Изабелла Юрьева
• • •
Изабелла Юрьева -она была, как писали российские газеты, одной из лучших исполнительниц русских и цыганских романсов. При том, что она не была ни русской, ни цыганкой.
"Родилась я в Ростове-на-Дону, - рассказывает Изабелла Даниловна. - Было нас четверо сестричек, все мы страстно любили с самого детства музыку, песни. Без устали пела я целыми днями... Как-то пришел к нам сосед-скрипач и говорит: уж больно хорошо поет ваша младшая дочь. И уговорил меня выступить в любительском концерте. Так в Ростове-на-Дону и состоялся мой первый выход на сцену.
Когда мне было 17 лет, мы с мамой приехали в Ленинград, к моей сестре Анне, которая уже училась в консерватории по классу фортепиано. Сестра привела меня к профессору по классу вокала - профессор послушал, сказал, что голос прекрасный, поставлен от природы и лучше сразу пойти на эстраду. В Ленинграде жил тогда А.В. Таскин, концертмейстер знаменитой певицы Анастасии Вяльцевой. Робея, прихожу к нему. Маэстро доброжелательно принял меня, послушал и велел прийти, когда исполнится 18 лет. Голос установится окончательно, тогда и займемся подготовкой к сцене.
Вскоре я переехала в Москву и там тоже заинтересовались моим голосом и предложили петь в театре сада "Эрмитаж"."
Ее задушевность, искренность, простота пения, необыкновенная обаятельность быстро привлекли московскую публику. Юрьева поет современные лирические песни, старинные романсы, а когда запела и из цыганского репертуара, певицу стали даже называть "белая цыганка".
Слух о молодой певице с прекрасным голосом потихоньку дошел и до Ленинграда. Приезжает в Москву ленинградский представитель концертного объединения и заключает с ней контракт.
"Приезжаю я в Ленинград. Был тогда там "Свободный театр", выступали в этом театре всё знаменитости: Виктор Хенкин, Утесов, Алексеев, Смирнов-Сокольский... Когда я пришла, меня не хотели и брать. Кто это? Что за девчонка? Такой контракт, а тут - незнамо кто. Я прямо не понимала, что делать; раз меня не принимают, надо ехать домой, в Москву. Тогда один из директоров говорит: "Знаете, давайте возьмем ее на один концерт и там послушаем, что она из себя представляет." Вышла я на сцену, спела. Вижу - все заулыбались, потом один говорит: "Давайте я ее возьму,"- а другой: "Позвольте, я схожу за кулисы и поговорю с ней." Пришел ко мне красивый, молодой человек и говорит: "Вы прекрасная певица, красивая женщина." И с тех пор говорил он мне эти слова сорок шесть лет нашей счастливой совместной жизни. Он много писал для меня стихов, песен, романсов. Особенно имел успех романс "Если можешь - прости".
Из Ленинграда мы с мужем поехали в Париж по делам его службы. Прожили мы там около года. В Париже родилась у нас дочь."
Прекрасный голос певицы, ее красота привлекли французских кинематографистов. Ей предлагали сниматься в главной роли одного франко-испанского фильма. Но Изабелла Юрьева не могла сниматься в чужом городе. Тоска по родным, по родине не давали ей покоя. Не даром, приехав в Москву и выступая в концертном зале Дома Союзов, она запела романс "Журавли" - о человеке, поздно осознавшем, что значит потерять родину.
Долгие годы работая на эстраде, Изабелла Юрьева всегда имела большой успех. Ее любила публика всех рангов. Например, певица вспоминала: "В двадцатые годы выступала я как-то на открытой сцене сада "Эрмитаж". Закончился мой концерт поздно вечером. Идем мы с мужем по темной, слабо освещенной улице и слышим за нами чьи-то шаги. Я испугалась, муж мне говорит: "Заинька, не бойся, я с тобой." Поравнялась с нами ватага беспризорников, подходит вожак и говорит: "Дяденька, вы нас не бойтесь, мы твою тетеньку не тронем. Уж больно хорошо она поет, так и за душу берет. Мы вас даже до самого дома проводим." Вот какие у меня почитатели."
6 февраля 1982 года в Ленинградском дворце работников искусств состоялся вечер мастеров эстрады 20-30 годов. Были на этом вечере Ефрем Флакс, Стронгилла Шеббетаевна Иртлач, Константин Тарасович Сокольский, и звучал незабываемый голос Изабеллы Юрьевой...
На фото: Изабелла Юрьева, Константин Сокольский на этом вечере.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Белочка Ливикова родилась 7 сентября 1902 года в Ростове на Дону.
