
Символ мучения
Он колючий и царапает и колет голову. Так римские солдаты уподобили Христа царю, надев этот венец.
Над Ним глумились перед казнью, и потому солдаты надели терновый венок, как царскую корону, потому что Его называли Царем Иудейским
Как выглядит
В богословском сочинении Трактат о реликвиях, написанном в 1543 году Жаном Кальвином и многократно издававшемся впоследствии, описано, что частей Тернового венца было столь много, что если их собрать то получится более четырёх венцов. Они были: третья часть венца в Сент-Шапель в Париже; три шипа в Римской церкви Святаго Креста; много шипов в Римской церкви святого Евстафия; множество шипов в Сиене; один шип в Виченце; пять шипов — в Бурже; в Безансоне, в церкви Святого Иоанна — три; Мон-Руаяле (фр. Mont-Royal (Sarreinsberg)) — три; в Соборе Овьедо в Испании; в Собор Святого Иакова в Галисии — два; в Альби — три; в Тулузе; Маконе; Шарру (Вьенна) (фр. Charroux (Vienne)) в Пуату; в базилике Нотр-Да де Клери-Сент-Андре (фр. Basilique Notre-Dame de Cléry-Saint-André); Сен-Флур (Канталь); Сен-Максимен-ла-Сент-Бом (фр. Saint-Maximin-la-Sainte-Baume) в Провансе; в фр. l'abbaye de la Salle; в приходской церкви Святого Мартина в Нуайоне[5]."
https://ru.wikipedia.org/wiki/Терновый_венец
Для каждого христианина величайшее счастье оказаться в знаменитом соборе Нотр-Дам-де-Пари в один из тех дней, когда на обозрение верующих выносят одну из величайших святынь. Здесь хранится терновый венец, который христиане всего мира считают тем самым, что надели на голову Иисуса Христа жестокие римские солдаты. Он проделал долгий путь, прежде чем попасть во Францию, где находится уже почти 800 лет.
В три часа пополудни каждую первую пятницу месяца, а также в Страстную пятницу католического Великого поста все пришедшие в знаменитый собор Нотр-Дам-де-Пари имеют возможность увидеть уникальные реликвии, которые в обычные дни сокрыты от посторонних глаз. По церкви проходит торжественная процессия, состоящая из рыцарей Иерусалимского ордена Гроба Господня, облаченных в белые мантии с красными крестами, и дам этого же ордена в черных мантиях и кружевных черных шалях, накинутых на голову. Замыкают ее священники и хранители, которые несут на больших носилках, обитых алым с золотом бархатом, запаянный в стеклянную колбу терновый венец. Католическая церковь официально признает, что это тот самый венец, который водрузили на голову Иисуса Христа римские солдаты. Это описали трое из четырех евангелистов.
Спасенный от мусульман
В Евангелиях о терновом венце можно найти буквально несколько строк.«И, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» — пишет Матфей (Мф. 27:29). «И одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него» (Мк. 15:17); «И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу» (Ин.19:2), — почти слово в слово повторяют друг друга Марк и Иоанн. Так они описывают издевательства, которые Спаситель претерпевал от римских солдат. При этом нигде не говорится, долго ли оставалось на голове Иисуса это позорное украшение. Однако традиционно многие уверены, что и на кресте Христос висел в терновом венце. Его можно видеть на многих изображениях распятия.
В Средние века люди были истово уверены в том, что терновый венец, во-первых, был на голове Иисуса на протяжении всех его крестных мук, а во-вторых, был затем сохранен апостолами и первыми христианами для потомков. Известно, что еще в IV веке паломники, посетившие Иерусалим, видели венец и поклонялись ему. Упоминания о драгоценной реликвии можно найти в трудах монахов и V, и VI веков. Правда, не совсем ясно, когда он был перевезен из Иерусалима в Константинополь, столицу Византии. Вполне возможно, что перевезти его собирались уже в начале VII века. Святыню спешили уберечь от новой грозной силы — мусульман, которые начали волну своих завоеваний как раз в это время. Уже в 638 году Иерусалим был сдан халифу Ума-ру ибн аль-Хаттабу. Однако существует и другая версия, согласно которой венец находился в Иерусалиме до X века и лишь потом был передан христианам. Это вполне возможно, так как в исламе Иисус почитается как один из пророков, и принадлежащую ему вещь вполне могли сохранить с почетом и аккуратностью. Наконец, третья (и самая близкая к истине) версия гласит, что терновый венец хранился на горе Сион в Иерусалиме до 1063 года и лишь после этого был перевезен в Константинополь.
После того как Иерусалим стал мусульманским городом, на звание столицы христианского мира стал претендовать блистательный Константинополь. Именно здесь скапливались сокровища и христианские реликвии. Среди них, кстати, нередко встречались подделки. Но немало было предметов, которые не изготавливались в подпольных мастерских, а действительно привозились в Константинополь издалека и помещались на хранение в храмы с величайшими почестями. Это, конечно, не гарантирует их подлинности — никаких экспертиз тогда никто не проводил. Но ореол почитания и благоговения, которым окружали эти святыни толпы верующих, сам по себе наполнял их сакральным смыслом. Одной из величайших святынь столицы Византии, наряду с Истинным Крестом, на котором был распят Иисус, стал и терновый венец Спасителя.
Получалось это плохо. Правители из грубых завоевателей, которым все равно было кого рубить — мусульманина, еврея, православного или собрата-католика, ставшего поперек пути, — получились аховые.
