[340x400]
Яхта 118 WallyPower построена на верфи Wally в 2003 году. Это самое быстроходное судно мира такого класса. Невероятная высокая крейсерская скорость- 60 узлов в час – и необычный дизайн яхты сразу сделали её легендой. Музеей Современного Искусства Сан-Франциско выбрал её в качестве экспоната для одной из самых престижных художественных выставок в Америке, «Glamour: Fabricating affluence» и она стала единственной яхтой, представленной на этом престижном мероприятии.
Яхта сочетает необычный внешний вид и роскошную внутреннюю отделку. Её угловатый «рояльно-чёрный» корпус из композитных материалов своими обводами напоминает летательные аппараты Stealth или такие же «скрытные» современные корабли ВМФ. Она берет на борт 6-12 пассажиров и 6 членов экипажа. может достигать недоступную для большинства яхт скорость в 60 узлов (111,1 км/ч).
Даже для самых скоростных катеров класса «sport performance» 60 узлов – это много. А для яхты длиной 36 метров такая скорость и вовсе беспрецедентна. Главные двигатели 118 Wallypower – это три газовые турбины суммарной мощностью 16800 лошадиных сил. Они и разгоняют этот суперкатер..
[699x444]
На крейсерской скорости в 60 узлов судно может пройти 380 морских миль, а на скорости 9 узлов — 1,5 тысячи морских миль. В неспокойном море яхта не сбрасывает скорость ниже 45 -20 узлов, при этом устойчива на волне и не подпрыгивает. Эта невероятная динамичность и устойчивость обеспечивается особой конструкцией яхты: в основании ширина 118-ой составляет 9 метров, а острый нос позволяет рассекать любые волны, не теряя скорости.
Дизайнеры яхты - Карл Пикеринг (Lazzarini & Pickering) и Лука Бассани, владелец компании Wally. Последний считается в яхтенном строительстве современным Леонардо да Винчи. Супер яхта 118 Wallypower стала одной из «визитных карточек» компании Wally Yachts является 36-метровая моторная , построенная в 2002 году.
Встретив в море этот стремительно глиссирующий катер, непосвященный наблюдатель определенно решит, что перед ним секретная разработка кораблестроителей, предназначенная решать некие сугубо силовые задачи. Действительно, темно-серый, с металлическим отблеском корпус, приплюснутая граненой формы рубка, выполненная в соответствии с технологиями “Стелс”, отсутствие лееров, мачт, открытых антенн, ходовых огней и прочих, присущих катерам традиционного типа, всегда заметных устройств и дельных вещей и, конечно, очень высокая скорость — все это наводит на мысль о встрече либо с патрульным катером-перехватчиком, либо с боевой единицей ВМФ, хранящей за гладкими поверхностями корпуса и рубки компактные ракетные комплексы…
[490x290]
Специалисты же, знакомые с достижениями современного моторного яхтостроения, узнают в этом пугающего вида морском “монстре” новейшую продукцию верфи “Wally Yachts”. Появление его в море ожидалось с 2001 г., когда в специальную периодику стали просачиваться отрывочные сведения о разработке этой 36-метровой яхты совершенно необычного облика (журнал “КиЯ” также информировал читателей об этом судне, см. №183). Уже тогда особое впечатление производили агрессивная “милитаристская” внешняя архитектура и объявленная проектная величина максимальной скорости — “более 65 или около 70 уз”, что ставило “Wally Power 118” в тройку самых высокоскоростных в мире яхт мегакласса.
Теперь благодаря многочисленным материалам, помещенным на сайте верфи, в “яхтенных” журналах и обстоятельной статье Алана Харпера (в декабрьском номере “Motor Boat & Yachting” за 2003 г.), стали известны многие подробности конструкции этой “революционной” яхты и некоторые данные о ее фактических ходовых качествах.
Дизель-газотурбинная яхта “Wally Power 118” создавалась усилиями специалистов трех фирм — “Wally Yachts” (княжество Монако), “Intermarine” и “Lazzarini & Pickering” (обе из Италии). Работу возглавлял главный конструктор и идеолог проекта 47-летний Лука Бассани, известный как проектировщик нескольких парусных и двух моторных яхт, во внешнем облике которых уже проглядывались некоторые черты будущего “Wally 118” — подчеркнутая лаконичность форм, вертикальные форштевни, мрачноватая окраска бортов. На этих высокоскоростных 45- и 60-футовых
“Wally” отрабатывались обводы корпуса. Постройке 118-футовой модели предшествовал значительный объем испытаний в бассейне и продувок в аэродинамической трубе (в т. ч. в фирменном исследовательском центре “Ferrari”).
