• Авторизация


Реки Российской Империи: Днепр -из ЖЖ 05-06-2011 13:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения НАТАЛИЯ_ПОЛТАВСКАЯ Оригинальное сообщение

Реки Российской Империи: Днепр -из ЖЖ

Реки Российской Империи: Днепр -из ЖЖ

Днепр - одна из величайших рек Европейской России, известная y эллинов под названием Борисфен, y римлян — Danapris, по-турецки — Узу, y “татар” — Экси.

Днепр, помимо того, что входил в состав трёх водных систем (Березинской, Огинской и Днепровско-Бугской) и намечаемого Черноморско-Балтийского водного пути, имел весьма важное значение самостоятельного водного пути, который, начинаясь в 300—400 вёрстах от Москвы, выводил в Чёрное море.

[508x1219]

Днепр брал начало в Бельском уезде, Смоленской губернии, на Валдайской плоской возвышенности, невдалеке от верховьев Волги и Западной Двины.

Общее протяжение от истока до устья 2 117 вёрст.

В Черное море вливался через лиман тремя гирлами: Белогрудовским (Бакан), Збурьевским (Конка) и Касперовским (Рвач).

Бассейн обнимал почти 500 000 квадратных вёрст, омывал 16 губерний и обслуживал интересы свыше 22 000 000 жителей.

[690x1215]

[429x272] [413x273]

Существенной особенностью Днепра являлись его пороги (скалистые гряды от берега до берега), которые тянулись на 68 вёрст от Екатеринослава (Лоцманской Каменки) до Кичкасской переправы (в 9 вёрстах выше г. Александровска), не допускающие вовсе судоходства (только сплавное в половодье, высота весенних вод в порогах -1,7 сажен).

Кроме порогов, реку перекрывали “заборы” – не сплошные скалистые гряды, преграждавшие русло не полностью.

В порогах существовал так называемый “Казачий ход” природного происхождения, где, подвергаясь опасности, по узкой стремнине реки, могли сплавляться небольшие суда (дуб, чайка -не более чем в 40-50 ластов).

Вероятно, именно по нему удалось пройти Боплану, о чем он рассказывает в “Description d'Ukraine”.

Guillaume le Vasseur de Bauplan — французский инженер, служил в польской, армии при Сигизмунде III и Владиславе IV, занимая в течение 17 лет должность королевского инженера и старшего капитана артиллерии.

Как строитель поселенных мест и укреплений (заложил Койдак в 1635 AD), Боплан подробно изучил Малороссию и Крым и близко познакомился с жизнью и бытом тогдашней Украйны (в смысле “границы”).

Для составления ее карты он произвёл большое число измерений, исследовал Днепр с его порогами и почти всю тогдашнюю границу Польши (литовскую, русскую и татарскую сторону).

По смерти Владислава IV Б. вернулся во Францию, где и издал в 1650 AD свое “Description d'Ukraine” и указанную карту.

Сам Боплан спускался вниз по Днепру только до острова Хортицы. Сведения о нижнем течении Днепра он получал от казаков, проходивших этот речной путь. Что касается его карт, картографирование этого участка было завершено с помощью польского коллеги Боплана  Ю.Нароньского-Нароновича

В 1696 AD во время второго азовского похода Петра Великого, особый рейдерский отряд (имел задачу поиска и нападения с моря на берега Крыма) из 2 500 человек с провиантом и артиллерией, под командованием дворянина (атамана) Неплюева, совместно с запорожскими казаками   прошёл пороги, хотя и с трудом.

К весне 1696 AD было изготовлено над Брянских верфях под руководством гетмана Мазепы, 42 струга больших, 46 малых и 45 лодок (однодеревых), a позднее еще 9 судов; кроме того, в Киеве было сделаны 3 судна, да Запорожские казаки приготовили около 30 лодок.

Струг (на Днепре и притоках - “байдак”) - русское речное и озёрное плоскодонное  парусно-гребное судно с острыми носом и кормой.

