капитан-лейтенанта Армандо Сибиле его «малютка» находилась в надводном положении, когда в 400 метрах от себя он обнаружил всплывшую советскую субмарину, которая, запустив дизели, начала движение в сторону его лодки. Сибиле застопорил ход, и остался за кормой советской субмарины, которая прошла в 50-60 метрах от него. «СВ-4» описала циркуляцию, и, заняв выгодную позицию, с 800 метров выпустила торпеду, которая, отклонилась влево. «СВ-4» немедленно выпустила вторую торпеду. Через 40 секунд перед рубкой советской подводной лодки поднялся высокий столб воды, раздался взрыв, и лодка исчезла.

В конце 1949 года «Щ-203» была случайно обнаружена на дне на глубине 72 метра и обследована водолазами. В ходе осмотра выяснилось, что в районе II – III отсеков корпус субмарины перебит надвое сильным взрывом, при этом носовая часть загнута по отношению к диаметральной плоскости вправо на 70°, а в торпедных аппаратах № 1 и № 4 отсутствуют торпеды (Возможно, они были потеряны в результате взрыва). В то время дата и причины гибели субмарины точно установлены не были. В 1950 году кормовая часть подводной лодки была поднята, и после тщательного обследования специальной комиссией сдана на слом. Останки найденных при этом членов экипажа были похоронены на кладбище Коммунаров в Севастополе. Вместе с «Щ-203» погибли 45 человек. Весь экипаж подводной лодки в 1944 году был посмертно отмечен орденами Отечественной войны I и II степени.

Имя командира «Щ-203» Владимира Немчинова носила плавбаза подводных лодок (проект 233-К, типа «Атрек») ДКБФ.

18 боевых походов.

16.07.1941 – 05.08.1941
21.08.1941 – 10.09.1941
05.10.1941 – 12.10.1941
20.11.1941 – 23.11.1941
28.11.1941 – 19.12.1941 навигационное обеспечение кораблей. ЧФ
25.01.1942 – 27.01.1942 навигационное обеспечение кораблей. ЧФ
28.01.1942 – 07.02.1942 навигационное обеспечение кораблей. ЧФ
12.02.1942 – 19.02.1942 навигационное обеспечение кораблей. ЧФ
23.02.1942 – 06.03.1942 навигационное обеспечение кораблей. ЧФ
14.03.1942 – 30.03.1942 навигационное обеспечение кораблей. ЧФ
07.04.1942 – 28.04.1942
07.06.1942 – 14.06.1942
16.06.1942 – 19.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь.
21.06.1942 – 27.06.1942 Транспортный рейс в Севастополь.
29.06.1942 – 04.07.1942 Транспортный рейс в Севастополь.
16.05.1943 – 04.06.1943
29.06.1943 – 22.07.1943
20.08.1943 – +

Возможно, как минимум, одна торпедная атака, время и место которой не известны.
[700x476]
Погибли на подводной лодке «Щ-203» 26 августа 1943 года:

Немчинов Владимир Иннокентьевич (1913 г.р.), капитан 3 ранга, командир ПЛ «Щ-203».
Дмитриев Иван Андреевич (1913 г.р.), старший лейтенант, помощник командира корабля.
Холопов Николай Дмитриевич (1918 г.р.), старший лейтенант, командир БЧ-1-4
Коротков Сергей Иванович (1907 г.р.), капитан-лейтенант, дублер командира БЧ-1. (прикомандирован с плавбазы «Нева»).
Гордин Яков Семенович (1919 г.р.), старший лейтенант, командир БЧ-3.
Медавов Семен Алексеевич (1906 г.р.), старший техник-лейтенант, командир БЧ-5.
Лискун Борис Михайлович (1908 г.р.), начальник санитарной службы.
Северинов Павел Андреевич (1916 г.р.), главный старшина, боцман.
Усачев Павел Михайлович (1914 г.р.), краснофлотец, командир отделения рулевых.
Алёхин Фёдор Борисович (1917 г.р.), краснофлотец, старший рулевой.
Галкин Иван Степанович (1924 г.р.), краснофлотец, рулевой.
Макеев Виктор Павлович (1924 г.р.), краснофлотец, рулевой.
Савиных Михаил Ильич (1924 г.р.), краснофлотец, ученик рулевого.
Левчук Григорий Федорович (1914 г.р.), главный старшина, старшина группы торпедистов.
Кривуля Григорий Терентьевич (1918 г.р.), старшина 2 статьи, командир отделения торпедистов.
Морозов Алексей Лаврентьевич (1920 г.р.), краснофлотец, командир отделения комендоров.
Вертегеч Тихон Филиппович (1915 г.р.), краснофлотец, старший торпедист.
Гуманюк Владимир Тимофеевич (1920 г.р.), краснофлотец, торпедист.
Портной Геннадий Пиневич (1923 г.р.), краснофлотец, ученик торпедист.
Скорина Иван Емельянович (1912 г.р.), мичман, старшина группы радистов.
Устюжанин Виктор Григорьевич (1920 г.р.), краснофлотец, радист.
Колесов Василий Иванович (1922 г.р.), краснофлотец, гидроакустик.
Петров Иван Павлович (1920 г.р.), старшина 1 статьи, шифровальщик.
Шураев Виктор Иванович (1915 г.р.), старшина 1 статьи, старшина группы мотористов.
Москвин Федор Степанович (1918 г.р.), краснофлотец, командир отделения мотористов.
Доронин Иван Иванович (1921 г.р.), главный старшина, старший моторист.
Шкубара Александр Андреевич (1917 г.р.), старший краснофлотец, старший моторист.
Сулейманов Джарулла Иллаждин (1922 г.р.), старший краснофлотец, моторист.
Крылов Владимир Алексеевич (1921 г.р.), краснофлотец, моторист.
Павлов Василий Николаевич (1922 г.р.), краснофлотец, моторист.
Плаксин Михаил Николаевич (1922 г.р.), краснофлотец, моторист, (прикомандирован с ПБ «Нева»).
Дмитриев Александр Александрович (1914 г.р.), главный старшина, старшина группы электриков.
Сергеев Иван Григорьевич (1915 г.р.), старшина 2 статьи, командир отделения электриков.
Поляков Тимофей Иванович (1921 г.р.), краснофлотец, старший электрик.
Ульянов Николай Михайлович (1920 г.р.), краснофлотец, электрик.
Попов Павел Антонович (1923 г.р.), краснофлотец, ученик электрика.
Дятел Яков Владимирович (1915 г.р.), старшина 1 статьи, командир отделения штурманских электриков.
Митрофанов Александр Иванович (1913 г.р.), главный старшина, старшина группы трюмных.
Рябов Иван Абрамович (1915 г.р.), старшина 1 статьи, командир отделения трюмных.
Пономаренко Павел Петрович (1920 г.р.), краснофлотец, трюмный.
Снимщиков Александр Тихонович (1918 г.р.), краснофлотец, кок.
Кудрявцев Борис Иванович (1919 г.р.), краснофлотец, строевой.
Бархатов Лев Петрович (1921 г.р.), старшина 1 статьи, курсант ВМИУ.
Хитров Василий Васильевич (1922 г.р.), курсант ВМИУ.
Крутько Сергей Митрофанович (1921 г.р.), курсант ВМИУ. (с)

[показать]
tatasoz-
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Подводная лодка V- бис серии «Щ-203» («Камбала») | Краснофлотец - Дневник Краснофлотец | Лента друзей Краснофлотец / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»