Что же представляет собой новинка — “Wally Power 118”? Это 100-тонная моторная яхта с трехвальной энергетической установкой мощностью около 13 000 кВт, работающей по схеме CODOG* на три водомета, из которых центральный является бустерным, т. е. не имеет управляющего струей устройства.
* CODOG — комбинированная установка с попеременной работой то газовых турбин, то дизелей.
Установлены три газовые турбины типа TF50 фирмы “Detroit Diesel Co” (DDC), США, мощностью по 4122 кВт, работающие на водометы фирмы “Rolls Royce” (“KaMeWa”), бортовые управляемые — модели 62S и центральный — модели 52В. Для обеспечения малых ходов (маневрирование в гаванях, перегоны экономическим ходом и т. п.) установлены два дизеля “DDC Cummins” мощностью по 270 кВт, работающие через редукторы и разобщительные муфты на бортовые водометы. Газовыхлопные трубы выполнены из титанового сплава. Система водяного охлаждения газовыхлопов обеспечивает понижение температуры отработавших газов с 600 до 60°С на выходе.
Корпус отформован с использованием новейших технологий из армированного углеволокном стеклопластика и других композитных материалов.
Форма остроскулого глиссирующего корпуса характеризуется большим заострением носовой оконечности. Днищевая часть корпуса имеет обводы “глубокое V” с килеватостью на транце 22°. Форштевень имеет вертикальный профиль, ярко выраженная скула с развитым брызгоотбойником — в продольном направлении плавную S-образную форму. В корме установлены дистанционно управляемые транцевые плиты.
Поскольку работа газовых турбин требует очень большого количества воздуха, на борта яхты “навешены” мощные воздухозаборники, которые оказалось достаточно сложно защитить от попадания брызг при ходе на взволнованном море. Ходовой дифферент яхты на полных ходах составляет около 4° и эффективно регулируется транцевыми плитами.
Управление яхтой осуществляется с использованием самых совершенных систем автоматизированного дистанционного контроля с выводом информации на экранные мониторы. Яхта оборудована современными электронными навигационными системами (РЛС с утапливаемой антенной, GPS, чарт-плоттер и др.).
А какую же скорость в действительности удалось получить в ходе испытаний яхты? Перед спуском на воду создатели яхты объявили, что смогут продемонстрировать максимальную скорость в 65 уз. В ходе испытательных пробегов удалось достичь максимальной скорости всего в 59 уз при водоизмещении около 95 т. В рейсе между Сен-Тропезом и Порто-Черво (расстояние — 220 миль) была продемонстрирована средняя скорость в 57 уз. Представителям упоминавшегося выше журнала “MBY” в сентябре 2003 г. довелось участвовать в демонстрационном пробеге “Wally Power 118” после бот-шоу в Монако. При водоизмещении “в перегруз” (110 т) и на взволнованном море с высотой волны около 1 м яхта смогла развить скорость в 54.4 уз.
[490x311]
Таким образом, пока яхта “не добирает” до обещанного максимума 6–8 уз. Л’ука Бассани сообщил, что фирма “KaMeWa” попытается повысить тягу водометов за счет изменения шагового отношения импеллеров. Ожидается, что это позволит довести максимальную скорость до 62–63 уз. Но на сегодня досадный недобор скорости омрачает настроение создателей яхты, желавших предстать абсолютными триумфаторами. Одновременно это показывает исключительную сложность обеспечения расчетных показателей при скоростях около 60 уз.
Но, пожалуй, главной особенностью “Wally Power 118” является вызывающее отличие не только наружной архитектуры, но и компоновки помещений и оборудования интерьеров от всего, что традиционно для судов, спроектированных для комфортабельного и дорогостоящего отдыха людей, которые такой отдых могут себе позволить. Здесь вы не обнаружите флаинг-бриджа и солнечной палубы с мягкими лежаками и рефрижераторами для шампанского. Здесь нельзя найти уютных диванов и кресел причудливых форм. Нет вычурной мебели из дорогих пород дерева, ковровых покрытий в салонах, рельефных подволоков с замысловатыми системами искусственного освещения, матерчатых занавесей на иллюминаторах, картин и других элементов декора, создаваемых самыми модными мастерами дизайна.
