• Авторизация


75 лет вопросу Шрёдингера «What is life?» 06-06-2019 12:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

Кирилл Мошков,
кандидат биологических наук, доктор химических наук, 
Академический лицей «Физико-техническая школа» Санкт-Петербургского Академического университета РАН
«Троицкий вариант — Наука» №9(278), 7 мая 2019 года

Эрвин Шрёдингер («Троицкий вариант» №9, 2019)

Эрвин Шрёдингер

В 1944 году Эрвин Шрёдингер выпускает небольшую книжку, материал для которой составили лекции, прочитанные им в Дублине годом ранее. Там располагался созданный специально «под своего» лауреата Нобелевской премии по физике Институт перспективных исследований (ирландский аналог института в Принстоне, где работал Альберт Эйнштейн — многолетний оппонент Шрёдингера). Эта работа одного из творцов квантовой механики вместе с подзаголовком именовалась так: What is life? The Physical Aspect of the Living Cell.

Многие представители точных наук, занятые прежде в Манхэттенском проекте и в других оборонных областях, позднее почти что в унисон говорили: Шрёдингер открыл для них после «демобилизации» манящую своей загадочной новизной сферу приложения интеллектуальных возможностей — генетику, позволив избежать «простоя» мозгам любознательных ученых. Да и в СССР работе What is life? поначалу невероятно — если не сказать сказочно — повезло. Она появилась в 1947 году в русском переводе известного биолога А. А. Малиновского под названием «Что такое жизнь с точки зрения физики?» и с ней успели ознакомиться и оценить по достоинству многие физики, химики, биологи. Но уже в следующем, 1948 году, после августовской сессии ВАСХНИЛ, судьба этой книги была предрешена. Гены? Хромосомы? А тут еще и эпилог усугубил вину автора наличием Шопенгауэра и мифических Атмана с Батманом. Не помогло и послесловие, написанное строго в рамках марксистско-ленинской философии переводчиком книги, который пытался объяснить властям предержащим различие между ученым-материалистом и философом-идеалистом. Не помогло! Замечательный труд Шрёдингера оказался «вне закона» — разумеется, советского.

Обложка книги «What is life?» («Троицкий вариант» №9, 2019)

Главное достоинство этой монографии, актуальное и в наше время, состоит в том, что автор, выдающийся представитель естественно-научных дисциплин, сформулировал новую, небывалую по сложности проблему перед своими коллегами: «Как могут физика и химия объяснить те явления в пространстве и времени, которые имеют место внутри живого организма?»Совершенно очевидно, что уровень развития этих наук в первой половине XX века не позволял решить эту грандиозную задачу. Но сам Шрёдингер оставался оптимистом: «Явная неспособность современной физики и химии объяснить эти явления не дает никаких оснований сомневаться том, что они могут быть объяснены этими науками».

Показательно, что все главные авторы открытия строения ДНК, ставшие Нобелевскими лауреатами, в своих воспоминаниях отмечали, что книжка Шрёдингера была для них «как второе рождение» (Фрэнсис Крик) и «перекрещивание в биологическую веру» (Морис Уилкинс). А Джеймс Уотсон первоначально хотел дать своей фундаментальной монографии «Молекулярная биология гена» название «Вот что такое жизнь», тем самым как бы отвечая на вопрос Шрёдингера.

Побудительным мотивом для чтения лекций и написания на их основе книги для Шрёдингера стали, по всей вероятности, многочисленные контакты с яркой личностью — выдающимся советским генетиком и радиобиологом Н. В Тимофеевым-Ресовским — на копенгагенских семинарах Нильса Бора.

Н. В. Тимофеев-Ресовский («Троицкий вариант» №9, 2019)

Н. В. Тимофеев-Ресовский

Основной экспериментальный материал Шрёдингер берет из его работы «О природе генных мутаций и структуры гена», выполненной совместно с Карлом Циммером (радиобиологом) и Максом Дельбрюком (физиком-теоретиком, Нобелевская премия 1969 года), опубликованной в 1935 году в Nachrichten von der Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen(знаменитых «Зеленых тетрадях» — GrünesPamphlet, по цвету обложек этих изданий). Авторы показали: судя по оценке размеров «мишени» при действии рентгеновского излучения структура гена сформирована относительно небольшим числом атомов — порядка тысячи, а возможно, даже меньшим.

В 1945 году (т. е. через год после первой публикации «Что такое жизнь?») английский биолог Джон Холдейн, хорошо знакомый и с Шрёдингером, и с авторами упомянутой выше статьи, в своей рецензии, опубликованной в Nature, указал Шрёдингеру, что идея матричного синтеза с участием хромосом, имеющих свойства кристаллов, принадлежит Н. К. Кольцову. Известно, что Николай Константинович был учителем Николая Владимировича, а тот рассказал об этой идее Максу. Впрочем, незадолго до свой смерти Н. В. Тимофеев-Ресовский сказал, что это была его мысль.