Ее отец Даниил Григорьевич был мастером по театральным шляпам, мать, Софья Исааковна, – постижером (специалистом по изготовлению париков, накладных усов и бород) в ростовском театре.
Сама певица вспоминала: «Нас, детей, было пятеро: четыре сестры и брат. Большая дружная еврейская семья.
Статья Александра Федорова из газеты Амурская Правда № 335-336 :
Однажды к пятилетней Белле на улице привязалась цыганка и начала гадать ей по руке: сказала сначала про долгую жизнь, а потом добавила: “Сама цыганкой станешь. Монисто золотое, бриллиантовые кольца наденешь, королевой назовут, на трон посадят. Жених по жизни на руках понесет”.
Уже в 12 лет Белла поняла, что не в учении счастье, и заявила родителям, что будет певицей.
В 1916 году она дебютировала в ростовском городском саду, исполняя романсы.Чистый голос девушки, красота тембра буквально потрясли публику. На крыльях успеха Белла полетела в Петербург.
Известный эстрадный пианист, аккомпанировавший Шаляпину и Вяльцевой, сказал Юрьевой: “Да вы готовая певица! Голос поставлен самой природой. Учебой его лишь испортят. Сделают выше, а до оперы не дотянут. Пойте так, детка”.
С этого дня началось восхождение Изабеллы на эстрадный Олимп.
В 1925 году актриса связывает свою жизнь с Иосифом Энштейном (известным в артистическом мире как Иосиф Аркадьев).
Муж и первый поклонник ее таланта пожертвовал карьерой юриста, стал ее администратором, окружив жену любовью и вниманием. К тому же именно он написал тексты знаменитых юрьевских шлягеров – таких, как “Ласково взгляни”, “Весенняя песенка”, “Если можешь, прости”.
1925 – 1926 годы Изабелла Юрьева с мужем провели во Франции. Они снимали квартиру в центре Парижа, на Монмартре.
В Париже она давала концерты, имела грандиозный успех, очаровала парижскую публику. Ей предлагали сказочные контракты: выступления в знаменитой “Олимпии”, съемки в кино, в конце концов предлагали вообще остаться в благополучной Франции, но она отказалась.
В Париже 17 декабря 1925 года родился сын Володя. У него был врожденный порок сердца, и малыш, прожив чуть больше года, умер.
А у Изабеллы в этот день был объявлен концерт на сцене “Мюзик-холла”.
Как вспоминала она позднее: “Я зашла в кабинет к директору “Мюзик-холла” Э. Данкману и сказала, что не могу выступать, так как у меня умер ребенок”.
Он спокойно ответил: “Публику не интересует ваша личная жизнь. Она пришла развлечься. Все билеты проданы”.
И я пела, вцепившись в стул, для ничего не подозревающей публики”.
Больше детей у Юрьевой не было, и все свои чувства она вкладывала в песни.Зрители восторженно принимали весь ее репертуар. За неповторимое своеобразие голоса и редкую красоту Изабеллу Даниловну стали называть “белой цыганкой”.
В конце 20-х годов “цыганщина”, а вместе с нею и русский романс были провозглашены безвкусицей, вредительством, плодом распущенных нравов. Изабелла Даниловна могла изменить репертуар – артистические данные это позволяли, но не позволила душа певицы.
Ни уникальный голос, ни невероятная энергетика исполнения не спасли певицу от официального запрета. С 1930 по 1936 год Юрьева не выступала.
Изабелла Даниловна, конечно, могла позволить себе не работать. Ее огромные гонорары и солидные доходы преуспевающего мужа позволяли им жить безбедно.
Роскошная трехкомнатная квартира , обставленная антикварной мебелью екатерининских времен, картины Сурикова и Айвазовского на стенах, рояль фирмы “Мюльбах”, огромная дача с шестью балконами и террасой, серебристый “Крайслер” (второй такой в Москве был в НКВД, у Ежова)…
“Запрещенную” Юрьеву любили слушать и высшие эшелоны власти. На ночных концертах в Кремле она исполняла песни не о советском будущем, а свои жестокие романсы.
С 1937 года гонения на “цыганщину” поутихли, и выступления Юрьевой вновь собирали полные залы. Она очень много гастролировала по стране.
Во время войны Юрьева дала 106 концертов в блокадном Ленинграде, добираясь туда по дороге жизни. Зимой в 38-градусный мороз пела на Карельском фронте.