Наружная архитектура яхты до предела лаконична. Открытый кокпит перекочевал с кормы в носовую часть судна, сильно “проветриваемую” на ходу. Его простенькая мебель без проблем убирается в неведомые тайники. Кормовой участок открытой верхней палубы, куда можно выйти из салона, опасен для посещения на ходу яхты: здесь даже нет леерного ограждения по транцу. Отсутствует также характерная для моторных яхт длиной свыше 15 м кормовая площадка для купания и занятия различными видами водного спорта.
[490x327]
Рубка в форме сложного многогранника практически полностью
остеклена (трехслойное окрашенное стекло, прозрачное только при взгляде изнутри помещений, по всем поверхностям, кроме части рулевой рубки, где стекло прозрачно в обоих направлениях). Каркас рубки выполнен из объемистых углепластиковых балок.
Интерьеры имеют подчеркнуто функциональный спартанский облик. Яхта рассчитана всего на шесть пассажиров. На ней оборудованы три двухместные каюты, одна из которых принадлежит владельцу. Оборудование и отделка кают примерно соответствуют имеющимся в номерах современного трехзвездного отеля, а располагающиеся в рубке салон отдыха и столовая напоминают интерьеры офицерских помещений. Мебель в стиле “хай-тек” имеет “холодную” металлопластиковую конструкцию. Ступенчатая палуба в районе открытого носового кокпита и в салоне, а также некоторые элементы мебели имеют множество острых углов, способных оставлять синяки при ходе яхты на волнении. ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
ЯХТЫ “WALLY POWER 118”
Длина, м:
— наибольшая 36.0
— по КВЛ 30.4
Ширина, м:
— наибольшая 8.01
— по КВЛ 7.45
Осадка, м 1.18–1.25
Водоизмещение, т:
— порожнем 81.0
— полное 100.0
Вместимость, м3:
— топливных цистерн 22.0
— цистерн пресной воды 1.2
Число пассажиров (гостей), чел. 6
Численность экипажа, чел. 6
Энерг. установка: CODOG, 3-вальная
Мощность, кВт:
— газотурбинной установки 3×4122
— дизельной установки 2×370
Водометы “KaMeWa”: 2×62S+1×52В
Скорость, уз:
— максимальная (D=95 т) 59
— под дизелями 9
Дальность плавания
на макс. скорости, мили 380
Расход топлива
на макс. скорости, л/милю 58
Дальность плавания
под дизелями, мили 1500
Стоимость постройки яхты, млн. евро:
— головной 21
— серийной 14
[470x313]
Нарочито не задекорированный “конструктивизм” интерьеров демонстрирует и ряд совершенно неожиданных и необычных решений.
Так, например, помещения на нижней палубе, как на боевых кораблях, не имеют бортовых иллюминаторов. Даже в каюту владельца и в расположенный по ДП коридор этой палубы дневной свет проникает только через прозрачный участок подволока по ширине этого коридора. Остекленная полоса протянута по палубе от носовой переборки машинного отделения до закрытого ангара разъездной шлюпки (РИБ), размещенного в носовой оконечности. Каюты для шести членов команды лишены дневного света.
В носовой кокпит можно выйти из салона, пройдя между креслами водителя и механика и через узкую стеклянную дверь в лобовой стенке рубки. Дверь поворачивается на верхних горизонтальных петлях. Открытые участки верхней палубы ограждены по периметру бортов “телесным” (объемным) фальшбортом со встроенными в его конструкцию воздухозаборниками. Участки бортовых фальшбортов в их средней части могут откидываться на борта, расширяя площадь палубы во время “купальной” стоянки и обеспечивая лучший обзор из салона.
