• Авторизация


Подводная лодка А-5 01-08-2011 09:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Ермоловская_Татьяна Оригинальное сообщение

Великая Отечественная под водой.

«А-5» (бывшая «Металлист», «АГ-21»)
подводная лодка типа Американский Голланд

[700x538]
Строилась американской фирмой «Electric Boat & Co» на судоверфи «Barnet Yard» в Ванкувере (Канада) по заказу Великобритании. Перекуплена Россией, и в виде отдельных секций перевезена из США во Владивосток, а затем по железной дороге доставлена в Николаев на завод «Наваль», где 28 марта 1917 года заложена под обозначением «АГ-21». Работами по сборке корабля руководили представители американской фирмы инженер-механик Р. Гилмор и инженер-электрик Т. Грейвс. Незадолго до начала революции в октябре 1917 года подводная лодка спущена на воду. В результате начавшейся Смуты и последовавшей Гражданской войны, а затем иностранной интервенции подводная лодка стремительно меняла хозяев: в апреле 1918 года уже вступивший в строй корабль не смог уйти из Севастополя и попал в руки немцев, после их ухода из Крыма субмарина вошла в состав Морских сил Юга России, после чего 24 ноября 1918 года она была захвачена англо-французскими интервентами.


26 апреля 1919 года во время эвакуации из Крыма вооруженного контингента стран Антанты по приказу английского командования «АГ-21» в числе других 11 русских подводных лодок была затоплена в районе Севастополя. Подводную лодку вывели на рейд с помощью буксира «Елизавета», и, открыв люки и пробив борт, затопили.

В 1926 году субмарина была найдена на дне судоподъемной партией ЭПРОН. Она лежала на дне близ Севастополя, сильно засосанная в ил, с креном 40° на глубине 50 м. Судоподъемные работы продолжались достаточно долго (с конца 1926 по первую половину 1928 года); несмотря на то, что у подводной лодки в борту зияла пробоина в 0,5 м, «АГ-21» стала единственной из потопленных англичанами русских подводных лодок, которая после подъема подлежала восстановлению.

21 мая (по некоторым данным 5 января) 1928 года подводная лодка наконец-то поднята ЭПРОН, восстановлена, и 30 декабря 1930 года субмарина под командованием Бебешина Михаила Ивановича вошла в состав Морских сил Черного моря. 3 февраля 1931 года она получила наименование «Металлист» (бортовой № 16).

8 июня 1931 года подводная лодка выполняя учебную торпедную атаку, была таранена кораблем-целью эсминцем «Фрунзе» и затонула на глубине 28 метров у устья реки Бельбек. В момент аварии на борту эсминца находились будущие адмиралы – штурман С. Горшков, минер Л. Курников и артиллерист Н. Харламов. При аварии погибло 24 человека из экипажа подлодки. Девятерым удалось спастись; шестеро всплыли с воздушным пузырем в момент гибели субмарины (помощник командира А.А. Кузнецов, боцман В. Чулошников, старшина торпедистов А.Д. Мезенцев, старший рулевой М.С. Дацюнов, рулевой П.Д. Майстрюк и трюмный Ф.К. Татаринов), троих (старшину электриков А. Мамутова, старшину мотористов В. Нижнего и вестового Н. Бабарыкина) извлекли спустя 42 часа из кормового отсека уже после подъема корабля. Командир подводной лодки Бибешин и еще два члена экипажа, пытаясь выйти на поверхность, пропали без вести. Очевидно, они погибли при всплытии. Следствием было установлено, что причиной катастрофы стали допущенные командиром субмарины грубые ошибки в управлении лодкой и экипажем в создавшейся критической ситуации. Через два дня подводная лодка была поднята и после ремонта 1 января 1932 года под командованием Кудряшова Сергея Сергеевича была вновь введена в строй. В сентябре 1932 года на «Металлисте» проводились испытания 76-мм динамореактивной пушки системы Курчевского.

15 сентября 1934 года субмарина получила обозначение «А-5», а в 1936 – 1938 году она прошла капремонт и модернизацию.

22 июня 1941 года подводная лодка встретила в составе 6-го дивизиона 2-й бригады ПЛ ЧФ, находясь в ремонте в Севастополе. С вступлением корабля в строй 27 июня командиром «А-5» назначен старший лейтенант (затем капитан-лейтенант) Кукуй Григорий Аронович.

