• Авторизация


Бой на Кассарском плесе,сражение при Моозунде 09-10-2011 11:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Ермоловская_Татьяна Оригинальное сообщение

Бой на Кассарском плесе

1 октября 1916 года - подвиг эскадренного миноносца "Гром". Осенью 1917 года произошел редчайший в военной истории случай, когда инициатива и активная роль в подготовке и проведении оборонительной операции принадлежала не верховному командованию и даже не командованию флотом, а революционным морякам Балтики. Германское командование решило тогда захватить Моонзундский архипелаг, чтобы открыть своему флоту вход в Финский залив и подготовить условия для дальнейшего наступления на Петроград с суши и с моря. Это ставило под угрозу подготовку вооруженного восстания в Петрограде и судьбу революции. Инициативу в обороне островов взял на себя проходивший в то время в Гельсингфорсе на яхте "Полярная звезда" II съезд военных моряков Балтики. Решения съезда сыграли большую роль в мобилизации моряков на отпор врагу, в повышении их боевого духа и стойкости в предстоящих тяжелых боях. В обороне Моонзунда прославились линкор "Слава" и эскадренные миноносцы "Новик", "Гром", а также канонерская лодка "Храбрый".
[700x560]
Переломный 1917 год с самого начала стал для России годом бурных политических событий. Падение монархии, февральская буржуазно-демократическая революция и образование временного правительства, ожидание коренных перемен во всех сферах жизни и деятельности населения, а также рост антивоенных настроений в стране оказали огромное влияние на положение армии и флота, на ход боевых действий в Первой мировой войне. В кампанию 1917 года Балтийский флот не планировал крупных наступательных операций. Его главная задача - не допустить противника в восточную часть Финского залива, предусматривала оборону четырех уже созданных минно-артиллерийских позиций, прикрывавших входы в Финский, Рижский и Ботнический заливы, а также Моонзундский архипелаг.


Зато германское командование решило в полной мере использовать возникшие в России внутриполитические трудности для достижения решающих успехов на фронте. Для реализации этих замыслов был разработан план операции "Альбион". Она предусматривала захват Моонзундских островов, заход германского флота в Рижский залив, уничтожение там Балтийского флота и создание благоприятных условий для нанесения удара по Петрограду с моря и с суши. Учитывая развитие обстановки на сухопутном фронте, проведение операции "Альбион" назначили на конец сентября - начало октября 1917 года. Для осуществления операции были выделены огромные силы: около 300 единиц корабельного состава, в том числе 11 линкоров и тяжелых крейсеров, 9 легких крейсеров 57 эскадренных миноносцев. Для обеспечения воздушного прикрытия и поддержки с воздуха командованию операцией было придано 94 самолета и 6 дирижаблей. Десантный корпус для захвата островов насчитывал 25 тыс. человек.

Балтийский флот мог противопоставить этой армаде два устаревших линкора "Гражданин" (бывший "Цесаревич") и "Слава", 3 крейсера, 33 эскадренных миноносца и небольшое количество малых кораблей. В составе легких сил Балтийского флота был и эсминец "Гром". Он принадлежал к лучшей в то время серии эсминцев типа "Новик", вошел в состав флота в 1916 году и имел опыт боевых действий на коммуникациях противника. Командование флотом знало о планах немцев, но не приняло необходимых мер для защиты островов и усиления минно-артиллерийских позиций. Инициативу в обороне архипелага взяли на себя революционные организации моряков Балтики. Состоявшийся в это время в Гельсингфорсе на яхте "Полярная звезда" II съезд военных моряков Балтики постановил, что флот исполнит свой долг перед революцией. "Матросы докажут всему миру, что революционный флот, защищая революционную Россию, погибнет, но не отступит перед флотом германского империализма", говорилось в резолюции съезда. Решения съезда сыграли большую роль в мобилизации моряков на отпор врагу, в повышении их боевого духа и стойкости в предстоящих тяжелых боях. Эти решения с большим волнением читали и балтийцы Великой Отечественной войны на кораблях, в боевых походах и на позициях под Ленинградом.