Несомненно, Л’ука Бассани и работавшие с ним дизайнеры бросили вызов всему яхтостроительному и “яхтоэксплуатирующему” сообществу, рассчитывая своим эпатажем задать новое направление в разработке оформления моторных яхт, свой тон в архитектурной моде. А мода, как
известно, — субстанция капризная и непредсказуемая. Возможно, у Бассани найдутся поклонники и последователи, но нельзя не задуматься о том, что яхты, даже самые быстроходные и технически совершенные, предназначаются для отдыха, тогда как интерьеры “Wally Power 118” больше напоминают плавучий пункт планирования боевых операций. Отдыхающий на этой яхте будет чувствовать себя в них неуютно, если, конечно, он не прослужил много лет на боевом корабле, где особого комфорта никто не требовал.
Сказать наверняка можно лишь одно: равнодушным к творению Л’уки Бассани оставаться трудно…
Что же намерены предпринять верфь “Wally” и революционер-конструктор в ближайшем будущем? Катер-прототип испытан, выявленные ошибки и недоработки проанализированы, их постараются устранить на
втором судне. Планируется сузить брызгоотбойный участок скулы в носу, чтобы снизить силу ударов о волну, несколько уменьшить сечение воздухозаборников и приподнять их повыше от ватерлинии, а главное —
доработать импеллеры водометов с целью повышения скорости хода. Предполагается также проработать вариант яхты с чисто дизельной двухвальной установкой с двумя двигателями “DDC MTU 4000 V16”, мощностью по 2620 кВт (это всего лишь около 40% мощности ЭУ катера-прототипа!).
[490x311]
А может быть, верфи закажут вариант аналогичного катера для одной из служб береговой охраны? Представляется, что яхта “Wally Power 118” могла бы оказаться прекрасной платформой для создания скоростного катера-перехватчика, грозы нарушителей морского законодательства!
Вячеслав Зубрицкий
Фото яхты на ходу – Жиля Мартин-Раге (
www.martin-raget.com), интерьеров – “Industrial & Corporate Profiles”
ЛУКА БАССАНИ: «СОЗДАТЬ ВЕЩЬ, А НЕ БРЕНД»
Вероника Завадская
Лука Бассани — не современный дизайнер. Он — сверхсовременный. В расчисленный мир крупных концернов и давно налаженных верфей чуть более десяти лет назад ворвался человек, утверждавший, что консервативные установки и глупые регламенты мешают построить по-настоящему удобную лодку.
Наследник богатых родителей, с малолетства ходивший под парусом, он хотел сделал яхту лично для себя. Потом построил вторую, для соперника, чтобы по-честному продолжить состязание. Его Tiketitoo и Tiketitan брали призы на международных чемпионатах, изумляя скоростью, рациональным решением свободного палубного пространства, изумительно красивыми формами, агрессивной стремительностью. И Лука принял вызов: построить такую же лодку, но с мотором. В 2003 году мы увидели WallyPower 118, видение из будущего, мегаяхту, которой — так твердо решил ее создатель — предстоит остаться единственной в своем роде. Уникальной. Для плененных этой мечтой на бот-шоу в Монако WallyPower представил новые модели, Wally 88 и Wally 70. В интервью журналу Yachting «дизайнер будущего» рассказал, насколько практична его мечта.
— Вы ведь не получали специального образования как дизайнер лодок?
— Нет, у меня степень экономиста. Но я ходил на парусных лодках с самого рождения, с родителями. На каких только морях мы не побывали.
— У них было такое хобби?
— Не хобби. Страсть. И так я пришел к дизайну.
Experience by passion — наученный любовью. Я хотел создать то, чего еще не было. Сделать более удобные, легкие в управлении лодки. Лодки, пригодные и для соревнований, и для путешествия. Совершенно безопасные для детей. Потому что я сам плавал на лодке малышом, а к этому времени у меня уже были дети, и я понимал, как ненадежна палуба, на которой всюду что-то торчит, полно перепутанных веревок, все загромождено. Я хотел получить свободную палубу. Многие вещи делались на ходу. Я ставил себе определенную задачу и решал ее.
— Компания Wally возникла в 1994 году. Вы создали несколько парусных лодок, в том числе знаменитые Tiketitoo и Tiketitan, сами участвовали в соревнованиях на них. Но вы довольно долгое время не проявляли интереса к моторным лодкам.
