Смешивание Какие есть способы растушевки масляной пастели?
1. Пальцами: это очень просто, правда, пальцы пачкаются. Их легко отмыть влажными салфетками. Смешивание пальцами удобно применять для больших участков работы.
2. Бумажными растушевками довольно удобно, но вам понадобится много растушевок – для всех популярных цветов, чтобы не привносить в смешивание ненужные цвета. Чтобы очистить кончик растушевки и слегка заточить ее, понадобится кусок наждачной бумаги. Есть растушевки с заостренным кончиком для маленьких областей и деталей, есть широкие, похожие на кисть. Удачный набор растушевок предлагает Royal Talens (в наборе 3 шт.)
3. Силиконовыми растушевками очень удобно, ведь такие растушевки легко чистятся, достаточно их протереть! Используя растушевку, важно не перестараться: если слишком сильно нажимать, можно случайно оставить «лысый» участок стертого пигмента (см. фото: слева остались светлые участки). К слову, clay shapers жестче и тверже, чем color shapers.
4. Бумажным полотенцем или куском ткани: салфетку или бумажное полотенце можно свернуть несколько раз, чтобы получился заостренный кончик, которым вы будете растушевывать пастель. Салфетка «съедает» часть пигмента, и расход салфеток будет большой. Использовать кусок ткани экономичнее, но я предпочитаю силиконовые растушевки. Зато тканью удобно очищать запачканные мелки.
5. Другим мелком: когда на слой масляной пастели накладывается следующий, они немного смешиваются между собой. Это позволяет создавать новые оттенки.
6. Осветление: просто добавьте к любому цвету белый – и получите более светлый оттенок (первый ряд на фото). Кстати, белый мелок всегда заканчивается первым. Так что многие художники покупают его с запасом!
7. Смягчение цвета: «приглушить» цвет поможет серый (см. второй ряд на фото). Это – второй после белого супер-ходовой мелок!
8. Затемнение: получить более темный оттенок можно с помощью черного (третий ряд). Но с этим цветом надо быть осторожнее: слишком много черного – заметного черного – делает цвет плоским и неестественным.
9. Получение другого цвета: так же, как с акварелью и масляными красками, вы можете смешивать цвета и получать десятки, если не сотни разных оттенков (на фото в четвертом ряду смешаны маджента и темно-бирюзовый цвета – получился фиолетовый). Здесь вам поможет знание цветового круга. Холодный красный + холодный синий дадут красивый фиолетовый цвет, с которым можно дальше играться, добавляя белый, серый. Смешивание комплиментарных цветов даст темные нейтральные оттенки (на фото в нижнем ряду я смешала красный с бирюзово-зеленым и получила темно-коричневый, почти черный цвет). В масляной пастели имеет значение, какой цвет идет первым слоем, а какой – поверх. В зависимости от этого будут получаться разные смешанные цвета! Обычно «первый» цвет будет доминирующим. Хотя некоторые мелки так насыщены пигментом, что даже если они идут верхним слоем, они поглощают все остальные цвета. На фото «отрывок» в получении серого цвета. Здесь три варианта смешивания зеленого и красного. В каждой строчке по два варианта смешивания: сначала первым слоем идет красный, верхним – зеленый, а потом наоборот. Посмотрите, как сильно отличаются полученные цвета!
10. Смешивание бесцветными «блендерами»: несколько компаний выпускают специальные прозрачные мелки без пигмента, которые состоят из воска и масла. К вашим услугам Sennelier colorless blender (transparent medium). Также подобные «блендеры» есть у Ван Гога, Erengi и Sakura Cray-Pas, они обычно входят в полный набор. Sennelier colorless blender можно приобрести отдельно. Он продается в питерском ProArtists и на Jackson’s Art. Бесцветные блендеры помогают лучше смешивать масляную пастель, и по идее мелок любого бренда можно использовать для любой масляной пастели. Но эти блендеры хороши не только для удобного смешивания – они также помогают создать более прозрачный цвет, что будет удачным для неба, воды, тумана или нежного румянца на щеках. Или можно нанести таким мелком самый первый слой, чтобы при исправлении ошибок можно было соскрести пастель до исходного цвета бумаги.
