• Авторизация


Шива Шанкара 04-08-2009 19:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Шива (др.-инд. Civa, "благой", "приносящий счастье"), в индуистской мифологии один из верховных богов, входящий вместе с Брахмой и Вишну в т. н. божественную триаду (тримурти). В качестве самостоятельного божества Шива был включен в пантеон сравнительно поздно (ок. 200 до н. э.), однако истоки его культа уходят в глубокую древность. На печатях, найденных при раскопках городов долины Инда (3-2-е тысяч, до н. э.), имеется изображение трехликого и рогатого божества, окруженного зверями, в котором можно усмотреть прототип Ш. в его функции "хозяина животных" (Пашупати). Многие атрибуты Ш. были присущи ведийскому Рудре; в дальнейшем один из эвфемистических эпитетов Рудры - Шива стал основным именем бога, и, наоборот, его былое имя Рудра - эпитетом. О позднем и не вполне органичном вхождении Ш.- в индуистский пантеон рассказывает миф о жертвоприношении Дакши. Согласно одной из версий этого мифа (Мбх. XII 283-4; Ваю-пур. 30; Вишнупур. I 8, и др.), Шива первоначально был отстранен от жертвоприношений богов, но однажды, не приглашенный на жертвоприношение Дакши, в гневе уничтожил жертву и согласился восстановить ее лишь после того, как ему была обещана в ней постоянная доля. В процессе длительной ассимиляции в Шива были синтезированы черты различных арийских и неарийских богов с их собственными культами и функциями. Эти черты иногда противоречиво переплетаются в образе Шива и отражены в его эпитетах. Шива - "яростный" (Угра) и "милостивый" (Шамбху), воплощение времени (Кала) и водной стихии (Джаламурти); ему приносят человеческие жертвы (Мбх. II 20), и он - истребитель демонов, уничтоживший одной стрелой крепость асуров - Трипуру (Шат.-бр. III 4, 4; Мбх. VIII 24; Матсья-пур. 125, 40; Шива-пур. II 5). Вместе с тем для своих адептовшиваитов, представляющих одно из двух главных направлений в индуизме, Шива - высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушающие силы в универсуме: Махадева ("великий бог"), Махешвара ("великий господин"), Бхава ("сущее") и т. п.

[показать]

Воплощением космической энергии Шива, регулирующей мировой порядок, является его оргиастический танец - "тандава", который Шива в качестве Натараджи ("царя танца") исполняет вместе со своей женой Деви на теле убитого им асуры Апасмары (ср. дионисийский культ). Одна из пуранических легенд рассказывает, что змей Шеша покинул Вишну и много лет совершал покаяние, чтобы быть допущенным к танцу Шива По другой легенде, Шива покорил своим танцем 10 000 враждебных ему аскетов. Те вначале пытались ему противиться и сотворили свирепого тигра, бросившегося на Шива, но Шива содрал с него шкуру и сделал из нее для себя накидку; они наслали на него змею и антилопу, но Шива надел змею на шею, как ожерелье, а антилопу навечно зажал в своей левой руке. Тогда аскеты, а за ними и все боги признали над собой власть Шива Созидающие аспекты образа Шива воплощены в его основном символе - лцкгефаллосе. Изображения линги в виде каменной колонны, покоящейся на йони - женском символе, распространены по всей Индии и являются главным объектом культа Шива В "Махабхарате" (XIII 14, 33) мудрец Упаманью говорит, что знак творения - не лотос (эмблема Лакшми), не диск (Вишну), не ваджра (Индра), но линга и йони, и потому Шива - верховный бог и творец мира. Согласно другому мифу, во время спора Брахмы и Вишну, кого из них почитать творцом, перед ними вдруг возник пылающий линга необозримой величины. Пытаясь найти его начало и конец, Вишну в виде кабана спустился под землю, а Брахма в виде гуся взлетел в небо, но оба не достигли цели. Тогда они признали Ш. величайшим из богов (Линга-пур. I 17; Шива-пур. II 5; Ваю-пур. 55, 21-61). Сходный аспект культа Шива отражен также в представлении о нем как о двуполом существе - Ардханаришваре, с правой - мужской и левой - женской половинами (Матсья-пур. 260, 1-10, и др.).

[показать]

Будучи богом-создателем, Ш. - одновременно и бог-разрушитель; в частности, в этой функции он по преимуществу выступает в верховной индуистской триаде, где ему отведена роль уничтожителя мира и богов в конце каждой калъпы. С этим связаны многие устрашающие черты облика и культа Шива Свиту Шива составляют праматхи ("мучители"), бхуты, веталы и пишачи - злые духи и оборотни, живущие на кладбищах и питающиеся человеческим мясом. Еще более грозны существа, представляющие собой эманацию духа Шива: тысячеголовый и тысячерукий Вирабхадра; исторгнутый изо рта Шива ради разрушения жертвоприношения Дакши; имеющий львиную голову Киртимукха, рожденный гневом Шива для уничтожения Paxу; Бхайрава ("ужасный") - чудовище с гигантскими клыками, опоясанное черепами и змеями, которое Ш. сотворил из своего лба, чтобы отомстить Брахме. Один из мифов рассказывает, что Шива, разгневавшись на Брахму, отсек у него пятую голову, но за это был осужден на вечный аскетизм. В качестве "великого аскета" (Махайогина) Шива изображается голым, с телом, покрытым золой, со вставшими копной волосами, с серьгами из змей и ожерельем из черепов, сидящим на тигровой шкуре и погруженным в глубокую медитацию.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Шива Шанкара | ksanka_kasyak - Дневник Ксении_Маккей | Лента друзей ksanka_kasyak / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»