Ключевых моментов в работе Шрёдингера собственно три.

Во-первых, он дает краткий, но понятный для небиологов обзор хромосомной теории наследственности. После знакомства с фразой «Рецессивный аллель влияет на фенотип только когда генотипгомозиготен» многие физики, в том числе и автор этого очерка, уже не впадали в пессимизм, говоря, что вся эта генетика с такими малопонятными терминами не для них.

Макс Дельбрюк («Троицкий вариант» №9, 2019)

Макс Дельбрюк

Во-вторых, для того, чтобы организму оставаться живым, компенсируя неизбежное увеличение энтропии в ходе энергозатратных метаболических процессов, он «питается отрицательной энтропией» («негэнтропией» — собственный термин Шрёдингера). Это означает, что живой организм непрерывно должен «пить упорядоченность» из окружающей среды.

Так с подачи Шрёдингера это выражение стало чрезвычайно популярным не только в среде биологов, но даже и у некоторых (био)физиков. Удивительно, что Шрёдингер не приводит каких-либо количественных оценок «антиэнтропийного» характера жизни, хотя весь необходимый для этой цели математический аппарат к тому времени уже имелся.

Такие оценки, видимо, впервые осуществил Л. А. Блюменфельд в 1973 году. Он доказал, что так называемая негэнтропия исчезающе мала. Так, уменьшение энтропии при переходе от хаотического набора из приблизительно 1013 различных клеток (эту величину, количественно соответствующую организму человека, мог оценить и Шрёдингер) в упорядоченное состояние (предполагалось, что места расположения клеток нельзя менять) численно равно увеличению энтропии при превращении в пар всего 10−9 г воды!

Шрёдингер в своих рассуждениях очень близко подходит к признанию важности и обмена веществ, и энергетики биопроцессов, но останавливается на фразе: «Нельзя понять, чемуможет помочь простой обмен этих калорий». Здесь уместно привести пример из книги Б. М. Медникова «Аксиомы биологии». Льву, поедающему пойманного зайца, глубоко безразлична уникальная упорядоченность организма жертвы. Ответим за льва языком биоэнергетики: хищнику важен бедный заяц как источник органических соединений, находящихся в восстановленном состоянии (они — доноры электронов). В ходе окислительно-восстановительных реакций катаболизма этих соединений генерируется универсальная энергетическая «валюта» организма — АТФ. Например, 32 молекулы при окислении одной молекулы глюкозы до СО2 и Н2О или 106 молекул при β-окислении одной молекулы пальмитата.

В-третьих, Шрёдингер вполне обоснованно полагает, что «ген или, может быть, целое хромосомное волокно представляет собою апериодическое твердое тело», состоящее из строго индивидуализированных ансамблей атомов. Итак, молекулярная основа жизни — «апериодический кристалл», упорядоченность которого превышает таковую для обычных периодических кристаллов.

В «ТрВ-Наука» № 6 (275) за 2019 год опубликована весьма содержательная дискуссия на тему «Вероятность зарождения жизни» с привлечением авторитетных специалистов в этой, пожалуй, центральной для всей биологической науки области. Логично перед обсуждением проблемы «зарождения» поставить шрёдингеровский вопрос о том, что же такое жизнь в его современной трактовке.

А. И. Опарин («Троицкий вариант» №9, 2019)

А. И. Опарин

Определений понятия «жизнь» великое множество. На протяжении десятков лет в СССР уже школьникам излагалась «теория» академика А. И. Опарина о «первичном бульоне», в котором плавают «коацерватные капли». Вот опаринское определение жизни (БСЭ, 2-е изд., 1952), объясняющее один нераскрытый термин через отсылку к другому, также не раскрытому: «Жизнь — особая форма движения материи, возникающая на определенном этапе исторического развития материи...» (выделено жирным шрифтом мною. — К. М.). Никаких конкурентных гипотез тогда не существовало: я хорошо помню выступления А. И. Опарина, где он нередко повторял одну и ту же фразу: «Мы воспринимаем нашу жизнь такой, какая она есть, потому что ее не с чем сравнивать». Данная «теория» даже в поздних ее вариантах не учитывала уже доказанное явление — матричное копирование генетического материала (репликацию). Никакие «коацерватные капли», как бы ни ухитрялись их ученые адепты, такими свойством обладать не могут.

