• Авторизация


УНИКАЛЬНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ – СЕМЕЙНАЯ РОМАНОВСКАЯ РЕЛИКВИЯ 22-01-2020 10:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Nata1216 Оригинальное сообщение

x600_f12737ab-ff61-4705-9787-f8bcf29b5ea6 (526x700, 312Kb)

УНИКАЛЬНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ – СЕМЕЙНАЯ РОМАНОВСКАЯ РЕЛИКВИЯ
 

 

 

Это почти 400-летней давности Евангелие, имевшее статус семейной романовской реликвии. Уникальный раритет царскосельской библиотеки связал, словно невидимыми нитями, начало и конец дома Романовых, замкнув круг истории династии.

Сколько драматических событий русской истории овеяли своим дыханием священную книгу, напечатанную на Московском печатном дворе, – редчайшее, первоклассное по качеству печати и оформлению издание! Сколько царских особ и духовных лиц касались ее страниц с гравюрами, рисованными известным иконописцем Строгановской школы Прокопием Чириным! А история Евангелия такова…

 

ОТ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ…

В 1627 году великая старица – инокиня Марфа – жертвует Евангелие, как явствует из вкладной записи кириллическим полууставом, оставленной на первых 14 листах, в кашинский Благовещенский монастырь. Причем предупреждает: «А кто сию книгу Евангелие из дому Пречистой Богородицы вынесет или родимцу отдаст или продаст или заложит или какую хитрость учинит и того Бог судит на втором и страшном пришествии Господнем, да ответит перед Богом».

 

Той старицей была мать первого русского царя из рода Романовых – Михаила Федоровича (1596–1645). Ксения Ивановна происходила из боярского рода Морозовых и была женой одного из самых знатных людей государства – боярина Федора Романова. Она сыграла значительную роль в том, чтобы ее сын принял «Мономахову шапку» и обрел царские скипетр и державу.

re:Ша́пка Монома́ха — главная царская шапка великих князей и царей, символ самодержавия на Руси. Относится к числу древнейших регалий Оружейной палаты Московского Кремля. Внешне представляет собой золотой головной убор с соболиной опушкой, украшенный жемчугом и драгоценными камнями, увенчана крестом[1]. На Руси полусферическая форма шапки с опушкой символизировала небо и солнце. Устремлённый ввысь наконечник «соединял» носившего с предками.Шапка Мономаха является предметом дискуссии учёных-историков на протяжении нескольких веков. Время и место изготовления, первый владелец, идеологическая составляющая — все эти аспекты имеют многочисленные версии[7][8]. До конца XVIII века происхождение регалии связывали со сказанием о дарах Константина Мономаха, однако уже к XIX столетию эта легенда была развенчана. В XX веке сложились четыре основные теории о месте создания убора: из Золотой ОрдыКаираДревней Москвы и Византии[9].

Изначальный вид шапки выглядел иначе:

"царский головной убор, присланный, по преданию, в. кн. Владимиру Мономаху дедом его по матери, византийским имп. Константином Мономахом, и сделавшийся впоследствии традиционным венцом, которым московские цари венчались на царство. В настоящее время предание о происхождении М. шапки считается недостоверным, но в основных своих частях она несомненно древней работы. Она хранится в московской Оружейной палате и имеет вид золотой скуфьи с меховой, собольей оторочкой по нижнему краю и с крестом на полушарии наверху. Это ее завершение и меховая оторочка составляют поздние к ней прибавки; древнейшая ее часть — средняя, состоящая из восьми треугольных золотых пластин, согнутых по форме полушария и украшенных драгоценными камнями, жемчугом и сканью. Все пластинки вверху имеют вырезы, которые составляют одно общее отверстие в виде звезды; теперь оно закрыто основанием креста, а раньше, вероятно, прикрывалось звездообразной крышкой шишака или розеткой, с приспособлением для укрепления пера или султана. Низ шапки, повидимому, первоначально имел вид обруча, также золотого и украшенного сканью. Рисунок сканного орнамента состоит из розеток, пальметок, крестообразных или четырехлепестковых цветков, восьмерок и спиралевидных растительных разводов. Часть этого орнамента выполнена сканью так назыв. гладкого ленточного типа, другая часть — сканью с насечкой. Между завитками вставлены ячейки для жемчужин, которых теперь четыре на лицевой, передней пластинке и по три на семи остальных, а раньше было значительно больше, следы чего остались в виде массы мелких дырочек, служивших для прикрепления жемчужных нитей. Камни, гнезда которых приделаны поверх скани и ее закрывают, также не первоначальны. Прекрасное качество сканной работы и характер орнамента позволяют признать все восемь пластин М. шапки за произведение византийского искусства XI—XII вв.; переделка ее и прибавка креста на полушарии относятся не раньше, как к XVI—XVII вв." источник

Некоторые пояснения внеслаREMEUR

В 1613 году, после пресечения рода Рюриковичей и нескольких беспокойных лет Смуты, Земской собор призвал Михаила Романова на царство. В то время Марфа с сыном находились в Костроме, в Ипатьевском монастыре. Великое посольство прибыло туда с грамотой собора, но вначале ни Михаил, ни его мать не были склонны дать согласие принять трон. И лишь после трехдневных уговоров послов, пригрозивших, что в случае отказа «да настанет вновь междоусобие, да расточится царство Московское, да придут и расхитят нас враги», Марфа благословила сына на царство Феодоровской иконой Божией Матери.