11. Альтернативные виды смешивания. Многие используют ватные палочки. Кто-то пользуется ластиком (в том числе твердым ластиком, который бывает на верхушке простого карандаша). Есть «резиновый напальчник» (rubber finger/cot) – удобная штука, которая продается в аптеках и создает интересные эффекты. Кстати! Хотя смешивание применяется очень часто, это необязательный элемент в работе масляной пастелью. Есть очень красивые работы, нарисованные разными штрихами, без грамма смешивания цветов. Но штрихи наложены так гармонично, что сразу не догадаться, что художник не применял смешивание. Также некоторые стили вообще не требуют смешивания (например, «Звездная ночь» Ван Гога). Обычно такие работы имеют несколько небрежно-шершавый вид (что может выглядеть очень круто, ведь все зависит от замысла художника!).
12. Жесткая кисть (dry brushing). Интересный эффект можно получить малярной кистью. У такой кисти жесткая щетина, и при яростном растирании масляной пастели можно получить эффект тумана или дымки – надо только правильно подобрать оттенки. Иногда для этого придется добавить белый цвет, но не всегда.
13. Накладывание слоев (layering). Обычно работы имеют более законченный вид, если используется много слоев масляной пастели. Благодаря этой технике получаются более глубокие и богатые оттенки цвета.
В небе намешаны голубой, сине-фиолетовый, серый и белый, а в облаке еще больше оттенков. В общем, получилось много слоев. Что нужно для успешного layering? Масляная пастель хорошего качества + хорошая бумага с заметной текстурой. Если бумага более гладкая, она «не возьмет» много слоев. Чтобы нанести больше слоев, можно оставить работу хотя бы на день (еще лучше – несколько дней или даже неделю). За это время масляная пастель немного затвердеет, и вы сможете нанести еще пару слоев. Еще один вариант – побрызгать workable fixative (рабочий фиксатив – позволяет продолжать работу поверх него). Когда фиксатив высохнет, он образует слегка фактурную поверхность, на которую лягут следующие слои пастели. Совет: если бумага гладкая, но хочется получить много слоев, можно загрунтовать ее, и поверхность станет слегка шершавой и подходящей для большого количества слоев.
14. Impasto. Эта техника хороша для создания эффекта масляной живописи. Просто наносите много слоев, каждый раз с силой нажимайте на мелок. Это сработает, если ваша масляная пастель достаточно мягкая (на моем фото я использовала Mungyo Artists’). Еще один вариант – разломать кусочек мелка на крошки, слегка «потолочь» его, чтобы получилась «паста». Эту пасту кладем на мастихин и накладываем щедрые штрихи.
Штриховка Все эти виды штриховок наверняка хорошо знакомы тем, кто работал с карандашами:
15. Простая штриховка (hatching).
16. Перекрестная штриховка (cross-hatching). Один цвет, несколько цветов… сама идея очень простая.
17. Stippling: нанесение точек или коротких штрихов в случайном порядке. Можно полностью покрыть ими нужную область, можно создать эффект «рассеивания». Если применить несколько цветов, будет похоже на размытые праздничные огни.
18. Scumbling: хаотичные закорючки, небрежные штрихи. За счет этой техники можно создать интересную текстуру. И снова можно играться с цветом, вплетая в закорючки разные оттенки.
19. Боковая сторона мелка. Если снять с пастельного мелка обертку, можно получить красивый фон неба, например.
Можно наносить цвет с сильным нажимом или легким, позволяя фактуре бумаги проступать. Можно сделать на прямоугольном мелке насечки – тогда, прижав его к бумаге, вы получите «кирпичик» с характерной для кирпича и/или дерева фактурой. Можно нанести масляную пастель на палец или кусок ткани и растереть по поверхности, получится равномерный, но очень легкий и прозрачный цвет. А если цвет не растирать, а просто прижать к поверхности, то фактура ткани отпечатается на бумаге.
Применение растворителей
20. Размывание цвета растворителями/маслами (diluting with solvents/oils). Растворителей очень много – пинен (разбавитель №4), терпентин/терпеноид, odorless mineral spirits (уайт-спирит без запаха), