• Авторизация


Крым.Воронцовский дворец. Часть 2 01-11-2011 23:15 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[486x358]

Среди крепостных было много талантливых мастеров – подрядчик Гавриил Полуэктов, лепщик Роман Фуртунов, столяры Яким Лапшин, Максим Тисленко, Наум Мухин и др.

[470x353]

Удалось установить имена более 300 крепостных, работавших на строительстве дворца, который задумывался как олицетворение богатства и знатности владельцев, а стал великолепным памятником труду и таланту архитекторов, художников, замечательных мастеров из народа.

Дворцовый комплекс состоит из нескольких корпусов, составляющих единый архитектурный ансамбль – центрального, столового, гостевого, библиотечного, хозяйственного. Гостевой корпус впоследствии получил название Шуваловского, так как в правой его части располагались покои дочери Воронцова Софьи Михайловны, в замужестве графини Шуваловой.

[504x378]

Сооружение дворца началось со столового корпуса (1830- 1834 гг.). Центральный корпус возводился в 1831 – 1837 гг. В 1841 -1842 гг. к столовой была пристроена бильярдная. В 1838- 1844 гг. строились гостевой корпус, восточные флигели, все башни дворца, пятиугольник хозяйственных корпусов, оформлялся Парадный двор.

[600x450]

Последним был построен библиотечный корпус (1842-1846 гг.).
Самый большой объем земляных работ был осуществлен с 1840 по 1848 г. с помощью солдат саперного батальона при сооружении террас парка перед южным фасадом дворца.

[600x450]

Летом 1848 г. на центральной лестнице, ведущей к главному входу, были установлены скульптурные фигуры львов, выполненные в мастерской итальянского скульптора Джовани Боннани. Львиная терраса завершила строительство и оформление дворцового ансамбля.
Три поколения семьи Воронцовых владели Алупкой вплоть до Октябрьской революции.

Архитектура.

[582x435]


Проект Э.Блора на тот момент времени – это утверждение совершенно новых, по сравнению с классицизмом, архитектурно-строительных принципов. Вместо геометрически строгой группировки корпусов архитектор живописно расположил их в направлении с запада на восток, соответственно движению гор, благодаря чему дворец очень органично «вписался» в окружающий ландшафт и обрел свой ни на что не похожий художественно-выразительный образ.

От корпуса к корпусу дается наглядное представление о том, как развивалась средневековая архитектура, начиная от ранних форм и кончая XVI в. Упор при этом сделан на английский вариант зодчества.
Главный подъезд ко дворцу находится с западной стороны.

Путника встречает типично феодальный замок – крепость VIII-XI вв. Круглые монументальные сторожевые башни, глухие стены, замкнутые пространства. Таковы двор хозяйственных корпусов и узкий, суровый средневековый проезд, ведущий к центральному корпусу. Высокие зубчатые стены грубой кладки, щелевидные окна-бойницы дополняют впечатление неприступности. И лишь чугунный ажурный висячий мостик, по которому проходили музыканты на хоры парадной столовой, вносит в суровую атмосферу проезда неожиданную лирическую ноту. Чем дальше от арки западного въезда, тем больше наслаиваются признаки архитектуры последующих эпох.
…Вы в парадном дворике. После ощущения замкнутости на вас хлынул поток свежего воздуха и света.

Открывается изумительной красоты пейзаж с вершиной Ай-Петри вдали, «вмонтированный» в архитектурную раму, одной гранью которой служит часовая башня, другой – восточный флигель. Снизу пейзаж ограничивает подпорная стена с фонтаном в центре. Широко раскрытыми глазами-окнами смотрит на парк северный фасад главного корпуса. Он более всего иллюстрирует стиль Тюдор, типичный для Англии XVI в.
Из плоскости стены выдвинуты на разных уровнях – центральная часть с парадным входом, выступы эркеров и боковые риза-литы с башнями под луковичными куполами. Фасад прочеркивают узкие многогранные полуколонки, увенчанные декоративными навершиями – пинаклями.
Большая поверхность застекленного пространства в здании, устремленные ввысь купола, изящной формы пинакли, зубцы и дымовые трубы с навершиями в виде цветов зрительно облегчают массивную кладку стен и грубоватую фактуру камня.

В резных каменных украшениях дворца удачно выражено сходство между отдельными стилеобразующими элементами восточной и западной архитектуры. Например, между готическими дымовыми трубами и минаретами мечети. Это сходство усиливается с переходом к южному фасаду главного корпуса. Открытый в сторону моря, всегда освещенный солнцем, он имеет нарядный и праздничный вид, изменчивые и причудливые очертания.

Основное декоративное украшение дворца – мотив пологой, стрельчатой, подковообразной, килевидной арки – неоднократно повторяется и в чугунной балюстраде балконов, и в каменной резной решетке, ограждающей крышу, и, наконец, в декоративном убранстве портала южного входа, оформленного с восточной пышностью.

Подковообразная арка, двухъярусный свод, великолепная резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, завершаются шестикратно повторенной по фризу арабской надписью: «И нет победителя кроме аллаха».

На художественный образ дворца очень влияли литературные увлечения того времени. Когда он создавался, одинаково популярными были и рыцарские романы Вальтера Скотта, и чудесные арабские сказки. Достаточно вспомнить, что в 1830-х гг. стали переводиться на русский язык «Айвенго» В. Скотта и «Аль-гамбра» В. Ирвинга.

Потому-то надпись Альгамбры (дворца испанских халифов XIV в.) и оказалась в Алупке. Но еще больше старались подражать романтики прекрасной, загадочной, вечно изменчивой живой природе. Органичное единство с ней дворца может служить примером не одному поколению архитекторов.

[485x368]

Стоящему лицом ко дворцу человеку хорошо видно, что очертания холмов и гор вокруг Алупки образуют нечто вроде амфитеатра. Но стоит повернуться к морю, и на вас уже смотрит синяя чаша бескрайних просторов моря, контуры которой подчеркнуты дугообразной кривизной террас.

[504x378]

Ощущение такое, что дворец является центром мироздания. Органичное слияние форм дворца с природой удивительным образом дополнено рисунком горы Ай-Петри. Со стороны Алупки напоминает она развалины средневекового готического замка. Эти естественные живописные руины являются основной доминантой многих пейзажей архитектурно-паркового ансамбля.

[530x352]

Как добраться:
Алупка находится в 17 км от Ялты. Из Симферополя или Ялты до нее можно доехать автобусом, затем вверх по дороге, следуя указателям прямо до вывески Дворец-музей. Дворцовое шоссе 10.

[530x352]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
TorenoWerty 02-11-2011-17:15 удалить
Потрясающе красивые места!
Milana_Kovalli 06-11-2011-01:04 удалить
TorenoWerty, Да, мне там очень нравится)
Milana_Kovalli 24-09-2012-22:51 удалить
koly0771, да, необычайно красиво!...


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Крым.Воронцовский дворец. Часть 2 | Milana_Kovalli - Дневник Milana_Kovalli | Лента друзей Milana_Kovalli / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»