• Авторизация


Без заголовка 20-05-2012 14:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения aramill_stells Оригинальное сообщение

стр. 3.2. Киев во времена богатырские и Аскольдовы. Явление князя Святослава.

 При Аскольде в состав Киевской Руси входили поляне, древляне, дреговичи и северяне Чернигова. Славия объединяла ильменских словен, чудь, весь и мерь. Кривичи до 872 года сохраняли независимость, а хазары на тот момент брали дань с радимичей, части северян и вятичей.

Аскольдова Русь была нацелена на богатые и сильные царства – Болгарию с Византией, Хазарию и Кавказ – Грузию, Армению, Албанию Кавказскую и даже Багдад. Союзническими оставались мадьяры, входившие в донскую Лебедию. Они даже вошли в киевскую Русь, когда у власти оказался Олмош, отец Арпада, друг Аскольда. А в  христианской церкви на тот момент наметился раскол по вопросу схизмы – после Собора 787 года размежевались церкви на Западную и Восточную, хотя официальный развод датируется 1 веком. Рим стал открыто стремиться к господству. Но варвары оставили его в плачевном состоянии, а Византия при македонской династии правителей  вновь набирала обороты. При этом греческая церковь боролась с многочисленными ересями  в царском кругу. Князь Аскольд в этот сложный момент выбирает время для похода на Царьград.

[699x698]

(с картины И. Савченко).

Император Василий предлагает переговоры и рассуждает не столько о войне и мире, сколько предлагает концепцию новой веры.  Патриарх Константинопольский Игнатий посылает к народу руссов архиепископа, происходит чудо с брошенным в огонь Евангелием, оставшимся невредимым и это настолько поражает многих приближенных князя Аскольда, что он и сам, и его дружина изъявляют желание креститься. Известно, что князь принял имя Николай в крещении. Но конфликт с Олегом перечеркнул все планы в 882 г. И  строить церковь в честь Святого Николая на Аскольдовой могиле, что на Подоле, довелось мадьяру Олмошу. А в 890 году мадьяры уже переселились за горы Угорские в сторону Тиссы.  Конечно, со столь древних времен церковь могла бы сохраниться, если бы не бесконечные пожарища в Киеве. Тем более, что стояла она на Подоле, в нижней части города Но во второй половине 17 века на её месте воздвигли новую Никольскую церковь. К ней ведёт красочный лестничный подъем.

[640x428]

 

Сама церквушечка очень маленькая, в форме ротонды, принадлежит она греко-католикам, поэтому украшена статуями Мадонны. Под ней есть Крестовоздвиженская каплица - часовенка со старинными фресками - ими можно полюбоваться даже снаружи.

[524x700] [700x525] [700x525] [700x525]

В роли просветителей  выступают Свв. Кирилл и Афанасий. Один работал над унификацией славянских азбук, другой изживал еретические умонастроения и наставлял в вере. Был послан митрополит Михаил и иные епископы с ним на Русь. Работал и Св. Мефодий. Обычно солунских братьев изображают вдвоем: Свв. Кирилла и Мефодия, как у Златоверхого Михайловского монастыря, что напротив Киевской Софии:

[524x700]

но в Кирилловской церкви есть и лики Кирилла и Афанасия. Самолично снять не удалось, но вот фото их со ссылкой http://love-amor.ru/post168172713/?upd

[699x525]

К зиме 860 года уже существовали переводы самых важных богослужебных книг – Евангелия, Апостола и Псалтыри. Весь канон был переведен Мефодием за 6 месяцев.

 

[526x400]

Заключая мирный договор с Византией в 944 году в Киеве русские христиане и греческие послы собрались у Ильинской церкви. В «Повести временных лет» она названа «соборной» -  Митрополит Михаил развернул широкое храмовое строительство в Киеве. Впоследствии на месте Ильинской церкви была поставлена колокольня, сохранился даже старинный снимок с неё:

  [265x425]

