• Авторизация


«Морские форты Манселла» (Maunsell Sea Forts) 24-06-2011 15:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!


«Морские форты Манселла» (Maunsell Sea Forts)

 
 
 

На мелководье Северного моря у побережья Великобритании, у берегов Северного Кента, близ графства Эссекс, над водой причудливо заброшенные морские форты системы противовоздушной обороны Великобритании – сооружённые в устьях рек Темзы и Мерси укрепления времён Второй мировой войны. Необычные сооружения были построены по проекту известного британского инженера Гая Анселла Маунселла (Guy Anson Maunsell) в рамках программы «Специальной обороны эстуария Темзы». В наше время эти укрепления известны под названием «Морские форты Маунселла» (Maunsell Sea Forts) . Основными их задачами были защита крупных промышленных центров Англии от атак с воздуха с самого уязвимого направления – с моря – со стороны устьев рек Темзы и Мерси и защита подходов с моря к Лондону и Ливерпулю соответственно. Цель – не позволить немецкой авиации бомбить английские порты и минировать оживлённые судоходные маршруты. (15 фотографий)

[900x589]

Морские форты ПВО строили совместно британская армия и ВМФ. Маунселл разработал два вида морских крепостей: сначала NAVY Forts, которые предназначались для королевского военно-морского флота, и затем Army Forts – для британской армии. Кроме объектов, прикрывавших Лондон, предполагалось также построить форты у Хамбера, Портсмута, Розуса, Белфаста и Лондондерри, но эти планы не были осуществлены. Первоначально было запланировано возведение 38 башен (в составе шести фортов) у устья Мерси и 49 башен (в составе семи фортов) у устья Темзы, но из-за снижения активности немецких авиационных налётов в итоге была построена только 21 башня в составе трёх фортов. Укрепления возвели в 1942-43 гг. и вооружили зенитными орудиями, радиолокаторами и прожекторами.

[показать]

Army Forts
В соответствии со спецификацией, армейские форты состояли из семи башен, каждая весом 750 т. Все они были построены из железобетона и стали. Каждая башня была сооружена по отдельности в сухом доке, а затем отбуксирована с помощью морских буксиров к отмели в открытое море, установлена на подготовленное основание и соединена с соседними башнями узкими металлическими переходными мостиками.

[показать]

В результате каждый форт противовоздушной обороны, спроектированный Маунселлом, представлял собой единый комплекс из семи взаимосвязанных стальных платформ, стоящих в открытом море. При этом центральная башня управления (Command) оснащалась радиолокатором и была окружена пятью боевыми – артиллерийскими, расположенными по полуокружности вокруг неё (на четырёх башнях устанавливалось по одному тяжёлому 94-мм зенитному орудию QF Mk2C, а на одной – две 40-мм скорострельные автоматические зенитные пушки L/60 Bofors, предназначенные для ближней самообороны форта). Стоящая несколько в стороне прожекторная башня оснащалась мощным зенитным прожектором.

[показать]

Гарнизон каждого форта был укомплектован 120 (в отдельные периоды – до 165) военнослужащими (90 морских пехотинцев и 30 моряков), включая 3-6 офицеров, которые располагались на семи палубах. С берегом морские форты были связаны подводным телефонным кабелем и радиосвязью. Доставка боеприпасов, дизельного топлива, запасов еды и пресной воды осуществлялась как минимум один раз в неделю.

[показать]

Форты были предназначены для противодействия вражеской авиации и входили в систему ПВО страны. Поэтому построены они были исключительно против воздушного противника, чтобы заранее извещать о вражеском налёте и перехватывать немецкие самолёты. Для морских сражений они не предназначались (для этого они были слишком уязвимы) – от атак с моря их защищал королевский флот. Да и стояли эти форты в устье Темзы, на мелководье, куда ни один крупный немецкий корабль не рискнул бы сунуться.
Монтаж армейских фортов для устья Темзы был начат в августе 1942, а окончен в июне-декабре 1943 г. Форты были возведены в следующем порядке: Army Fort (U5), Red Sands (Красные пески) Army Fort (U6), Shivering Sands (Зыбучие пески) Army Fort (U7).

[показать]

Строительство армейских фортов было разделено на четыре этапа:
1) Фундамент
Каждый фундамент-основание форта состоял из четырёх полых железобетонных элементов 26 метров длиной, 1,8 метров высотой, расположенных в виде четырёхугольной крестообразной рамы со стенками 13 см толщиной. На пересечении из четырёх фундаментов, была забетонированы опорные части для четырёх же опор-ног башни. Вес каждого основания был 300 т.

[показать]

2) Опоры и надстройки
Полые цилиндрические железобетонные опоры башен были выполнены в 20 м высотой, внешним диаметром в 1 м и внутренним – 0,6 м. Каждая нога была заранее изготовлена в виде трёх отдельных секций, весом 5 т и около 5 м длиной. В итоге четыре опоры создавали пространственный несущий каркас для стальной надстройки. Восьмиугольная стальная надстройка верхней части башни содержала три палубы: нижнюю, промежуточную и верхнюю размерами в плане 11 на 11 м. Стены были изготовлены из стали. Внешние стены форта были покрыты двумя слоями гидроизоляции и камуфлирующей окраской. Каждая башня была разработана и собрана таким образом, чтобы весь форт в целом представлял собой единый организм. На верхней (орудийной) палубе размещались бронированные парапеты.

