Оптина пустынь -- одна из древнейших обителей Руси, имя ее приобрело известность благодаря ожившей в 19 веке традиции старчества. Духовный расцвет Оптиной связан с именами ее великих старцев -- Амвросия, Макария, Льва, Моисея, Антония, Варсонофия и их последователей. Особый дух, царивший в Оптиной, ощущался всеми посетителями обители. Оптинские старцы обладали большим авторитетом у православного народа и нескончаемые вереницы паломников шли в обитель за советом . Имея особый дар сострадательной, жертвенной любви, старцы воспринимали чужие горести и падения как свои собственны. Для народа они были утешителями и пророками.
Имя отца Варсонофия ( Плиханкова) занимает особое место в ряду имен великих Оптинских старцев.он был одним из духовных светочей России в наиболее тяжелый, предволюционный 1903-1913годов.
Родился будущий старец - в миру Павел Иванович Плиханков - в Самаре в благочестивой казацкой семье. Он рано лишился матери и отец женился на второй раз. Его мачеха была глубоко верующей и необычайно доброй женщиной.
Молодой Павел выбрал для себя карьеру военного. Учился он в Оренбургском военном училище и на офицерских курсах в Петербурге. Служил полковником при штабе Казанского военного округа, участвовал в пограничных боях в Туркестане. однажды молодой полковник внезапно заболел воспалением легких. Доктора считали его положение безнадежным. Почувствовав приближение смерти, он велел денщику читать Евангелие и в этот момент ему было видение, поразившее его до глубины души. Из блестящего военного в одну ночь, по соизволению Божию, отец Варсонофий стал великим старцем. Современники старца вспоминают, что отец Иоан Кронштадтский, провидев в лице отца Варсонофия, истинного подвижника, поцеловал в алтаре Андреевского собора в Кронштадте руку молодому офицеру, будущему старцу и схимнику.
В декабре 1891года Павла Ивановича произвели в генералы. В этот же день он решил оставить мир и уйти в монастырь. Под свое окормление его взял старец Анатолий. Десять лет отей Варсонофий провел в затворе занимаясь изучением аскетической литературы. За все время пребывания и Оптиной старец отлучался из обители только по послушанию. Последний выезд его был в 1910 году на станцию Астапово для обращения и напутствия умирающего графа Толстого. Но его не допустили окружающие графа, к общему сожалению всех православных и самого преподобного Варсонофия.
Продолжая традиции оптинского старчества, он врачевал души людей; ему открывалась жизнь приходящих к нему на исповедь или за советом. Помогая верующим вспомнить забытые грехи, осторожно обличая, он учил покаянию, по его молитве люди исцелчлись и исправляли свою жизнь.11 июля 1910 года отец Варсонофий был келейно пострижен в схиму, а в 1912 был назначен настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря . 14 апреля 1913 года старец отошел ко Господу. Он оставил богатое литературное наследие: проповеди, толкования на Библию, записи бесед с духовными чадами, скитские летописи, историческое описание монастыря и многое другое.