Об этом нелицеприятно высказался советский астрофизик И. С. Шкловский в своей монографии «Вселенная. Жизнь. Разум». Его труд был опубликован в 1962 году — уже девять лет было известно об открытии строения двойной спирали ДНК, да и экземпляры книжки Шрёдингера, не попавшие «под нож», сохранялись в частных библиотеках. И. С. Шкловский прямо заявил: «Как произошел качественный скачок от неживого к живому, гипотеза А. И. Опарина совершенно не объясняет».

И. С. Шкловский («Троицкий вариант» №9, 2019)

И. С. Шкловский

Когда же И. С. Шкловский в своем вежливом письме обратил внимание уважаемого академика на сей прискорбный для его гипотезы факт, то «прямо-таки визжал от негодования Опарин», и в конверте, возвращенном адресату, было лишь разорванное в клочки Александром Ивановичем письмо Иосифа Самуиловича. Поделом досталось ехидному оппоненту: не попадайся впредь под горячую руку маститого создателя дела всей (его) жизни!

Есть и сторонники рассмотрения нашей Земли в качестве единого организма (глобальной экосистемы), включая не только живых существ, но и все продукты их деятельности — каменный уголь, газ, нефть и т. п. Такая точка зрения восходит к концепции биосферы В. И. Вернадского.

Возникает вопрос: а можно ли дать необходимое и достаточное определение жизни, которое не сводилось бы главным образом к перечислению (весьма обширному) различных признаков жизни?

Такое определение существует, если в качестве его предпосылок обратиться к известному высказыванию знаменитого советско-американского генетика Феодосия Добржанского: «Nothing in biology makes sense except in the light of evolution» (1973). В своей содержательной книге «Логика случая» Е. В. Кунин пишет, перефразируя Феодосия Григорьевича: «Биология есть эволюция». И далее: «...прийти к определению того, что считать живым, удивительно просто: любой стабильный во времени репликатор является формой жизни».

Таким образом, «апериодический кристалл» по Шрёдингеру, дополненный свойствами «репликатора» по Кунину, обладает всеми необходимыми и достаточными условиями для осуществления эволюционного процесса:

  1. система матричного синтеза собственных копий — здесь требуется разделение организма на исполнительный механизм (фенотип) и информационную программу создания его копий (генотип), что соответствует теории самовоспроизводящихся автоматов фон Неймана;
  2. ошибки передачи генетической информации, неизбежность которых строго доказывается теоремой Шеннона;
  3. некоторые ошибки процесса копирования (мутации) влияют на его эффективность за счет разнообразных механизмов, как дарвиновских, так и ламарковских. А сама эффективность оценивается как приспособляемость (репродуктивный успех) организмов к меняющимся условиям среды.

Что же касается самой сути жизни — эволюции, то она и «слепой часовщик» по Ричарду Докинзу, и «ремесленник-самоучка» по Франсуа Жакобу, и просто «халтура» (thinkering) по Е. Кунину. Вот тут возникает еще один вопрос: есть ли тогда в такой жизни смысл и цель, или эти понятия сугубо субъективны, их для оправдания свой деятельности вносит только человек? Глубже, чем у Льва Толстого, видимо, пока и не найти ответа: «Вопрос, неотделимый от понятия жизни, — не вопрос о том, откуда взялась жизнь, а о том, как надо жить; и только начав с этого вопроса, можно прийти и к какому-нибудь решению о том, что есть жизнь».

Автор выражает глубокую благодарность акад. РАН С. Г. Инге-Вечтомову за ценные рекомендации при подготовке статьи.