2 августа 1941 года, закончив ремонт, «А-5» перешла к месту постоянного базирования в Поти, откуда приступила к обслуживанию дозорных позиций на подходах к Поти и Батуми.

27 февраля 1942 года субмарина прибыла в Севастополь, откуда 5 марта направилась в район Одессы (позиция № 32). 12 марта ударами штормовых волн на подводной лодке сломано перо кормовых горизонтальных рулей и погнут баллер, что заставило ее прервать патрулирование и досрочно вернуться в базу, а затем идти в Поти для проведения аварийного ремонта.

Восьмой боевой поход был отмечен успехом. С вечера 10 июня «А-5» патрулировала район позиции № 31 у Одессы. В светлое время суток подводная лодка маневрировала на подходах к порту, а с наступлением темноты выходила в восточную часть позиции для зарядки аккумуляторной батареи. Днем 11 июня 1942 года в «А-5» атаковала транспорт из состава конвоя и добилась попадания в него торпеды. К счастью для румынского судна «Ардеал» (5695 брт) с грузом имущества Люфтваффе, оно сумело выброситься на отмель, и вскоре было поднято, а после восстановления введено в строй. Сопровождающие «Ардеал» немецкие катера-тральщики подвергли атаковавшую подводную лодку 20-минутному преследованию, сбросив 18 глубинных бомб. Спустя час после атаки подводники, наблюдая ее результат, снова были обнаружены, катер сбросил 3 глубинные бомбы. В результате бомбежек на «А-5» вышел из стоя гирокомпас, деформирован запор крышки рубочного люка, повреждены ряд измерительных приборов. Субмарина оставалась на позиции еще неделю, после чего благополучно прибыла в Туапсе.

В следующий, девятый, боевой поход «А-5» вышла 18 июля 1942 года. Она должна была сменить на позиции «А-3». Район действия – подходы к Одессе лодке был хорошо знаком. Утром 25 июля, когда субмарине оставалось находиться на позиции лишь двое суток, она подорвалась на противотральной трубке одной из мин заграждения «S-33». (На этих минах, выставленных румынскими заградителями «Дакия» и «Мурджеску» 25 июня 1942 года – 260 германских мин UМВ, 24 августа погибла подводная лодка «М-33», а 26 сентября «М-60»). В момент взрыва «А-5» шла в подводном положении. После чего на субмарине почти везде погас свет, заклинило вертикальный и кормовые горизонтальные рули, правую линию вала. Немедленно была объявлена боевая тревога, но через две минуты «А-5» легла на грунт на глубине 23 метра. К вечеру практически все повреждения внутри прочного корпуса были устранены. С наступлением темноты были осушены все трюмы; днем этого не сделали, опасаясь появления на поверхности масляного пятна. Ночью «А-5» перешла в позиционное положение. До берега было всего 7 миль. Ночь была тихая и звездная; с берега морскую поверхность освещали прожектора. Командир «А-5» решил прежде всего уйти дальше в море. Сразу на лодке смогли дать ход под левым мотором, но тут выяснилось, что корабль не слушается руля и катится вправо, а при остановке двигателя – влево. Так толчками «А-5» смогла уйти еще на две мили мористее. За это время экипаж сумел провентилировать внутренние помещения. Вскоре взошла луна, и на мостике лодки услышали шум двигателей самолета. Оставаться на поверхности больше было нельзя, и «А-5» погрузилась на глубину 25 метров.

На следующую ночь подводная лодка всплыла. В приборах «ИСА-М» командир БЧ-5 и боцман спустились под воду и выяснили характер повреждений. Правое перо кормовых горизонтальных рулей вместе с баллером и ограждением были загнуты вниз под углом около 60 градусов; нижняя половина пера вертикального руля вместе с ограждением свернуты влево; одна из лопастей правого гребного винта оказалась загнутой в корму и задевала за правое перо кормовых горизонтальных рулей.