  • большие струги были изготовлены длиной 10 сажен, шириной около 2 сажен, в осадке 6 четвертей, до 100 ласт (подымали 12 тысяч пудов)
  • об одной мачте, с вантами и штагом, об одном большом прямоугольном парусе, как волжские расшивы (использовался при попутном ветре)
  • управлялся  по-барочному, кормовою потесью, а с носу носовою потесью (для реверса разворот не требовался)

Малые струги были меньше, сажен 5,5 –6, в 40 –50 ласт

Плавание Днепровскими порогами было так трудно и опасно, что из 300 судов, вышедших из Брянска весной 1737 AD, к Очакову прибыли в исходе августа только  76 судов, из них - 4 дуббель-шлюпки и один кончебас, - с такими повреждениями, что потребовали немедленной починки.

Первый эшелон был отправлен в апреле, последний выступил 1 июня; но на пути судам приходилось претерпевать невероятные трудности.

Спущенные в Брянске суда вооружались на Десне, переходили в Днепр и следовали безостановочно до Кайдакского порога.

Здесь их на значительном расстоянии волокли по берегу на медведках и только после третьего порога спускали на воду.

В Неясыти все суда приходилось вновь разгружать и по особому помосту волочить сажен 30, после чего их уже окончательно спускали на воду, нагружали и вели до устья.

От такого плавания подводные части судов приходили в полную негодность.

Личный состав был несоразмерно мал: на всю флотилию 6 морских офицеров и 60 матросов, остальной состав был добавлен из инвалидных и гарнизонных полков.

До Очакова добралось 76 судов, остальные были брошены за негодностью или пошли на переделку более сохранившихся. Связано это было не столько с порогами, сколько с общим разгильдяйством: множество судов было брошено за десятки верст не доходя порогов.

Причиною  неудачи была постановка невыполнимой задачи; средства не отвечали цели, личный состав был несоразмерно мал, a приобретённый в Азовский период русской истории  опыт оказался уже растраченным в короткое время.

Флотилия помогла, однако, гарнизону Очакова при отражении нападения турок в сентябре и октябре, не дав порвать связь осажденных с армией, для морской же службы брянские дуббель-шлюпки оказались негодными.

Зимою северные ветры и жестокое волнение истребили почти все дуббель-шлюпки в лимане.

Вместо них решено было построить в Брянске небольшие 4-пушечных бригантины (лёгкое, быстроходное двухмачтовое парусное судно гребного флота с прямыми на фок-мачте и косыми на грот-мачте парусами – может идти и на вёслах)

Весною 1738 AD, с полой водой, их провели через пороги пустыми, a все снасти везли сухим путем до лимана.

Здесь бригантины вооружили и вывели в море; но оказалось, что мореходные качества и этих судов не лучше прежних.

Одновременно с бригантинами из реки Самары до Неясыти отправили на барках в разобранном виде прамы (плоскодонные  парусные суда  с сильной артиллерией  -до 44 пушек крупного калибра, иногда несколько мортир, имели длину до 35 м, ширину до 10,6 м, осадку до 1,5 - 3 м.)

Но даже при таких условиях провод тяжёлых судов через пороги оказался невозможным, и прамы собраны не были.

Вторичная неудача доказала необходимость строить суда ниже порогов.

Заселение Лоцманской Каменки (собственно это район города Азагарий, про который писал Клавдий Птоломей) началось с 1750 AD, когда по приказу запорожского Коша сюда перевели часть лоцманов с Ненасытецкой береговой стражи, тамошней “гребной флотилии”, как говорит об этом местный церковный историк, добавляя к этому, что  семейный люд Каменку начал заселять с 1770 AD.

Днепровское лоцманство, как организация, начало складываться в Каменке уже после присоединения Крыма к России, то есть после 1783 AD.

В те времена началось в широком масштабе строительство в Новороссийском края: одновременно строились Екатеринослав, Никополь, Николаев, Херсон, Одесса, Севастополь и другие города, для чего нужна было множество строительного материала и тот материал надо было поставлять с верхних лесов Днепром через его пороги и далее на самый низ.

