Вчера ездили в Туринск, а дорога шла через село Нижняя Синячиха, в котором у нас расположен природный парк деревянного зодчества. Его директор, Иван Данилович Самойлов, когда-то привёз из множества уральских сёл и деревень старые избы и другие постройки разного назначения, восстановил их и установил, очень органично вписав в окружающий пейзаж ( а он очень красивый - река, холмистые перепады). Также им был организован музей уральской домовой живописи, уникальный в своём роде. В нём представлена урало-сибирская внутренняя роспись домов. Покажу немного)
Это вид на село с противоположного берега реки
Сначала покажу природу)
Действующая мельница - как будто рвётся в полёт и её удерживают, чтоб не взлетела)
Постройки 1916 года была перевезена в 1985 году из деревни Мочищенск Гаринского района.
Сторожевая башня. 35 метров. Башню перевезли в 1979 году из поселка Красногвардейский Артемовского района. С неё начался музей.
Сейчас пойдут старые дома разных годов постройки. Всмотритесь в детали. Мне многие идеи очень понравились. Вот у этого дома 17 века, например, очень интересно крыльцо из брёвен сделано)
во дворе этого дома
Баня по-чёрному
А это погреб. Я помню такие постройки, у моей троюродной бабушки тоже такой был.
Кстати землянки для проживания строились когда-то по такому-же принципу.
Но вернусь в Нижнюю Синячиху
реконструированный постоялый двор
а вот в этот дом 19 века я зашла.
Обратите внимание на стены - это и есть урало-сибирская роспись.
а какие огромные полати над печью!
А вот вид внутри кузницы.
перед ней какое-то непонятное сооружение
и огромный якорь, найденный в реке Реж
Башня острога
Чан для воды при пожарной
.
старый колодец
Часовня Савватия и Зосимы Соловецких 18 век
Спасская часовня 19 век
Ну а это Спасо-Преображенская церковь, в которой сейчас расположен музей домовой живописи. Строилась с 1794 по 1823 год (т.е. почти 30 лет). Имя талантливого зодчего затерялось в веках и нам неизвестно. По местной легенде начинал строительство храма итальянский архитектор, непонятно как оказавшийся на уральской земле. И она чем-то похожа на замки диснеевских принцесс)
Это удивительно - как будто сказку для себя создавали внутри дома раньше, мечту воплощали! А снаружи всё просто.
"Тюменские, или кармакские красильщики, а в основном они расписывали уральские дома, были выходцами с русского севера. Жили они по реке Кармак в деревнях Мальцева, Кокшарова, Гилева, Скородум, Рябова, Верховина, Соколова, Сажино, Брюханова, Зырянка (бывшие Успенская и Гилево
Кармакская волости). По современному административнотерриториальному делению эти деревни входят в Тугулымскии район Свердловской области.
Тюменские красильщики имели довольно обширный радиус действия. На востоке они добирались до Барнаула, Бийска; на юге — «до самой орды, до степей»; на севере — до Тобольска, Тавды, Верхотурья; на западе до Челябы, Екатеринбурга и Нижней Салды. Ездили красить на своих лошадях в свободное
от полевых работ время. Чаще всего выезжали вдвоем с товарищем или с кем нибудь из своей семьи. Уезжали после масленицы и до посевной, месяца на полтора — два. Затем — после посевной и уборки хлебов. Были случаи, когда некоторые малоземельные красильщики задерживались в чужой стороне и дома управлялись без них. В зимнее время не ездили. У каждого мастера был в основном свой «путик», определенный маршрут по одним и тем же деревням . Известные мастера работали, как правило, в крупных селах, проходивших по тракту, а кто слабее владел кистью, чаще менял «путик» и ездил, главным
образом, по отдаленным деревням, где крестьяне были попроще, менеетребовательны. Приезжали на Урал и вятские красильщики, были и свои —местные мастера.
Как правило, тюменские живописцы называли себя красильщиками, малярами, но некоторые выше держали свою марку, указывая в автографах мастер.
Исконные хлебопашцы считали труд красильщиков несерьезным занятием. Тем не менее, роспись на Урале получила сравнительно большое распространение. Расписывали дома мужчины, но нередко им помогали и женщины. Иногда этобыли целые династии, передававшие свое ремесло и искусство из поколения в поколение.
Уральская домовая роспись поражает, прежде всего, своей монументальностью:
расписываются сени, изба, горница, а в них стены, простенки, потолки, двери,голбцы, полати, заборки, грядки и многое другое. Истоки мотивов росписи, по всей видимости, нужно искать в древнерусском искусстве, символике языческойРуси, частично перешедшей в христианство и дополненной безудержной,
безграничной фантазией народных художников. Живописные панно росписи решаются в едином стилевом ключе, объединившем традиционную народную и иконописную манеры письма. " Вот здесь можно почитать больше https://znanio.ru/media/tvorcheskij_proekt_uralo_sibirskaya_rospis-109306/130025
смотрите какие звери необычные)
Так что будете на Урале - съездите, полюбуйтесь! Судя по последней росписи, уральцы тоже путешествовать любили)
Серия сообщений "Мои путешествия":
Часть 1 - Моя Сибирь))) 2009 год
Часть 2 - Места моего сердца
...
Часть 20 - Каменные палатки - город древних людей.
Часть 21 - Мистерии Кунгурской ледяной пещеры)
Часть 22 - Урал. Нижняя Синячиха. Деревянное зодчество. Урало-Сибирская роспись.
Серия сообщений "Тайны и сказки Урала":
Часть 1 - Е.Турова: Об уральских кержаках-староверах
Часть 2 - Евдокия Турова: О семейном укладе кержаков
...
Часть 42 - Хозяйка Медной Горы
Часть 43 - К дню геолога. Приполярный Урал. Пуйва.
Часть 44 - Урал. Нижняя Синячиха. Деревянное зодчество. Урало-Сибирская роспись.