[540x360]
— Я изначально — парусный моряк. Моторные лодки казались мне уродливыми. Что они могут, думал я? На якоре возле берега стоять? Тогда да, можно получить удовольствие от большего простора внутри, на нижней палубе. Но как только эта лодка начинает двигаться, она перестает быть комфортабельной. Либо ползет, как черепаха, — тогда зачем и мотор — либо бьется о волну, и внизу одолевает морская болезнь. А главное — они мне просто не нравились. Но в 1999 году появился клиент из Германии. У него всегда были моторные лодки, мегаяхты. Он увидел Tiketitan и влюбился, попросил построить ему «Tiketitan с мотором».
— И получилось?…
— WallyPower 118.
— Клиент был доволен? Он купил лодку?
— К сожалению, в жизни этого человека многое успело измениться. Так что нет, лодку он не купил.
— Как же вы поступили?
— Я оставил ее себе. Два года хожу на ней. Я многому научился от этой лодки. Многое успел сделать для нее. Мы ее красили, отделывали, откалибровали. Довели до совершенства. Теперь я готов ее продать.
— И тогда вы построите себе другую лодку?
— Обязательно! Это моя жизнь. Я не представляю себе жизни без моря. А теперь — и без строительства новых кораблей.
— Какая же это будет лодка?
— Об этом пока нельзя говорить. В наших проектах много технических инноваций, много экспериментов. Пока проект не завершен, все засекречено.
— То есть это будет следующий шаг, а не вторая WallyPower 118?
— Второй WallyPower 118 не будет никогда. Она должна остаться уникальной. Шедевром. Прекрасным видением. Она уже снималась в кино, в фильме «Остров». Мне хочется знать, что она где-то бороздит моря. И что она — единственная в своем роде. Если придет клиент и попросит сделать ему что-то похожее, мы можем построить такую же лодку по размерам, использовать многие наработки. Но мы уже многое сделаем по-новому. Каждый клиент имеет свои пожелания. Это обязательно отразится на дизайне.
— Как вы работаете с клиентом? В какой мере вы прислушиваетесь к его желаниям, многое ли готовы поменять в своем проекте?
— Люди не приходят в Wally случайно. Это не просто компания, в которую можно обратиться — сделайте мне лодку вот такой длины, вот такой ширины, и чтобы тут, как моя супруга нарисовала. Если человек обращается к нам, значит, он проникся духом Wally. И ему нужен именно такой проект, который мы готовы ему предложить. Разумеется, детали интерьера обсуждаются вместе. Но архитектура, материалы, множество технологических деталей — тут нет мелочей, все — неотъемлемая часть единой концепции. Мы предпочитаем говорить не о стиле Wally, а о концепции. Мы разрабатываем каждый проект целиком, на все сто процентов.
— И что же такое концепция Wally?
[470x245]
— Это перфоманс. Удобство, скорость, реально функционирующая лодка, без оглядки на консервативные установки. Мы хотим делать то, чего еще нет. Я изначально строил лодку, какая была нужна лично мне, которая соответствовала бы поставленной задаче, и взялся ее делать просто потому, что другие таких лодок не делали. Мы исходим из функций лодки — скорости, удобства, вместимости. Мы хотим достичь большего, чем удалось на сегодня. Из этой задачи рождается проект, внутри которого определяется и стиль.
— Вам удалось сплотить команду? Существует ли школа Wally?
— Хочется надеяться, что теперь такая школа есть. Во всяком случае, задан некий стандарт, к которому все вынуждены прислушиваться. Команда есть, безусловно.
— Какая роль отводится вам в повседневной работе Wally?
— Я бы рад делать все. В общем-то, я разносторонний человек. Я придумываю изначальный дизайн и принимаю многие технические решения. Времени уже не хватает. Если бы я мог, я бы самолично решал каждую деталь, потому что мелочей здесь нет. Счастливей всего я себя чувствую, когда хожу между компьютерными столами и заглядываю через плечо моим инженерам. И когда проверяю модель на воде. Я пришел к дизайну как потребитель. И проверяю лодку с точки зрения клиента. В этом мое преимущество.
— На вас повлияли другие школы дизайна?
[440x255]
— Совсем не повлияли. Я знаком с ними, я прочел, наверное, все классические работы, какие есть по корабельному дизайну. Мне многое нравится. В парусных — William Fife, Nathahel Herreshoff, в моторных — пожалуй, Ray Hunt, Renato Sony Levi. Но я не раз говорил в интервью, что гораздо больше меня привлекают военные суда. Я считаю, они сделаны правильнее. Военным приходится решать совершенно особые задачи. В реальных, тяжелых условиях. Вот где по-настоящему испытывается судно.