 
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (12):
Afatarwm 06-06-2019-13:42 удалить
Интересно. Одна книга даёт пищу для умов учёных и развитие смежных наук... И как же тогда со смыслом и целью жизни, если фактически всё предопределено... ((( "Как надо жить" - по-моему, тут столько учителей..., и никто толком не знает.
REMEUR 06-06-2019-14:38 удалить
Ответ на комментарий Afatarwm # Каждый определяет сам.Тутнет общих правил.Мне понравилось это"Это означает, что живой организм непрерывно должен «пить упорядоченность» из окружающей среды."Как я для себя понимаю)))))надо подпитываться от природы,что мы и делаем живя на даче!))))
Afatarwm 06-06-2019-15:07 удалить
Ответ на комментарий REMEUR # Конечно, подпитываюсь от природы регулярно ))) Вчера газон косила, чуть не зажарилась, а всё равно радостно, травой пахнет...
драглайн 06-06-2019-15:26 удалить
Наташа, а по мне мне так Кирилл Мошков вор и Эрвин Шредингер вор. Они свою науку высосали из "пальца". Еще маленьких детей отучают сосать палец, обьясняя при этом что сосать " палец" по крайней мере не прилично, а более глобально это противно Творцу (см. Откровение Святого Иоанна Богослова) [510x217]
REMEUR 06-06-2019-16:35 удалить
Особые, свойственные только живому веществу качества, убеждавшие в коренном, фундаментальном различии живого и косного и, таким образом, утверждавшие справедливость принципов Гюйгенса и Реди, следовали и из другого принципа, обозначенного Вернадским, принципом Пастера–Кюри. Здесь шла речь о явлении так называемой диссимметрии, или нарушении кальной симметрии, свойственной основным органическим соединениям, строящим живой организм. Позднее это явление было названо гомохиральностью, или хиральной специфичностью биоорганического мира. Хиральность (англ. chirality, от греч. chйir – рука) – понятие, характеризующее свойство объекта быть несовместимым со своим отображением в зеркале, наподобие правой и левой руки. Хиральные, не имеющие центра и плоскости симметрии молекулы, представлены в природе двумя антиподами – правыми и левыми изомерами, каждый из которых оптически активен, то есть способен вращать плоскость поляризации света. Рацемическая смесь этих изомеров, состоящая из равного количества тех и других, оптически неактивна. В косном веществе хиральные органические и неорганические соединения представлены оптически неактивной рацемической смесью правых и левых молекул. В живом организме «кирпичики жизни» – основные вещества, его строящие, выявляются в качестве только левых, либо только правых изомеров. В частности, аминокислоты в живых белках представлены только левыми изомерами, а сахара в рибонуклеиновых кислотах – только правые. Зеркальная симметрия, равноправие правого и левого не имеют места в живом веществе. Открывший это явление Л.Пастер в полной мере представлял фундаментальность своего открытия и придавал ему огромное значение. Он полагал, что это единственное отчетливо выраженное различие, которое обнаруживается между химией живой и неживой природы [1960]. В своих опытах Пастер обнаружил, например, что дрожжи, поселенные на винной кислоте, поглощают только правые молекулы этой смеси, оставляя не тронутыми левые. Явление напоминало термодинамического демона Дж.Максвелла, который, сидя в закрытом ящике с перегородкой, успешно боролся с законами термодинамики, сортируя быстрые и медленные молекулы, и уменьшал, таким образом, энтропию системы. Однако в отличие от виртуального термодинамического дьявола, биохимический демон Пастера, разделяющий правые и левые изомеры, явился эмпирической реальностью. Приняв же во внимание то обстоятельство, что энтропия оптически однородного состава всегда ниже, чем у рацемической смеси, можно полагать, что антиэнтропийный демон Максвелла и хиральный демон Пастера – родные братья. Математические исследования Пьера Кюри, выполненные в начале прошлого века и посвященные роли симметрии в физическом пространстве, свидетельствовали о диссимметрии как следствии особого состояния пространства, где противопоставление левого и правого имеет абсолютное значение. При этом Кюри был сделан вывод о том, что диссимметрическое явление может являться следствием только такой же диссимметрической причины. Гомохиральность живого вещества, «хиральная чистота биосферы», представала таинственной загадкой, противоречившей всему тому, что было известно физической и химической науке о природе. С абсолютным различием направления во времени, различием между прошлым и будущим наука давно смирилась, хотя и не очень понимала его истоки. Но за пространственной асимметрией живого, абсолютным противопоставлением правого и левого в живом веществе проглядывалась возможность проникновения в тайну происхождения и сущности живого. Сам Пастер полагал, что обнаруженное им явление имеет космическую причину, и связывал его происхождение с прошлым прохождением солнечной системы через асимметрические области Вселенной. Открытое более полувека назад внутриядерное неравноправие правого и левого, несохранение четности в слабых взаимодействиях элементарных частиц, поначалу вселяло надежду понять природу биологической асимметрии. Однако экспериментальные данные и теоретические расчеты не оправдали этих ожиданий. Как указывает В.