На рассвете 29 сентября германские корабли подошли к северо-западному побережью острова Эзель в районе бухты Тага-Лахт. Подавив две наши береговые батареи, они высадили десант. Тяжелые и кровопролитные бои вели наши моряки и солдаты за каждый остров архипелага, за каждый рейд, за Кассарский плес, где происходили наиболее жестокие морские сражения. В них прославились линкор "Слава" и эскадренные миноносцы "Новик", "Гром", "Забияка", "Константин", а также неутомимая, удивительно живучая канонерская лодка "Храбрый", на красном флаге которой в дни революции было начертано: "Мы путь земле укажем новый, владелец ею будет труд!" Германские корабли постоянно пытались прорваться к району боев со стороны Рижского залива, но каждый раз встречали упорное сопротивление русских моряков.
[700x536]
На второй день боев (30 сентября) эсминцы "Новик", "Гром", "Изяслав" и "Самсон" обстреляли и вынудили уйти отряд германских тральщиков, которые тралили проходы между островами. На следующий день, 1 октября, эсминцы "Гром", "Забияка" и "Победитель", находившиеся в дозоре на Кассарском плесе (у восточного побережья острова Эзель), обнаружили германский крейсер и несколько миноносцев. В средине дня сюда подошли эсминец "Константин" и канонерская лодка "Храбрый". В 13.50 показался германский линкор "Кайзер", который с дистанции 110 кабельтовых открыл огонь по нашим эсминцам. Они стали отходить, но один из снарядов пробил борт и днище эсминца "Гром". Корабль окутался облаком пара, получил крен и лишился хода. С большим трудом команде удалось завести пластырь и прекратить поступление воды в корпус корабля. Вскоре к нему вернулась уже ушедшая вперед канлодка "Храбрый", она пришвартовалась к борту эсминца и повела его в Моонзунд. В это время на море выпал туман, который скрыл германские корабли от наших наблюдателей.
[700x552]
В 15.10 из тумана появились 9 вражеских эсминцев. Разделившись на две группы, они полным ходом пошли на охват наших кораблей, стремясь отрезать им отход к своей базе. На дистанции 70 кабельтов начался бой. Два германских эсминца получили попадания снарядов и отошли. Наши эсминцы стремились активными действиями отвлечь врага от поврежденного "Грома". Несколько раз они пытались прикрыть его дымовой завесой, но ветер относил дым в сторону. "Храбрый" и "Гром" медленно отходили, но продолжали вести бой. Германские эсминцы решили добить "Гром" и усилили его обстрел. Им удалось добиться нескольких попаданий. Была сбита мачта, все дымовые трубы, вскоре замолчало и кормовое орудие. Затем лопнули швартовы, заведенные с "Храброго" на "Гром". Канлодка, описав циркуляцию, под огнем вновь подошла к носовой части беспомощного эсминца и сняла с него всю команду. Отходя от покинутого командой корабля, "Храбрый" послал в него несколько снарядов. Эсминец еще больше накренился, на его палубе возник пожар. Однако германские корабли не прекратили попытки захватить его. В этот критический момент беспримерный подвиг совершил минный машинист "Грома" Ф. Е. Самончук. В последний момент перед отходом "Храброго" он перепрыгнул обратно на эсминец. С короткой дистанции Самончук выпустил торпеду по германскому эсминцу, решившему захватить русский корабль как боевой трофей. Германский эсминец и "Гром" погибли почти одновременно. Вскоре со стороны Моонзунда показались 7 русских эсминцев. Противник сразу прекратил бой и ушел на юг.

Долгое время считалось, что Самончук погиб. Лишь много лет спустя выяснилось, что взрывом он был выброшен в море и подобран германским эсминцем. Затем Сомончук бежал из плена и жил в Белоруссии. Во время Великой Отечественной войны воевал в партизанском соединении Ковпака. В 1955 году за подвиг в Моонзундском сражении Ф. Е. Самончук был награжден орденом Красного Знамени.
[700x502]
[700x665]
[700x476]
К 6 октября немцам удалось захватить только южную часть Моонзундского архипелага. Русские корабли отошли в Финский залив, потеряв в ходе боев линкор "Слава" и эсминец "Гром". Германский флот потерял свыше 30 кораблей и транспортов, кроме того, были повреждены и выведены из строя 5 линкоров, крейсер и 10 эсминцев. В связи с этим германское командование было вынуждено отказаться от наступления на Петроград с моря.

Додонов В. А.

[показать]
tatasoz-
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Бой на Кассарском плесе,сражение при Моозунде | Краснофлотец - Дневник Краснофлотец | Лента друзей Краснофлотец / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»