Но как же, тот лесной материал, провести через страшные Днепровские пороги? Как улучшить судоходство по Днепру?

Над этим думал правитель Новороссийского края светлейший кн. Потемкин уже в 1775 AD.

Место, избранное светлейшим князем для строительства Херсона, имело ряд преимуществ, связанных с непосредственной близостью каменоломни и возможностью доставлять лес, железо и провиант прямо по Днепру. Однако важное препятствие представляли собой знаменитые Днепровские пороги.

А.Н. Самойлов, один из ближайших сотрудников кн. Потёмкина, описывал в мемуарах, какое воодушевление охватило подчиненных ему офицеров, когда в 1778 AD У Старого Кайдака они обнаружили остатки высеченных в гранитной скале каналов, которыми Пётр Великий пытался обвести днепровские пороги.

Перед их глазами было как бы живое подтверждение правильности тяжёлых трудов, которые предпринимала Россия, двигаясь на юг.

Светлейший князь, по совету молодого талантливого военного инженера Н.И.Корсакова, избрал другой путь: крупный подрядчик и соратник светлейшего полковник М.Л.Фалеев взялся взрывать пороги и прочищать дно реки.

Кроме того Фалеев вызвал несколько охотников из бывших запорожских казаков в Каменке и в Старом Кодаке, велел им связать плот и пуститься на нём через все пороги.

Первая попытка удалась, и отважные пловцы получили щедрую награду от начальства.

Первые работы по улучшению сплавного судоходства, под руководством полковника Фалеева, начались в 1785 AD.

Тогда же в 1785 AD и вызвались 42 человека навсегда проводить через все пороги казённые судна и плоты. Это был первый кадр днепровских лоцманов, во главе которых тогда стояли два человека: Мусий Иванович Полторак (Полторацкий), атаманом, и Непокритенко, помощником атамана.

И они успешно проводили через пороги  казённые суда и плоты с лесом.

Через два года лоцманов было уже не 42, а 120 человека.

Тогда они и провели в 1785 AD блестяще через все пороги большую царскую флотилию Екатерины Великой, 80 судов, которые плыли от самого Киева в новый город Херсон.

Атаман Полторак и его помощник Непокритенко получили грамоты на чины и дворянство (Полторацкому наследственное дворянство, а сына его 13-летнего  Государыня произвела в прапорщики), и большую награду от самой императрицы, которая лично наблюдала провод судов через Ненасытецкий порог.

Светлейший князь Потёмкин 19 декабря 1785 AD  послал Екатеринославской Казённой палате “предложение”, согласно которого определялось:

  • для переправы через пороги постоянно содержать 121 человека, освобождённых от всех налогов и рекрутства, с поселением в Каменке, под началом полковника Фалеева (“директора” Днепровских порогов)
  • в год им жалованье положить 25 рублей и выплачивать с началом навигации
  • что  начальниками над лоцманами поставлены от имени св.кн. поручик Полторацкий и помощник его прапорщик Непокритенко с жалованьем: первому 200 рублей в год, а второму 100 рублей с губернских доходов

Со временем число лоцманов увеличилось до 673 человек. После того как лоцманом были подарены две земельные “дачи” – одна  вокруг сёл Каменки и Старого Кодака, а вторая в пустоши “Широкой”.

Образованные по воле Екатерины Великой в 1787 AD, лоцманы были самоуправляемой единицей (как “вольные матросы Никополя”) приписанной к Министерству Путей Сообщения России, пока в 1879 AD их не передали в подчинение местным учреждениям на общественных началах.

В 1811 AD вышел приказ всех поселян казённых селений Старые Кодаки и Каменка (с 20 до 60 лет) приписать к “лоцманам”.