И. Гольданский, «к настоящему времени можно считать твердо установленным: вклад слабых взаимодействий слишком мал, чтобы постепенное накопление избытка одного из оптически активных изомеров химических соединений над другим могло привести (даже за все время существования Вселенной, т.е. за 20 млрд лет) к хиральной чистоте биосферы… В итоге – эволюционный путь возникновения хиральной чистоты живой природы не проходит» [Морозов, Гольданский, 1984, с. 36]. Это утверждение напрочь отвергает предложенные ранее эволюционные сценарии абиогенеза. Его современный вариант завязан на идеях неравновесной термодинамики, теории бифуркаций – теории катастроф [Аветисов, Гольданский, 1996; Гольданский и др., 1996; Гольданский, Кузьмин, 1989; Морозов, 1984; Морозов, Гольданский, 1984]. По словам Гольданского, «теперь можно считать доказанным, что возникновение хирально чистой биосферы из первоначально рацемической смеси оптических антиподов мира добиологической химии, иными словами – возникновение жизни в безжизненной природе – произошло именно как своеобразный фазовый переход, как бифуркация, катастрофа (благоприятная катастрофа). Скачкообразный переход к хиральной чистоте означает, что подобно тому, как возникновение Вселенной связывается с «Большим взрывом» (Big Bang; Что такое жизнь с точки зрения геолога? 57 обозначим его 2B), так и возникновение жизни во Вселенной можно связать со своеобразным «Биологическим Большим взрывом (Biological Big Bang; или 3B)» [Морозов, Гольданский, 1984, с. 36]. Вопрос о том, когда и как произошел этот биологический Big Bang, остается пока без ответа. Комментируя эти представления, связывающие происхождение жизни с неравновесной термодинамикой, с теорией катастроф, известный английский астроном Ч.Викрамасингхе [1982, с. 36] писал, что «скорее ураган, проносящийся по кладбищу старых самолетов, соберет новехонький суперлайнер из кусков лома, чем в результате случайных процессов возникнет из своих компонентов жизнь». * * * Для Вернадского, в отличие от взглядов сегодняшней науки, пространственная и временная асимметрии, свойственные живому веществу и только ему, представлялись тесно взаимосвязанными явлениями. Выводы П.Кюри послужили ему основанием рассматривать асимметрию живого вещества, демон Пастера, как свидетельство особого состояния пространства–времени живого, резко отличного от пространства–времени современной физической картины мира. Собственно говоря, разгадку тайны жизни, «живого вещества» Вернадский искал на пути нового понимания этих фундаментальных понятий: пространства, времени, пространства–времени. В этом отношении он указывал на близость своих идей с идеями А.Бергсона и Г.Зиммеля. «Время есть жизнь, если оставить в стороне ее содержание» – эта мысль Георга Зиммеля вполне отвечала научному мировоззрению Вернадского. «Опираясь исключительно на эмпирический материал биолога и геолога, мы видим своеобразное проявление пространства–времени, отличного от пространства и от времени в земной природе, только в живом веществе. Это пространство– время не отвечает раньше рассмотренным его случаям и проявляется в основных жизненных процессах, прежде всего в смене поколений. Для тела живого организма отделить время от пространства невозможно. Смерть организма, не существующая в косных телах биосферы, и есть такое отделение» [Вернадский, 1965, с. 191]. 8888 Жизнь – это как бы усилие, направленное к тому, чтобы поднимать тяжесть, которая падает… Жизненная деятельность – это то, что сохраняется от движения прямого в движении обратном: реальность, которая созидается, – в реальности разрушающейся» [Бергсон, 2001, с. 242–244]. * * * Эта фраза Бергсона, пожалуй, может явиться отправной точкой для возможного поиска ответа на загадку жизни. Направлением поиска изберем путь, указанный Вернадским, – переосмысление наших представлений о пространстве–времени. Если эволюция живого и косного – два разнонаправленных процесса, то не сможем ли мы что то понять, изменив какие-то из постулатов, лежащих в основе физики косного вещества, на обратные? Одним из таких постулатов современной релятивистской физики, определяющих наши представления о причинности, пространстве– времени, является постулат о предельности скорости света. Невозможно движение больше скорости света – утверждает специальная теория относительности. Невозможно движение меньше скорости света – будет обратным ему утверждением. http://www.paleobot.ru/pdf/06-2014-10.pdf
REMEUR 06-06-2019-16:38 удалить
Ответ на комментарий драглайн # Я интересуюсь физическими процессами)
REMEUR 06-06-2019-16:39 удалить
Ответ на комментарий драглайн # Подождём,увидим))
REMEUR 06-06-2019-16:41 удалить
Ответ на комментарий Afatarwm # Вот,вот.Я вчера на пару дней в Питер по делам.Душно,пусто,а там каждый день что то новое появляется!
драглайн 06-06-2019-16:47 удалить
Ответ на комментарий REMEUR # Вот приедет барин, барин нас рассудит....
REMEUR 06-06-2019-17:37 удалить
Ответ на комментарий драглайн # Ваше мировоззрение совпадает с мировоззрением П.А.Флоренского.Именно в православии отражена космическая модель мира.


Комментарии (12): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 75 лет вопросу Шрёдингера «What is life?» | REMEUR - «Там, где молчит история, говорят камни» | Лента друзей REMEUR / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»