Цитируем материалы сайта http://www.otdihinfo.ru/catalog/1269.html  -

В церкви святого Ильи в свое время молилась и княгиня Ольга. Каменная церковь святого Ильи Пророка на месте прежней, деревянной, была построена в 1692 году. Строительство проходило под покровительством известного киевского мещанина Петра Гудимы. А затем еще многие годы представители семьи Гудимы были ктиторами (старостами) этого небольшого уютного храма. После пожара 1718 года также на средства этой семьи здесь был возведен иконостас и построена двухъярусная каменная колокольня. Тогда же церковь была украшена росписью, фрагменты которой в 1957 году были обнаружены под позднейшими записями. В первой половине XVIII века были установлены ворота храма в стиле украинского барокко, выполненные выдающимся украинским зодчим И. Г. Григоровичем-Барским. В 1811 году был еще один пожар, в котором сгорел практически весь Подол, и церковь пришлось восстанавливать вновь. В 1887 году устроен теплый храм, отопление за свой счет, как свидетельствуют документы, провел церковный староста, киевский подрядчик Лазарь Чернояров. Церковь наследует структуру трехсрубных украинских деревянных храмов, у которых все три помещения граненые в плане, но неф значительно шире алтаря и бабинца. Здание венчает один купол на восьмигранном барабане. Его размер 20х12,5 м. Высота интерьера до зенита купола 25 м. Сохранились фрагменты живописи XVIII века. На уровне бывших некогда хоров над бабинцем по всем фасадам проходит полоса поребрика. Венчает церковь карниз с лепными розетками на фризе. Как во внешнем облике доминирует купол, придавая силуэту храма выразительность и монументальность, так и в интерьере господствует высотно-раскрытое пространство купола. В 1930-е годы церковь закрыли и превратили в склад для зерна, но длилось это святотатство не очень долго — храм вновь был открыт в трудные для Киева — дни Великой Отечественной войны. В 1997 году была завершена реставрация настенной живописи в интерьере храма. - конец цитаты.

У Ильинской церкви с её очень интересными мозаиками сейчас проходят службы - например, на Троицу:

[700x465]

 Князь Владимир Святославич не был первым христианином на киевском престоле. Его предтечей была княгиня Ольга. Напрашивается ассоциация с Римской империей – Константин Великий и царица Елена. Поэтому Ольга крестится под именем Елены. Но она не решилась  крестить свой народ, сделать свою веру  государственной (возможно, что ей приходилось и факт собственного обращения держать в тайне). 

[524x700]

Император Константин принимал княгиню при византийском дворе в 957 году, а летописи указывают год её крещения 955. Но на киевских фресках сие событие отражено так:

[700x346]

У художников Акимова и Кириллова есть картины на этот сюжет:

[499x402]

[350x480]

После этого события княгиня закладывает в родном Пскове Троицкую церковь, а в Киеве инициирует возведение (деревянной?) Софийской церкви, снесенной в 970 году.

 

Илья Глазунов представил опекунство кн. Олега над Игорем почти в античном духе:

[368x700] [200x465]

Игорь вырос, женился на Ольге Псковитянке. Брак Игоря с Ольгой считается заключенным в 903 году, когда жениху было 29-30 лет, а невесте 10. но Святослав родился, когда матери было 43 года, а отцу 63.  Святослав не только не склонился к христианству, он был яростным его противником. Пока княгиня Ольга была жива, он сдерживал свои настроения, но затем три года сокрушал все, что было построено в городе к тому моменту – 969-972.

Генрих Семирадский оставил очень интересную картину на тему тризны дружины кн. Святослава после битвы в 971 году:

[700x498]

На Старокиевской горе было найдено не только языческое капище святославовых времен, но и руины более древнего сооружения с фресками. Это была ротонда христианского храма довладимировского времени. В честь кого она возводилась, уже невозможно понять. 

Ольге приходилось самолично постоять за себя и честь семьи, как это было в истории с древлянами:

[436x600] с картины Ольги Нагорной

Картина Лебедева: Встреча Святослава с Иоанном Цимисхием:

[400x458]

Своих внуков княгиня Ольга воспитывала уже в приверженности к вере, так как Святослав был занят делами княжества вдали от Киева. 

[699x513]

 У него родились Ярополк  и Олег, а Владимир был бастардом от Малуши. Дядей Малуши был знаменитый Добрыня Никитич, сын князя Мала.

[504x700]

[524x700]

(с картины Рябушкина - Добрыня Никитич и Малуша).

Татищев утверждает, что матерью Ярополка была венгерская принцесса-христианка Предслава. Ярополк взял за себя болгарскую или византийскую принцессу, определенную самой княгиней Ольгой. Ярополк был человеком новой формации, начавший плеяду мудрых правителей – Ярослава, полиглота Всеволода Ярославича, философа-публициста Владимира Мономаха, летописца Мстислава Владимировича, основателя школ Романа Ростиславича, ревностного любителя зодчества Рюрика Ростиславича и др. Ярополк отличался вниманием к духовной культуре, восстановлению летописания на Руси, общению с культурными странами – Византией и Болгарией, даже с католическим Западом.

До 988 года будущий просветитель Киевской Руси кн. Владимир был самым закоренелым язычником – лживым и жестоким, распутником и пьяницей.

Тема "Владимир-язычник" заинтересовала в своё время Виктора Васнецова -

[499x323]

и Сергея Иванова, воссоздавшего момент перелома в истории от язычества к христианству:

[485x348]

Весьма часто он проводил время в пирах, как на картине Карзина - 

[640x411]

Представление о тереме князя Владимира стало в русском искусстве хрестоматийным - это проявилось в декорациях В.Васнецова к "Снегурочке" - 

[437x300]1332684565_vasnecov_russkiy_pavil_on_na_vsemirn_vuystavke_v_parizhe_98_g (200x131, 12Kb)

и в фэнтезийных картинах наших современников - в особенности Александра Угланова:

[622x500] [600x461] [600x534]

Очень хотелось бы, чтобы в московском Зарядье на месте гостиницы "Россия" построили не просто очередной парк (торговый центр, автомобильную парковку, "башню Татлина" или т.н. "Пасхальные яйца" с "сетками", а также  прочее антиисторическое уродство), а вот такой ансамбль, наглядно демонстрирующий встречу двух культур - язычества и христианства (выраженного кремлевским комплексом неподалеку). Такие терема должны быть в сердце русского города как напоминание о Киевской Руси, истоках (а не в Измайлово)!

Вот так были, по представлению специалистов, одеты князья Святослав и Владимир в давние времена. 

[400x541]

История Владимира с Рогнедой и сегодня кажется страшным преступлением против человечности). Художник Лосенко посвятил этой истории по-классицистски весьма сдержанную картину - 

[587x700]

Но ситуация 988 года его совершенно преобразила. Он осознал смысл и необходимость процветания своей страны, заботу о сирых, почувствовал вкус добродетели и стал стремиться к совершенству…

Князь Владимир с рисунка Фёдора Солнцева (награвировано Марюшиным):

[515x700]

Князь Владимир и Апраксия - картина Рябушкина

[526x700]

В Радзивилловской летописи сказано, что он часто беседует о христианстве -

[489x549]

На тему выбора веры есть не только сответствующие записи в хрониках, но и немало живописных произведений:у П.В. Рыженко - 

[500x216]

и Эггинка - 

[700x499]

Он направлял послов в разные страны и выслушивал их  мнения (В.Н. Карпущенко "Византийский прием") -

[348x499]

Аналогичен и поставленный уже в наши дни памятник в Киеве - 

[700x525]

 

Если у честь, что мнение послов, побывавших  в Св. Софии Константинопольской было наиболее восторженным и в своих эмоциях они были весьма убедительны, то неудивительно, что князь проникся их духом. Виды того, что они могли увидеть в Софии Константинопольской (и как это могло повлиять в дальнейшем при строительстве Софии Киевской) предлагаю посмотреть  на  следующей  страничке 3.3., а кому отвлекаться на Царьград неинтересно,хотя там не только фото, но и несколько видео и даже целые фильмы - сразу милости прошу обратно в Киев - на стр.4, посвященную Крещению Руси).

 

 

 

Серия сообщений "Святая Киевская Русь":
путешествие по Киеву
Часть 1 - моё открытие Украины
Часть 2 - 1 страница рубрики Святая Киевская Русь.
Часть 3 - 2 стр. Киев от апостола Андрея до князя Аскольда.
Часть 4 - стр. 3.2. Киев во времена богатырские и Аскольдовы. Явление князя Святослава.
Часть 5 - Стр. 3.3 Киев-Константинополь. Храм Св. Софии в Константинополе и послы князя Владимира.
Часть 6 - 3.3.1. Киев-Константинополь (окончание Св. Софии)
Часть 7 - Киев 3.4. От Десятинной церкви до Софии Киевской (временный материал)
Часть 8 - Киев 3.5. Михайловский Златоверхий монастырь (временный вариант)
Часть 9 - Киев 3.6. Киево-Печерская Лавра (временный материал)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Milana_Kovalli - Дневник Milana_Kovalli | Лента друзей Milana_Kovalli / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»