Поэтому Латинская империя существовала от кризиса до кризиса. Последним «императором» этого странного государства был Балдуин II, который, страдая от постоянного безденежья, скитался по дворам европейских монархов, выпрашивая помощь. Он-то и пошел на безумный шаг — в погоне за деньгами заложил священный терновый венец венецианским банкирам!
Денег на выкуп у него не нашлось. Тогда в дело вступил кузен незадачливого «императора» — король Франции Людовик IX Святой. Будучи глубоко набожным человеком, он не мог допустить, чтобы венец Спасителя оставался в унизительном положении невыкупленного залога. Кроме того, ему, конечно же, страстно хотелось обладать святыней. Поэтому он, не колеблясь, заплатил венецианцам в 1238 году феноменальную по тем временам сумму 135 тысяч ливров. На тот момент это была почти половина годового бюджета Франции!
Доставленную с востока святыню король встречал за 10 лье (около 40 километров) от Парижа. Как описывали современники, монарх снял с себя все регалии и обувь и сам нес терновый венец до Парижа. Вскоре для хранения венца (а также других реликвий, которых набожный король собрал немало) была выстроена часовня Сент-Шапель на острове Сите.
из чего этот венец сделан
Подобным «атеистическим» вопросом задавались не только вы, но и разнообразные учёные – историки, ботаники, фармацевты. Ведь Библия содержит в своих преданиях множество интересных сведений о древних временах – о традициях и обычаях народов, обитавших тысячелетия тому назад в окрестностях Средиземного и Красного морей, о городах и странах. И даже о растительном мире – в текстах Ветхого и Нового Заветов упоминается около 120 растений!
Проблема лишь в том, что в переводах Библии на другие языки в одних и тех же сюжетах нередко указаны разные названия этих растений. О причине легко догадаться: тексты переводились с арамейского и иврита сначала на древнегреческий язык, а уж потом на языки народов мира. Перевод делали люди, умудрённые в Священном писании, но неискушённые в ботанике. Ошибки и неточности были неизбежны. Тем более когда дело касалось растений, известных лишь в упомянутых в Библии странах. Зачастую переводчикам (русским в том числе) лишь воображение и знание символики растений могли подсказать более-менее правильное или адекватное название.
Так вот, насчёт терний. Вносить поправки в канонические тексты не полагается, но сегодня учёные считают, что часто упоминаемый в обоих Заветах терновник – собирательное название, под которым скрываются около 200 различных колючих растений, произрастающих на Святой земле.
Возможно это были ветки Зизифуса - растения из семейства Крушинные (Rhamnaceae), которое так и называется - "Тернии Христа" ( Ziziphus spinachristi). Невысокое колючее деревце зизифус широко распространено по всему Ближнему Востоку.
Известный биолог и фотограф-натуралист доктор Давид Даром (David Darom) из Иерусалимского университета считает, к примеру, что терновый венец был сплетён из колючих веток зизифуса.
Зизифус настоящий, или унаби (лат. Zizíphus jujúba), семейства крушиновых (Rhamnáceae) – колючий листопадный кустарник или невысокое деревце с толстой корой широко распространено по всему Ближнему Востоку. Самые большие и острые колючки располагаются на его молодых побегах. Мелкие, невзрачные цветки сменяются обильными мелкими плодами, по вкусу напоминающими мочёное яблоко.
Ещё один «претендент» на незавидную роль – так прямо и называемый в Германии Christusdorn, держи-дерево, палиурус или Христовы тернии (Paliurus spina-christi). Убеждённость в том, что именно из ветвей этого листопадного кустарника или небольшого дерева семейства крушиновых был сплетён терновый венец Христа, столь велика, что ему дано похожее научное, немецкое, англоязычное (Christ’s Thorn) и даже на эсперанто (Kristodorno) название. Держи-дерево родом из Средиземноморья; растёт на севере Африки, в Евразии.
Есть мнение у специалистов и насчёт «тернового» куста, который в православной христианской традиции принято считать Неопалимой купиной, ясенецем (Dictamnus albus) семейства рутовых (Rutaceae). Растение выделяет пары легковоспламеняющегося эфирного масла, которые вспыхивают от молнии или поднесённого огня, но сам куст при этом не загорается.
Однако Давид Даром пришёл к выводу, что, скорее всего, «огненным кустом», в котором – по Пятикнижию – Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай, была кассия (Cassia) семейства бобовых (Fabaceae).
Кассия действительно очень часто встречается в Синайских горах, в пустынях Африки и Азии (что нельзя сказать про ясенец, который более распространён в Крыму и на Кавказе). Куст покрыт таким количеством ярко-жёлтых цветков, что кажется объятым пламенем, особенно в лучах заката. Другое название этого растения нам хорошо знакомо: вид Cassia tora L. относится к роду Senna и его правильным названием является Senna tora (L.). Этот красивый, изящный кустарник – частое украшение садов Израиля.
Или вот ещё один вид «терний», тех самых, которые подстерегают на пути неправедном. Саркопотериум колючий (Sarcopoterium spinosum) семейства розовых (Rosaceae), его также причисляют к возможному терновнику, из которого сделан был венец Христа. Безобидный на вид миниатюрный кустик с мелкими листочками и красно-зелёными пёстрыми ягодками, но за этим изяществом скрывается колючий нрав. Нечаянное прикосновение к нему даже краем штанины обрекает последнюю на неминуемую гибель.