Ряд исследователей, как уже говорилось, полагает, что трованты - представители неорганической формы жизни. Принцип их существования и строение не имеют ничего общего с теми же характеристиками уже изученных видов флоры и фауны. При этом растущие камни могут оказаться как коренными жителями нашей планеты, тысячелетиями незаметно существовавшими бок о бок с человеком, так и представителями неземных форм жизни, попавшими на землю с метеоритами или завезенными пришельцами.
Трованты Колпнянского района.
Удивительные камни, которые встречаются в центре и на юге Румынии, местные жители называют их «живые камни» — доробанты (Dorobanti) или балатручи (balatruci), в мире прижилось название трованты.
В России можно встретить камни с подобными свойствами в Андреевке Колпнянского района Орловской области. Жители Колпнянского района прекрасно знакомы с этими камнями: они здесь часто попадаются.
Чтобы не искать, проще всего добраться до Андреевки, здесь они встречают посетителей Андреевского колодца, источника, известного с незапамятных времён. Вода источника не оставляет накипи в чайниках, о её целебных свойствах рассказывают много удивительных историй.
Большие булыжники причудливой формы когда-то служили частью древнего городища. По рассказам старожилов, принесли их на полянку, где бьет родник, около ста лет назад, чтобы облагородить местность. Никто тогда не знал, какой удивительной силой обладают камни, формы которых напоминают то человеческое лицо, то чью-то фигуру, то лошадиное копыто. Каждый имеет свое название и назначение. Ухаживает за чудодейственным местом и собирает его историю и легенды житель Андреевки, поэт Вячеслав Гаврилин.

Камней у Андреевского колодца около десятка, но наиболее значимыми считаются пять Именных. Каждый из них имеет своё имя и свою особенность. Кто дал имена, теперь уже не вспомнишь, «тётю Тоню» только известно, кто назвал. Жители Андреевки говорят: испокон веку так было. Остаётся верить на слово.
Попробуем назвать каждый по имени и дать краткую характеристику колпнянским тровантам — слева направо по часовой стрелке.

Первый камень Андреевского источника лежит слева от тропинки. Остроумцы называют его «Мужским камнем», женщины обзывают ласково: Федя. После дождя заметнее своих собратьев увеличивается в размерах, полезен мужчинам в возрасте. Является частью большого камня, который не удалось целиком перенести сюда: не выдержал напора и треснул. На прежнем месте, где он рос, ровная площадка, как бритвой срезано. Кругом трава, бурьян, вдруг — пустое место. Чудно.
— Был у нас мужик по имени Федя, — с улыбкой рассказывает Вячеслав Гаврилин. — Любил он приходить сюда и подолгу сидеть на этом камне. Любопытным лукаво так отвечал, что дает камень мужскую силу. И было у него аж восемь сыновей! Сейчас они поразъехались кто куда. А камень назвали его именем. Желающих на себе испытать чудную силу камня — хоть отбавляй.

Справа от тропинки — второй камень, зубной. Выглядит он как зуб, и если приложить к нему щеку, то зубная боль потихоньку отступает. Конечно, от похода к врачу это не избавит, но как временное средство может пригодиться. Другие приложенные больные части тела тоже иногда проходят, но когда как. Зовут камень обыкновенно: Зуб-камень.

Третий камень в отличие от первых двух, мужских, — женский, и имя поэтому у него женское: Мозга (ударение на последний слог). Очевидно, что название получил за внешний вид, действительно напоминающий человеческий мозг: извилины, полушария, мост, опять извилины. Раньше студенты перед экзаменом всегда приезжали к Мозге за помощью: сядут рядом с камнем и учат. Пойдут сдавать — пять. Потом процедуру упростили: стали зачётку прикладывать и громко кричать: «Мозга, дай мозга!». И хотя 100% результата не наблюдалось, нет-нет, да и раздастся на полянке звонкий студенческий голос.

Четвёртый камень — Коптыце. Если присмотреться, действительно можно обнаружить подобие ноги животного, не то козлика, не то лошадки. Знатоки уверяют, что нога лошадиная и копыто, соответственно, тоже. Со старых ещё времён прикладывали к нему кошелёк, чтоб деньги водились.
Это очень интересный камень, его можно рассматривать подолгу. Легко найдётся Чебурашка, губа Кита, очень сильно уставший Роденовский «Мыслитель».

Камней при установке было четыре. Когда готовили место под «Копытце», сняли верхний слой почвы, стали углубляться, хрусть, и лопата ударилась во что-то твёрдое. Сноп искр, черенок напополам. Порылись ещё, вот тебе и раз: пятый камень сам пришёл. Хотели зарыть место да чуть правее взять, тётя Тоня не дала: она как раз коров неподалёку пасла и за мужиками приглядывала. Стала на своём: копайте, мол, и всё. Не просто так этот камень тут оказался, наружу просится. Выкопали, поставили. Смотрят: скифская какая-то женщина. И одновременно вылитая тёть Тоня, только каменная. Камень так и назвали: Тётя Тоня. Помогать ни от чего не помогает, но, возможно, это потому, что новообретённый и никто толком не изучил его возможностей.
По другой версии камень «тетя Тоня» назван по имени местной повитухи, к которой съезжались в Андреевку роженицы со всей округи.
Приезжали из местного краеведческого музей посмотреть: может, правда что-то из скифского времени? В этих краях граница с Полем (степью) проходила, кое-где встречаются остатки «польских городов». Места регулярно подвергались набегам татар, а крымчане здесь шли вглубь Московского государства. Показали специалистам, те посмеялись только: тётя Тоня — обычная шутка природы, а не рукотворный объект. Насчёт обычной, конечно, можно поспорить. Источник.
Серия сообщений "Камни":
Часть 1 - Дыхание Голосова оврага в Коломенском
Часть 2 - Тайная жизнь камней
...
Часть 17 - Синь-камни Подмосковья.
Часть 18 - Дыхание...
Часть 19 - Трованты Колпнянского района.