Так говорил Заратустра (симфоническая поэма)
Так говори́л Зарату́стра(нем. Also sprach Zarathustra) — симфоническая поэма немецкого композитора Рихарда Штрауса. Написана в 1896 году под впечатлением от книги «Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше.
Произведение программное; состоит из девяти фрагментов, исполняемых без пауз. Названия фрагментов повторяют названия некоторых глав литературного первоисточника. Средняя продолжительность исполнения — около тридцати минут. Симфоническая поэма написана для четверного оркестра. В партитуре используются также орган и колокол.
Премьера состоялась во Франкфурте в исполнении оркестра под управлением автора. С тех пор произведение прочно вошло в мировой симфонический репертуар, исполнялось лучшими коллективами под руководством таких мировых знаменитостей, как Герберт фон Караян, Фриц Райнер, Бернард Хайтинк. Начальные такты «Так говорил Заратустра» являются одним из самых узнаваемых мотивов в академической музыке.
Содержание
1.Предисловие, или Восход
2.О людях потустороннего мира
3.О великом томлении
4.О радостях и страстях
5.Погребальная песнь
6.О науке
7.Выздоравливающий
8.Танцевальная песнь
9.Песня ночного странника
Характеристика:
В художественном отношении симфоническая поэма является ярким примером позднего немецкого романтизма, тяготеющего к зарождающемуся модернизму. Автор усваивает и с любовью воплощает многие вагнеровские черты, прежде всего, свойственное Вагнеру парадоксальное соседство чрезвычайного педантизма и даже некоторого музыкального «занудства» — и бурного драматизма. Не будучи выдающимся мелодистом, Штраус «берёт оркестровкой», захватывая слушателя поистине уникальными находками в красках оркестра, одной из которых является и заглавная тема произведения. Связь музыкального развития с литературным первоисточником очевидна: музыка близка к буквальной иллюстрации соответствующих глав, а поэтически-философские образы Ницше старательно перенесены на язык музыкальных художественно-изобразительных средств
Музыка из поэмы использовалась в саундтреке фильма Стэнли Кубрика«Космическая одиссея 2001 года» (а также во множестве других лент), используется в оформлении телепередачи «Что? Где? Когда?». Элвис Пресли открывал свои концерты в гостинице «Интернациональ» в Лас-Вегасе увертюрой из этой музыкальной поэмы. Deep Purple использовали фрагменты из неё в своём втором альбоме. Используется в качестве музыкального фона при появлении Шоколада, подготовленного для телепортации в фильме Тима Бёртона «Чарли и шоколадная фабрика». Limp Bizkit исполнили Предисловие, открывая свое выступление на Rock Am Ring 2009. Black Rebel Motorcycle Club использовали увертюру в песне As Sure As The Sun. Легенда профессионального рестлинга Рик Флэриспользовал Предисловие в качестве своей музыкальной темы. Так же музыка использовалась в качестве вступления для выхода на сцену рок-группы Green Day во время фестиваля в Милтон Кейнс, Великобритания, летом 2005 года.