Чтобы «А-5» смогла дойти до базы, требовалось обрубить загнутую часть лопасти винта и отвести горизонтальные рули на всплытие. Создав максимально возможный дифферент на нос, экипаж приступил к исправлению повреждений. Время от времени водное пространство освещалось прожекторами с берега, несколько раз в небе был слышен звук мотора пролетающего самолета. К счастью, подводная лодка не была замечена противником, иначе «А-5» пришлось бы срочно погрузиться, и люди, работающие в корме, погибли бы.

Вскоре удалось провернуть левую линию вала. Подводная лодка дала ход и отошла от берега еще на 4,5 мили, где легла на грунт до следующего наступления темноты.

Связь с базой, где «А-5» уже считали погибшей, удалось восстановить только 1 августа. Оценив ситуацию, командование отправило на помощь подводной лодке тральщик «Т-204» («Щит»); под его эскортом на рассвете 4 августа «А-5» вернулась в Очемчири.

Аварийный ремонт лодки занял 22 месяца. За это время на ней сменился командир. 3 октября 1942 года капитан-лейтенант Кукуй назначен командиром на «Щ-212», а 29 декабря 1942 года командиром «А-5» стал капитан-лейтенант Матвеев Василий Иванович.

Первый боевой поход после ремонта «А-5» совершила в феврале 1944 года. Подводная лодка действовала у южного побережья Крыма (позиции № 108 и 109). Для молодого командира «первый блин вышел комом» – встретив в ночь на 21 февраля конвой из пяти судов, подводная лодка так и не смогла провести атаку.

В дальнейшем действия подводной лодки были более агрессивными; приняв активное участие в операции по освобождению Крыма, «А-5» совершила три боевых похода, в которых провела шесть торпедных атак с выпуском десяти торпед (больше чем любая другая из черноморских подводных лодок, действовавших на коммуникациях противника в апреле-мае 1944 года).

Утром 14 апреля «А-5», действовавшая западнее мыса Херсонес (часть позиции № 7), атаковала десантную баржу «F-342», шедшую в Севастополь. На подводной лодке вскоре зафиксировали взрывы, но две торпеды, выпущенные подводной лодкой с дистанции всего 3,5 кабельтовых, прошли под корпусом мелкосидящего корабля. В ответ подводная лодка была контратакована, к счастью, 30 глубинных бомб разорвались в безопасном удалении от корабля. Длительное преследование катеров и авиации противника «А-5» испытала и утром следующего дня, когда за пять часов на нее сбросили 72 глубинных бомбы. Утром 23 апреля «А-5» атаковала большой охотник «Uj-103» в тот момент, когда его бомбила советская авиация. Вероятно, взрывы авиабомб и отсутствие преследования на подводной лодке посчитали как признак поражения цели.

2 мая «А-5» вновь выходит в море для действий западнее мыса Херсонес (южная часть позиции № 7), но на следующий день подводная лодка повредила винт о неизвестный плавающий предмет и была вынуждена вернуться в базу. Уже 8 мая после проведения короткого ремонта подводная лодка направилась в район к юго-западу от мыса Сарыч (позиция № 10). Цель не заставила себя ждать. Всего через 9 часов после того, как 11 мая субмарина приступила к патрулированию позиции, в точке 43°35' с.ш./ 32°10' в.д. «А-5» произвела торпедную атаку по одиночной десантной барже. На подводной лодке зафиксировали взрыв, но противник не комментирует результат атаки, возможным итогом которой могло стать повреждение десантной баржи «F-568» (потоплена при налете советской авиации на Констанцу 20 августа 1944), либо уничтожение баржи «F-581» (обстоятельства гибели в мае 1944 не установлены). При попытке всплыть, подводная лодка была атакована самолетом. Сброшенные им бомбы слегка повредили кормовые горизонтальные рули субмарины. Через два с половиной часа, поднявшись на поверхность, субмарина обнаружила в месте атаки плавающие обломки и брошенную шлюпку. Впрочем, это могли быть следы других неудачников немецкой эвакуации Севастополя.

На следующий день «А-5» дважды ложится на боевой курс. Утром «А-5» безуспешно атаковала венгерский транспорт «Касса», а днем торпеды были выпущены по большому охотнику «Uj-318». В обоих случаях торпеды не попали в цель, так же как и сброшенные в ответ глубинные бомбы. В ряде источников объектами атак «А-5» 12 мая называют румынский транспорт «Дуростор» (1309 брт) и немецкую шхуну «Зеелферд»; оба судна погибли у берегов Крыма под ударами советской авиации 12 мая и 13 апреля 1944 года.

