[250x298]В оформлении дворца, возможно, в какой-то степени сказались вкусы заказчика - Александра III. Этот крупный, рослый мужчина, которого часто называли "русским богатырем", по отзывам современников, лучше чувствовал себя не в больших парадных помещениях, а в маленьких уютных комнатах. Ему, любящему все русское, нравилась отделка деревом: вызывала ассоциации с русскими рублеными избами. Месмахер постарался в декоре комнат использовать разные материалы и разные художественные техники, чтобы удовлетворить эстетический вкус императора.
Один из искусствоведов так говорит о художественных пристрастиях Александра III: "Несмотря на то, что в отечественной и зарубежной историографии сложился образ этого императора, как человека жесткого,консервативного, он обладал тем не менее широкими художественными вкусами и пристрастиями: играл на музыкальных инструментах, любил театр, был художником-любителем, брал уроки живописи (его наставником стал Алексей Петрович Боголюбов). Александр III коллекционировал произведения искусства, посещал почти все художественные выставки,выписывал журналы по искусству... Особый интерес он питал к керамике и живописи, в основном современной, отдавая предпочтение произведениям художников русской, датской и французской школ..." Только произведений прославленного Карла Брюллова в его собрании было свыше 30. В его коллекции было много работ Айвозовского, Боголюбова, Васнецова, Тропинина, Репина, Венецианова и многих других русских художников первой и второй половины XIX в.
Незадолго до своей кончины, когда его живописная коллекция уже насчитывала около одной тысячи произведений, он решил основать в Петербурге, по примеру П. М. Третьякова, музей Русского искусства и передать в него из своего собрания работы русских мастеров. Известный русский художник и искусствовед Александр Бенуа так оценивает эту деятельность Александра III: "С тех пор, как Третьяковская галерея в70-х и 80-х годах сделалась известной более широкой публике, симпатии энтузиастов русского искусства категорично обратились к ней... Центр тяжести русского искусства переместился в Москву. Император АлександрIII пожелал вернуть Петербургу его прежнее художественное значение и в то же время подарить русское общество таким хранилищем по всем отделам нашей культуры, которое соответствовало бы влиянию и значению России. Целым рядом очень значительных и ценных приобретений он восполнил Петербургские собрания и наметил основные положения для учреждения...вполне самостоятельного и грандиозного музея русской культуры и в частности русского искусства.
13 апреля 1895 года ныне царствующий Государь Император Николай II издал указ об устройстве такого хранилища в Петербурге в воспоминание"забот покойного Императора о горячо любимой Родине". В 1898 году Музей русского искусства императора Александра III принял своих первых посетителей (ныне Государственный Русский Музей). Примерно одна треть живописных полотен, составивших первую экспозицию музея, была передана из собрания Александра III. Среди них картины, ставшие гордостью русского искусства: "Портрет графини Самойловой, возвращающейся с бала "Брюллова, "Покорение Сибири Ермаком" Сурикова, "Христос и грешница" Поленова, "На войну" Савицкого, "Гитарист" Тропинина, "Дубы" Шишкина,"Притихло" Дубоского, авторские повторения "Оттепели" Васильева,"Сватовство майора" Федотова и многие другие.
При жизни Александра III его живописная коллекция была размещена во всех царских дворцах: Александровском (Царском Селе), Аничковом,Зимнем, Гатчинском, в Коттедже (Петергофе), в Спале (Польша), в Беловеже (Белоруссия). Картинами он хотел наполнить и Массандровский дворец. Но это, к сожалению, осталось только в проектах Месмахера. В архивных документах мы читаем: "в бильярдной 17 крюков для картин", в кабинете Его Величества - 14..."
После неожиданной смерти Александра III некоторые не только строительные, но и отделочные работы были отменены: не успели изготовить мебель и прочую утварь, оставалась неиспользованной обивочная ткань, проектировавшаяся для затяжки стен, не выполнен гобелен для кабинета императрицы и картина из изразцов для ее ванной комнаты, не получил декоративного оформления III этаж,предназначавшийся для детей. Но и в таком виде дворец представляет большой интерес.