[показать]

3) Оборудование
К пяти из семи башен каждого форта могли пришвартоваться суда, для чего башни оснащались всеми необходимыми швартовыми устройствами. Все окна (иллюминаторы) снабжались стальными ставнями для соблюдения режима светомаскировки – затемнения форта в ночное время. Каждая башня имела системы вентиляции, установки центрального отопления и резервуары для пресной воды. Жилые помещения для 120 человек гарнизона форта были оснащены туалетами и ванными комнатами с горячей и холодной морской водой. Форт мог функционировать до одного месяца полностью автономно, что было немаловажным ввиду частых бурь в Северном море и трудностей со снабжением. В центральной башне управления располагалось около четверти всего гарнизона. Там же размещались три дизель-генератора мощностью по 30 кВт, обслуживающих весь форт. Для подъёма грузов были смонтированы электрические подъёмники.
Особо впечатляет скорость строительства форта – 53 дня, т.е. около восьми недель! Башни строились с темпом одна башня в две недели. Это связано с тем, что установка их на грунт возможна была только во время высоких приливов, которые происходят один раз в две недели.

[показать]

4) Буксировка из дока и установка на грунт
Т.к. на плаву башня не могла самостоятельно передвигаться и управляться, была разработана совершенно новая технология для транспортировки и монтажа на месте огромных железобетонных монстров. Они были довольно быстро построены в сухом доке и отбуксированы вниз по реке для установки на морское дно на глубине около 10 м. Собранные башни транспортировались между двумя понтонами с помощью морских буксиров вниз по реке до выбранного места на отмели и затем ставились на дно моря.
Башни устанавливались строго в определённом порядке. В любой группе башен первой устанавливалась башня с автоматическими орудиями Бофорс (Bofors) с тем, чтобы она была в состоянии защитить себя, пока прибывают другие башни. Затем доставлялись другие башни в строгой очерёдности, чтобы избежать трудностей при их установке на позиции. Nore Army Fort (U5) – первый армейский форт был установлен 3 июля1943 г. приблизительно в 2,5 морских милях от ближайшего острова Sheerness-of-Sheppey.

[показать]

Общая сумма расходов, связанных с возведением 21 башни, из которых состоят три армейских форта на Темзе (но без вооружения и военной техники) составила 21 000 000 фунтов стерлингов (в ценах 1994 г.). Во время военной службы всех фортов ими было сбито около 22 вражеских самолётов и 30 крылатых ракет V1. Казалось бы, немного! Однако настоящая боевая ценность морских фортов заключалась в том, что они расширили радиолокационное поле значительно далее устья Темзы в сторону открытого моря, особенно на небольших высотах, что позволило получать точную информацию, не доступную на тот момент береговым РЛС. Поскольку наиболее опасной деятельностью германских люфтваффе в тот период было минирование судовых путей, радиолокаторы фортов могли точно определить участок, где были сброшены мины, и, таким образом, можно было внести необходимые изменения в маршруты кораблей и судов для обхода опасных районов.

[показать]

В 1959 г. был рассмотрен проект демонтажа форта (расходы оказались непомерно высокими. Семибашенный форт напротив острова Sheppey был оставлен армией в 1956 г. и оккупирован пиратскими радиостанциями, в том числе радио Радио-Сити и Sutch, в период 1964-1967 гг. В 1964 г. хозяин Sutch создал Радио Sutch на одной из старых башен. Затем он передал проект своему менеджеру Реджинальду Калверту, который расположил своё хозяйство в пяти башнях и назвал её Радио-Сити. Позже проект был закрыт, и башня снова оказались заброшенной.

[показать]

В 1964 г. администрация лондонского порта изолировала прожекторную башню от остальной части форта Red Sands и разместила на ней метеорологическое оборудование для наблюдения за ветрами и приливами. Эти данные передавались на материк с помощью радиосвязи. В 1990 г. верхняя часть прожекторной башни была демонтирована для того, чтобы на неё могли садиться вертолёты для обслуживания метеорологического оборудования. В 1992 г. было принято решение, что башня уже не подходит для данного применения.

[показать]

Форты давно заброшены, поэтому их внутреннее состояние ужасно. Большинство сооружений уже не подлежит восстановлению. Внешне конструкции ещё довольно крепкие. По крайней мере, в этом уверены альбатросы, облюбовавшие башни в качестве огромных гнёзд, и многочисленные растения, проросшие прямо на крышах. Организация Redsand недавно провела обследование оставшихся фортов, которое показало, что подводная часть фортов находится в исключительно хорошем состоянии для своего возраста.

[показать]

В настоящее время начались работы по восстановлению одной из башен форта. Ни один из фортов в настоящее время не является музеем, хотя существуют туристические маршруты для внешнего осмотра былых твердынь с прогулочных катеров.

[показать]

Текст: pro-zefir.ru

http://funkys.ru/?p=9288

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник «Морские форты Манселла» (Maunsell Sea Forts) | Краснофлотец - Дневник Краснофлотец | Лента друзей Краснофлотец / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»