— Вы взяли для Wally 118 газовые турбины боевого вертолета.
— Да, и техническое решение, соответствующее этим двигателям. Это был прорыв — когда мы поняли, что принцип, используемый в военном транспортном вертолете, позволяет избежать перегрева мотора и обеспечить приток воздуха. А чтобы убедиться, что приток воздуха достаточен, мы прогнали десятифутовую модель через аэродинамическую трубу Ferrari.
— А ваши новые модели? Их вы тоже прогоняли через эту трубу?
— Нет. Достаточно одного такого опыта. Строительство WallyPower 118 обеспечило нас опытом еще на две-три лодки.
[470x313]
— И появились WallyTender, а также 70- и 88-футовые WallyPower. Они существенно отличаются от 118-й?
— Главным образом размером и ценой. Концепция все та же, использован опыт этих двух лет и добавлены некоторые инновации. Эти лодки поменьше и доступны покупателям. После бот-шоу в Монако мы уже получаем заказы.
— Значит, теперь Wally начинает серийный ряд?
— С оговоркой: эти лодки остаются в высокой степени эксклюзивными. Таков принцип Wally.
— Правда ли, что вы назвали свою компанию в честь мультяшного персонажа, который нравился вашему сыну?
— Да, первую лодку — парусную, конечно, — мы с женой решили назвать Wallygator, потому что она была зеленая и быстрая, агрессивная, и вместе с тем хотелось, чтобы дети сразу приняли ее как свою. Здесь было много инноваций, мы сделали несколько Wallygator’ов, потом Wallyno, и поняли, что с этим именем уже прочно ассоциируются революционные технологии. Нам нужно было сохранить это имя и с ним свой имидж.
[429x559]
— Кстати, об имидже. Вы говорили как-то раз, что на горнолыжном курорте познакомились с Лаудонией Пуччи, и она рассказала вам, что ее отец использовал свои эскизы для дизайна собственной лодки. Эта встреча была для вас существенной?
— Да, очень. Лаудония побывала у нас в доме, в Сент-Морице, она рассказывала о своем отце, я — о своей страсти к парусному спорту, и она вспомнила, как отец сам оформил интерьер своей лодки. Мне это было очень интересно, ведь я родом из Милана, центра мировой моды. Моя жена всегда одевалась у Пуччи.
— А вы сами? Какой стиль в одежде вы предпочитаете?
— В одежде я консервативен. Я бы назвал свой стиль классическим. А поскольку я много занимаюсь спортом, то часто ношу casual wear. Но особого стиля за собой не замечаю.
— Дизайн лодок нередко влияет и на другие области жизни. Вы, например, создали новые лыжи, Wallyski. Ждать ли нам и других спортивных товаров от Wally?
— Пока не могу сказать. Если увидим, что чего-то не хватает для удовольствия, — мы это придумаем и сделаем. Я не просто люблю лыжи, я в какой-то момент понял: лыжи — это лодка зимой. И я сделал свою зимнюю лодку.
— Значит, ни в области спортивного снаряжения, ни в области моды вы пока не собираетесь продвигать некий бренд Wally?
— Мы вообще не думаем о брендах. Наше дело — создать вещь, а не бренд.
— Вы очень успешный человек. Случались ли в вашей жизни провалы? И что бы вы сказали человеку, который терпит поражение, не может достичь желаемого?
— Я бы сказал, что поражение — нормально. Терпеть не могу сплошь благополучных людей. Меня парусный спорт с детства приучил к поражениям. Да, тебе больно, но ты становишься сильнее. Агрессивнее. И в следующий раз побеждаешь. Главное — расти, двигаться вперед.
— Какой бы вопрос вы задали Луке Бассани, если бы вы брали у него интервью?
— Хм… я спросил бы г-на Бассани, рад ли он, что ввязался в эту историю с Wally.
— И как, рад?
— Счастлив. Я наконец-то узнал самого себя. Раньше я считал себя очень рациональным, выдержанным человеком. Оказывается, я — сумасброд
[486x325]