• Авторизация


Видеоанонс выставки «”Я воздвиг там мой царский дворец…” Памятники ассирийского искусства из коллекции Британского музея» 17-08-2020 23:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!





Выставка искусства древней Ассирии – ”Я воздвиг там мой царский дворец”, организована Государственным Эрмитажем и Британским музеем, обладающим лучшей в мире коллекцией ассирийского искусства.

Ассирийская держава в IX – VII веках до н.э. представляла собой самую мощную политическую силу эпохи. Сердцем державы была собственно Ассирия – государство на севере современного Ирака, но ассирийские цари завоевали множество стран на территории современной Сирии и Турции, покорили Вавилон, находившийся к югу от Ассирии, захватили часть Египта, дошли до западных границ современного Ирана. Каждый ассирийский царь стремился увенчать военные победы строительством своего собственного дворца.



Искусство Ассирии известно именно благодаря царским дворцам. Построенные из кирпичей, сделанных из необожженной глины (в Ассирии не было другого строительного материала), стены дворцов на высоту двух - трех метров были покрыты каменными рельефами. Дворцы разрушились вскоре после падения Ассирии в конце VII века до н.э., превратившись в огромные бесформенные холмы, лишь нижние части стен, поддерживаемые рельефами, сохранились и были открыты европейскими археологами в 40-х годах XIX века.



Главная тема рельефов состояла в прославлении царя: царь в бою, царь охотится на диких зверей, царь празднует победу или совершает ритуал поклонения богам.



Были и рельефы другого рода, они представляют собой повествование в картинках: ассирийские солдаты осаждают вражеский город, один воин перерезает цепь, с помощью которой жители осажденного города пытались набрать воду, между тем с городских стен на ассирийцев летят стрелы, от которых они пытаются укрыться с помощью своих щитов, вот ассирийцы преследуют арабов, сидящих верхом на длинношеих грациозных верблюдах, вот царь Ашшурбанипал принимает разнообразную добычу (в том числе отрубленные человеческие головы) после взятия Вавилона, вот великолепные охотничьи собаки рвутся с поводков, им не терпится включиться в царскую охоту.



Очарование ассирийских рельефов – в тщательной любовной передаче мельчайших деталей окружающей жизни: рыбы и раки плавают в речных водах или в болотах, окруженных густыми зарослями тростника, на фоне холмистого пейзажа львица крадется за горным козлом, пленные несут узелки с пожитками на плечах, они медленно передвигаются, переговариваясь на ходу, дети сидят на плечах отцов. Несохранившуюся до наших дней конскую упряжь, одеяния, мебель можно реконструировать по изображениям на рельефах.



Цель рельефов заключалась в том, чтобы запечатлеть деяния царя перед богами, прославлять их перед подданными и посланцами иноземных держав. Заменяя современные средства массовой информации, они должны были демонстрировать каждому посетителю дворца могущество и величие царя, его подвиги и достижения, его усилия по сохранению гармонии и порядка в мире. Безымянным древним мастерам удалось создать трогательные и притягательные каменные полотна, которые относятся к величайшим произведениям искусства в истории человеческой цивилизации.



На выставке представлены памятники из всех значительных дворцов ассирийских царей, в том числе Ашшурнацирапала II (рельефы из его дворца есть и в коллекции Эрмитажа, а строка из его царской надписи стала названием этой выставки) и Ашшурбанипала, рельефы из дворца которого считаются вершиной развития ассирийского искусства.



Экспозиция включает предметы прикладного искусства, обнаруженные во время раскопок во дворцах ассирийских царей, в том числе знаменитые плакетки из слоновой кости, служившие украшением роскошной дворцовой мебели или конской упряжи.



Отдельный раздел посвящен известной каждому с детства библиотеке царя Ашшурбанипала в Ниневии, а завершающей темой выставки стала похожая на приключенческий роман история открытия ассирийской цивилизации европейцами в середине XIX века.



К выставке подготовлен иллюстрированный научный каталог «”Я воздвиг там мой царский дворец…” Памятники ассирийского искусства из коллекции Британского музея» (СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2019. – 320 с. : ил.). Авторы – научные сотрудники Британского музея.



Кураторы выставки – Мариям Магомедовна Дандамаева, ученый секретарь Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук; доктор Гарет Бреретон, хранитель памятников древней Месопотамии Отдела Среднего Востока Британского музея.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (6):
Afatarwm 18-08-2020-16:05 удалить
Здесь анонс посмотрела. Наташа, ты ходила?
REMEUR 18-08-2020-23:04 удалить
Ответ на комментарий Afatarwm # Нет,к сожалению,Оля.Но смотрю записи с удовольствием на их страничке на фб.
Alfa_i_Omega 24-08-2020-18:03 удалить
Эхххххх....как бы я хотела побывать на этой выставке.....прямо вот плакать захотелось от огорчения...
Ассирийское искусство очень специфическое- это кульминация воспевания войны и смерти. Что поделать...в то время именно война была двигателем прогресса...
REMEUR 25-08-2020-08:19 удалить
Ответ на комментарий Alfa_i_Omega # И я с сожалением вздыхала.В Эрмитаже экспонатов не много.В Лондонском национальном музее я провела в этом зале 1,5 часа.
izogradinka 26-08-2020-17:26 удалить
Мне тоже посчастливилось побывать в огромном Британском музее, сколько там всего интересного!
REMEUR 26-08-2020-21:07 удалить
Ответ на комментарий izogradinka # Да,Из,у них огромные коллекции.Так ведь колонизаторами были)


Комментарии (6): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Видеоанонс выставки «”Я воздвиг там мой царский дворец…” Памятники ассирийского искусства из коллекции Британского музея» | REMEUR - «Там, где молчит история, говорят камни» | Лента друзей REMEUR / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»