Лоцманов разделили на три разряда:

  • лоцманы первой статьи проводят суда и плоты
  • лоцманы второй статьи преимущественно проводят плоты
  • лоцманы третьей статьи “при излишества их поступают добавочными рабочими на суда и плоты по вольному найму “

С с 1799 по 1807 AD Франц-Павел Павлович Деволан (Sainte-de-Wollant) курировал строительство шлюзов и обводных каналы на Днепровских порогах, из которых главнейший на Ненасытецком пороге с двумя шлюзами.

Фарватер Днепра ниже Ненасытецкого порога ( длина 408 сажен, падение 2,23 сажен, скорость течения до 2 сажен в секунду) называли Адом и считали самой бурной частью порогов.

В 1826 AD была подробно исследована местность у порогов и составлен план работ, принятый к действию - предполагалось пробить через пороги “новый” судоходный канал.

В 1833 AD в виде опыта было сделано углубление в первом, Старокойдацком пороге, а в течении 1843-1854 AD на всех порогах были прокопаны каналы вдоль левого берега и взорваны самые опасные скалы.

Но качественного улучшения судоходства это не вызвало - каналы получились узкими и мелкими.

Пароходы пройти пороги не могли. Пассажирам, желающим путешествовать по Днепру, приходилось в Екатеринослава пересаживаться в дилижансы и степью огибать изгиб реки.

Лишь весельные и гребные суда преодолевали пороги, да и то лишь в половодье.

В обычное время удавалось сплавлять лишь плоты, но только по течению.

Поэтому особое значение имели днепровские лоцманы, знавшие пороги как свои пять пальцев. Благодаря им пороги можно считать условно –проходимыми.

Пароход “Наде­жда” (впрочем, как и “Пчел­ка”, погибшая у порогов) была построена по указанию Новороссийского генерал-губер­натора, наместника Бесса­рабской области, графа М. С. Воронцова в 1823 AD на верфях Киевской губернии  на реке Вильшанке — притоке Днепра.

В 1825 AD через Днепровские пороги “Надежда” перешла в Херсон.

Оттуда она совершала рейсы в Николаев, буксируя баржи.

Пароход имел корпус из соснового леса, машина, построенная на заводе Берда, мощностью до 20 “конских сил” развивала скорость порядка 5,5 узлов.

В июле 1827 AD газета “Одесский журналъ” писала, что “удивительное судно без весел и парусов” за 27 часов преодолело рас­стояние от Одессы до Хер­сона”.

Водоизмещение па­роходика составляло 111 тонн, длина 19,8 м, ширина 4,88 м и осадка около 1,75 м.

В 1827 AD “Надежда” первой на Чёрном море откры­ла регулярную линию Одес­са — Херсон.

Однако через год судно выскочило на мель и повредило носовую часть.

После ремонта пароходу ог­раничили район плавания и указали: “...впредь иметь плавание токмо по рекам, лиману и не далее Одессы”.

В 1829 AD пароход становится собственностью Военного ведомства и переводится в Дунайскую флотилию.

А в 1886 AD из Эльбинга на Черное море прошли три 88-тонных миноносца, строившиеся для Черноморского флота на верфи “Шихау”.

Любопытно, что при прохождении порогов на миноносцы были установлены вёсла по десять на стороны и наняты гребцы.

В. Е. Тимонов, исследователь Днепра, Дона, Волги, берегов Тихого океана,  разработал проект устройства свободного пути через Днепровские пороги и в 1894 AD произвел опытные работы на одном из порогов.

В 1903 AD В. Е. Тимонов создал гидротехническую лабораторию при Институте инженеров путей сообщения. Это была первая гидротехническая лаборатория в России и одна из первых трёх в мире. Она положила начало русским исследованиям портов на моделях малого масштаба.

В последующие годы через пороги регулярно производился сплав леса, а проход судов - периодически, с лоцманами, причём в обоих направлениях.

[676x1096]

Судоходство производилось:.....

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Реки Российской Империи: Днепр -из ЖЖ | Краснофлотец - Дневник Краснофлотец | Лента друзей Краснофлотец / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»