 

Спустя три столетия, на празднование юбилея дома Романовых, последний русский император Николай II со своей семьей прибудет в Ипатьевский монастырь, и огромные массы народа устроят им восторженную встречу. Лишь пять лет будут отделять царственных страстотерпцев от Ипатьевского монастыря до расстрела в доме Ипатьева в Екатеринбурге…

Но вернемся к Михаилу Федоровичу, венчание которого на царство и миропомазание свершились 11 июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля. Через 13 лет состоялось его бракосочетание с молодой красавицей Евдокией из незнатного рода Стрешневых, и спустя год у них родилась дочь Ирина, которую всей душой полюбила Марфа. К тому времени Марфа стала игуменией Вознесенского монастыря в Кремле, где обычно постригались женщины из царского дома. Кстати, вся семья первых Романовых отличалась большим благочестием, при них возводились новые храмы и монастыри, а сам Михаил Федорович нередко предпринимал грандиозные паломничества.

Вероятно, в связи с рождением долгожданной внучки в 1627 году старицей Марфой и был сделан вклад – Евангелие – в Благовещенский Шеренский монастырь в Кашинском уезде Тверской губернии, что был основан в начале ХVI века князем Юрием Кашинским, сыном Ивана III.

…И ДО РОМАНОВЫХ ПОСЛЕДНИХ

В ХVIII веке для Шеренского монастыря настал черный час. В результате церковной реформы Екатерины II в 1764 году он был упразднен и обращен в приходскую церковь. Неизвестно кто, несмотря на предостережение инокини Марфы, «какую хитрость учинил», продал или заложил уникальное Евангелие, но вместе с другим монастырским имуществом оно бесследно исчезло. Ходили слухи, что книга оказалась у старообрядцев, высоко ценивших и оберегавших церковные издания до-никоновской печати.

И вот история делает стремительный бросок в начало ХХ века – время царствования последнего императора из династии Романовых. Здесь уместно напомнить о безграничной взаимной любви, которая связала Николая II и Александру Федоровну в нераздельное целое и которая всегда переплеталась с их искренней любовью к Богу. Это была истинно православная семья, где царили традиции и уклад благочестивых русских семей, а детей воспитывали в простоте и строгости. По вечерам государь часто читал вслух в семейном кругу, а государыня и дочери занимались рукоделием, говорили о Боге и молились.

Пасхальные дни были самыми любимыми в августейшей семье. Светлый праздник Пасхи 1916 года царская чета провела в разлуке. Николай II выехал в военную ставку в Могилев и писал оттуда своей супруге: «Благослови тебя Бог, мое драгоценное сокровище, пошли тебе счастливой спокойной Пасхи!». Александра Федоровна поручила подыскать для пасхального подарка мужу несколько предметов старины, причем лучшим подарком в семье к церковным праздникам считалась книга (в личных покоях государыни в Александровском дворце находилось более шести тысяч книг).

 

Из предоставленных на обозрение предметов она без колебаний выбрала старопечатное Евангелие 1627 года, которое было приобретено, действительно, в старообрядческой лавке. Это была последняя Пасха Николая II – императора, следующую Пасху в 1917 году он встретит уже в качестве гражданина Романова. После отречения, состоявшегося 2 марта, и последовавшего через несколько дней ареста наступил пятимесячный период царскосельского заточения императорской семьи.

В те дни Николай II, сидя за своим рабочим столом, где, рядом с бронзовым бюстом первого царя из рода Романовых, постоянно лежало подаренное супругой Евангелие, с горечью писал в своем дневнике: «Сколько еще времени будет наша несчастная Родина терзаема и раздираема внешними и внутренними врагами? Кажется иногда, что больше терпеть нет сил, даже не знаешь, на что надеяться, чего желать? И все-таки никто как Бог! Да будет воля Его Святая!»

В августе 1917 года царскую семью повезли под охраной в Сибирь, а Евангелие осталось в их последнем убежище – в Царском Селе.

ЗАМКНУЛСЯ КРУГ ИСТОРИИ

Как Ипатьевский дом замкнул виток отечественной истории, начавшейся 300 лет назад в Ипатьевском монастыре, так и это Евангелие замкнуло круг истории династии Романовых – от первой царствующей семьи до последней.

И снова бросок через десятилетия.

В 1941 году библиотеки царскосельских дворцов (около 39 тысяч томов) были вывезены фашистами в Германию. После войны вернулось в Россию 8 746 книг. В то время Екатерининский дворец лежал в руинах, Александровский был передан в распоряжение Академии наук. Бездомные царскосельские книги распределились по разным учреждениям, в основном осев в Павловском дворце, где и хранились до конца минувшего столетия не разобранными. И лишь в 2000 году из Павловска в Царское Село поступило четыре тысячи томов, в том числе и Евангелие 1627 года. Божией милостью оно было сохранено и вернулось к нашим современникам.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
REMEUR 22-01-2020-11:04 удалить
Досконально проработанными иллюстрациями выделяется Евангелие, изданное в 1606 году талантливым книгопечатником и изобретателем Анисимом Михайловичем Радишевским. Экземпляр Евангелия, изданного в Москве в 1627 году, был вложен «великой инокиней Марфой» – матерью царя Михаила Федоровича Романова – в Угличский Алексеевский монастырь. Над этим Евангелием, первым на восстановленном Печатном дворе после освобождения Москвы от поляков, трудились лучшие мастера своего времени – царский иконописец Прокопий Чирин и гравер Кондратий Иванов rukopisnayaistaropechatnayaknigaevangelie (700x480, 193Kb) отсюда © 2005–2020 Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник УНИКАЛЬНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ – СЕМЕЙНАЯ РОМАНОВСКАЯ РЕЛИКВИЯ | REMEUR - «Там, где молчит история, говорят камни» | Лента друзей REMEUR / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»