В конце 40-х годов “цыганщина” вновь была признана вредительством. Юрьева сопротивлялась сколько могла, но в 1959 году вынуждена была распустить свой ансамбль.
Она еще выступала в сборных концертах, но имя певицы все реже появлялось на афишах.
В 1965 году Изабелла Даниловна перестала петь со сцены.
Но в 1968 году сбылась ее давняя мечта: певицу включили в группу для поездки в Париж вместе с московским мюзик-холлом.
На сцене “Олимпии” в 69 лет она дала последний в жизни сольный концерт и пережила очередной звездный час.
В 1971 году Изабелла Даниловна овдовела. В любви и согласии она прожила с мужем 46 лет, и это были самые счастливые годы. Муж сумел создать для нее безбедную жизнь.
Изабелла Даниловна была наивной, неприспособленной к быту.
Сама никогда ничего не делала, даже газ под кастрюлькой не зажигала – все делали домработницы. Совершенно не умела готовить.
Как-то призналась , что ни разу в жизни не ходила в магазин за хлебом, а только за косметикой.
Изабелла Даниловна была невероятно кокетливой женщиной с душой трехлетнего ребенка, жаждущего похвал. Не знаю ни одной актрисы, которая бы так же любила комплименты. Она расцветала от них и становилась моложе лет на 50.
К 90-летию Изабелла Даниловна похудела, и у нее обнаружилась замечательная изящная фигура – Изабелла Юрьева расцвела для новой жизни.
Она носила костюмы от кутюр, туфли на шпильках и, попадая на сцену, самозабвенно пела.
Многие люди заново открыли Юрьеву в конце 80-х. Голос у нее замечательно сохранился, она уверенно чувствовала себя на сцене и спешила жить, зная, что такое годы забвения.
В 1992 году ей присвоили звание народной артистки России, минуя “заслуженную”.
В Театре эстрады состоялся концерт “В честь королевы русского романса”. Она пела. Для нее это было возвращением!
Настоящим триумфом стал ее 100-летний юбилей в ГЦКЗ “Россия”.
Незадолго до концерта она писала мне: “Дорогой мой друг. Я нахожусь в страшном волнении от предстоящего юбилея. По городу развешаны колоссальные афиши, а я пребываю в безумно нервном состоянии, даже слегла от переживаний. Я, кроме пения, никогда ничего не знала, а теперь на меня навалились все дела. Что будет дальше, не знаю: смогу ли я быть на своем юбилее или нет? Вы понимаете, какая лежит на мне ответственность, с которой я совершенно не могу справиться. Петь мне, конечно, трудно. Вот почему я так нервничаю”.
Я был на этом уникальном концерте. Впервые в истории России 100-летняя актриса вышла на сцену. Четырехтысячный зал встретил Изабеллу Юрьеву стоя, громом аплодисментов.
Выглядела она фантастически: в черном бархатном платье, норковой накидке на плечах, туфлях на шпильках и в своих лучших драгоценностях – бриллиантовых серьгах и перстне работы Фаберже.
В тот вечер, презрев годы, Юрьева пела, правда, совсем немного. Но это была песня длиною в человеческую жизнь, песня длиною в целую эпоху.
На следующий вечер я был приглашен на ужин к королеве русского романса. Никого, кроме Изабеллы Даниловны и ее домработницы Оли, на ужине не было. Юрьева сказала: “Я еле живая, но вы тот человек, которого я приму у себя даже тяжелобольная”. Во время ужина певица попросила:
- Оля, принеси губную помаду, я хочу накрасить губы. Я сказал: “Зачем вам сейчас красить губы? Вы же едите”.
- Ах, Сашенька, женщина всегда должна быть красивой.
Зачем мне валидол? Когда я счастлива, он мне не нужен, а вот губная помада мне всегда нужна. Кстати, я хотела спросить вас, как я смотрелась вчера в мехах?
- Потрясающе, Изабелла Даниловна! Вы были сказочно элегантны.
Такой разговор состоялся у нас с певицей, на второй день после ее 100-летия.
После этой встречи мы общались только по телефону, практически до последнего дня ее жизни.
Последние годы очень большое участие в ее жизни принимал Иосиф Кобзон. Он даже нашел ей новую домработницу, которая вкусно готовила и хорошо ее кормила. 1 января 2000 года, вернувшись утром домой после встречи нового тысячелетия, Изабелла Даниловна слегла.
20 января она тихо угасла.
Похоронили Изабеллу Юрьеву на Донском кладбище, где покоятся ее сестры и муж.
В заключение послушайте ее интервью и танго в ее исполнении: