[показать]
Wedding of Grand Duke Alexander Alexandrovich and Grand Duchess Maria Fiodorovna
[показать]
Народный праздник на Ходынском поле в Москве по случаю священного коронования императора Александра II
[показать]
Поздравления, приносимые его величеству императору Александру II членами императорской фамилии после совершения коронования 26 августа 1856 года
[показать]
Спектакль в московском Большом театре по случаю священного коронования императора Александра II
[показать]
Scenes of Meeting of Alexander III and Francis Joseph I Emperor of Austria in Augst 1885
[показать]
Wedding Ceremony of Grand Princess Xenia Alexandrovna and Grand Duke Alexandr Mikhailovic.
[показать]
Работа, созданная к серебряному юбилею свадьбы императора Александра II. 1866
Бумага на холсте, акварель, фотография. Диаметр 133
Редкость данной работы подчеркивается тем фактом, что на сегодняшний день существует лишь небольшое количество произведений Михаила Зичи, выполненных композиционно в форме своеобразного калейдоскопа, тем более таких внушительных размеров. Большинство аналогичных работ находятся в музейных собраниях. Так, «Празднование дня Святого Георгия в Зимнем дворце 26 ноября 1887 года» является частью собрания Государственного Русского музея Санкт-Петербурга, «Прием персидского шаха Наср-эд-Дина в Петербурге во время его визита 11–14 мая 1889 года» и «Празднование столетнего юбилея лейб-гвардии Павловского полка» 1890 года находятся в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга.
Композиция состоит из 24 медальонов, на которых изображены сцены из 25-летней совместной жизни императорской четы (1841–1866). В нижней и верхней частях работы расположены ангелы, держащие гербы Российской Империи и немецкого княжества Гессен-Дармштадт. Сцепленные гербы над медальоном с изображением свадебной церемонии символизируют собой союз между Россией и Германией, скрепленный браком Александра II (1818–1881) с Марией Александровной (в девичестве принцессой Марией Гессен-Дармштадтской) (1824–1880).
Сцены супружеской жизни дополняют медальоны, посвященные рождению каждого из восьми детей (даты рождения отмечены золотой краской, а даты смерти двух старших детей и родителей Александра — Николая I и Александры Фёдоровны — черной краской). Отмене крепостного права (1861), после чего Александр II был удостоен эпитета «Освободитель», посвящен медальон в основании композиции. Справа расположено изображение бронзового памятника «Тысячелетие России», возведенного в 1862 году в честь юбилея легендарного призвания варягов на Русь. По периметру композиции расположены медальоны с изображениями сцен Крымской войны (1853–1856), а победа в Кавказской войне (1817–1864) представлена медальоном в правом нижнем углу, на котором запечатлена сцена пленения Имама Шамиля (1797–1891) в 1859 году.
В центре композиции находится фотография, на которой изображены (слева направо): будущий император Александр III (1845–1894), великий князь Сергей Александрович (1857–1905), великий князь Павел Александрович (1860–1919), император Александр II, великая княгиня Мария Александровна (1853–1920), великий князь Алексей Александрович (1850–1908) и великий князь Владимир Александрович (1847–1909). Согласно исследованию снимка, существует вероятность того, что затемненный силуэт, различимый за фигурой императора, принадлежит скончавшемуся цесаревичу Николаю Александровичу (1843–1865).
Михаил Александрович Зичи или Михай Зичи
14 или 15 октября 1827, Зала (Венгрия) — 28 февраля 1906, Санкт-Петербург — венгерский рисовальщик и живописец, много работавший в России.
Получил гимназическое и университетское образование в Будапеште, а потом изучал рисование и живопись сперва там же, у итальянского художника Маростони, а потом в Венской академии художеств, где его главным наставником был Ф. Г. Вальдмюллер. Заслужив уже некоторую известность выставленными в Вене картинами: «Выздоравливающая девушка молится перед образом Богоматери», «Умирающий рыцарь» (1844), «Заколачивание гробика ребенка» (находится в будапештском музее), «Распятие», запрестольный образ для Фюнфкирхенского собора (1845) и другие, был приглашен великой княгиней Еленой Павловной в преподаватели рисования и живописи к её дочери, великой княжне Екатерине Михайловне.
В Санкт-Петербург прибыл в 1847 году и, кроме занятий с её высочеством, получил уроки в некоторых аристократических петербургских домах. Через два года ему пришлось отказаться от учительства и изыскивать себе средства к жизни изготовлением рисунков для продажи и ретушированием светописных портретов. В эту трудную пору своей жизни Зичи нашёл некоторую поддержку в принце Александре Гессен-Дармштадтском. Улучшением своего положения Зичи обязан Теофилю Готье, посетившему в 1858 году Санкт-Петербург. В книге «Voyage en Russie» Готье посвятил Зичи целую главу, чем значительно поднял его репутацию у русской публики.
В 1859 году Зичи был назначен придворным живописцем, и в этом звании оставался до 1873 года. В этот 15-летний период своей деятельности, он исполнил множество рисунков, изображающих различные происшествия придворной жизни, сцены Императорской охоты, карикатуры на людей, близких ко двору, и т. п. (находились в основном в императорских дворцах и альбомах Высочайших особ).
Ещё перед этим, в 1856 году, им воспроизведены в акварелях главные этюды коронования императора Александра II, за которые Санкт-Петербургская академия художеств присудила ему звание академика. В 1869 году была устроена выставка его произведений. В 1874 году он уехал в Париж, где написал, в том числе, по заказу венгерского правительства, картину: «Австрийская императрица Елизавета возлагает венок на гроб Деака», и помещал свои рисунки в иллюстрированных изданиях.
С 1880 года Зичи опять в России, на прежней должности, и трудился в качестве рисовальщика-хроникёра церемоний, развлечений и семейных событий высочайшего двора. Из его произведений, помимо уже упомянутых, достойны внимания рисунки: «Мессия и Лютер в Вартбурге», «Человек между разумностью и глупостью», «Еврейские мученики», «Флорентийская оргия», «Смерть царя Кандавла», «Земля еси и в землю возвратишься», «Тамара и Демон» (на сюжет из поэмы Лермонтова), «Ростовщик», «Бернард Палисси», «Последние минуты Вертера», «Проект театрального занавеса для Аничковского дворца» и некоторые другие.