Ночью 13 мая 1944 года «А-5» безрезультатно с дистанции 15 кабельтовых выпустила по врагу последнюю оставшуюся торпеду. Для нее это была последняя торпеда в войне.

Прибыв в базу «А-5» встала на ремонт, к этому времени война на Черном море подошла к концу. В июне 1944 года командиром субмарины назначен капитан-лейтенант Малов Николай Петрович. 6 марта 1945 года подводная лодка «А-5» награждена орденом Красного Знамени.

27 августа (28 июля) 1945 года корабль выведен из боевого состава, разоружен и переформирован в плавучую зарядовую станцию «ПЗС-8». 6 марта 1947 года (по другим данным середине 1950-х) окончательно судно исключено из списков и сдано на слом.

13 боевых походов.
25.08.1941 – 01.09.1941
14.09.1941 – 16.09.1941
02.10.1941 – 08.10.1941
16.10.1941 – 23.10.1941
05.11.1941 – 12.11.1941
20.11.1941 – 28.11.1941
09.12.1941 – 23.12.1941
05.03.1942 – 16.03.1942
07.06.1942 – 20.06.1942
18.07.1942 – 04.08.1942
05.02.1944 – 25.02.1944
11.04.1944 – 27.04.1944
02.05.1944 – 05.05.1944
08.05.1944 – 16.05.1944

В семи торпедных атаках (выпущено 11 торпед) потоплено 1 судно (5.695 брт), уничтожение одного корабля нуждается в подтверждении
[показать]
[показать]
[показать]

Погибли на ПЛ «№ 16» («Металлист»): 8 июня 1931 года

Иокк Виктор Антонович, 1895 г.р., флагманский инженер-механик бригады ПЛ МСЧМ, обеспечивающий врид инженер-механика (командира БЧ-5).
Бебешин Михаил Иванович, 1898 г.р., командир ПЛ.
Суворов Александр Григорьевич, 1902 г.р., военный комиссар.
Коноплёв Александр Фёдорович, 1903 г.р., врид старшего инженер-механика.
Варганов Фёдор Алексеевич, 1903 г.р., вахтенный начальник.
Целуйко Александр Иванович, 1907 г.р., врид штурмана.
Орехов Иван Андреевич, 1904 г.р., слушатель Подводного класса СККС ВМС РККА, стажер-дублер помощника командира ПЛ.
Ульянов Пётр Васильевич, 1898 г.р., старший лекарский помощник.
Васильев Михаил Тимофеевич, 1907 г.р., старший радист.
Колесников Ростислав Владимирович, 1907 г.р., старший моторист.
Максимов Сергей В., 1907 г.р., старший электрик.
Уткин Дмитрий Сергеевич, 1907 г.р., старший торпедист.
Жарунов Василий Андреевич, 1909 г.р., врид старшего штурманского электрика.
Евстафьев Сергей И., 1909 г.р., моторист.
Янкус Елисей Ю., 1908 г.р., моторист.
Морозов Сергей М., 1908 г.р., рулевой.
Пустошный Фёдор М., 1909 г.р., 1909 г.р., рулевой.
Мураенко Степан В., 1907 г.р., кок.
Постников Измаил Александрович, 1909 г.р., электрик.
Семан Яков Никандрович, 1908 г.р., радист.
Селезнёв Григорий И., 1910 г.р., ученик радиста.
Герасимов Андрей И., 1907(?) г.р., курсант 3-го курса механического отдела ВМИУ им. Дзержинского, прикомандированный к экипажу в качестве практиканта.
Чиков Иван П., 1907(?) г.р., курсант 3-го курса механического отдела ВМИУ им. Дзержинского, прикомандированный к экипажу в качестве практиканта.

Найденные в отсеках затонувшей подлодки тела были похоронены в братской могиле на Кладбище Коммунаров в Севастополе. Так как могила пострадала во время войны, их останки в 1955 году были перенесены в братскую могилу членов экипажа «Л-4» (с)

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ!

[показать]
tatasoz-
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Подводная лодка А-5 | Краснофлотец - Дневник Краснофлотец | Лента друзей Краснофлотец / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»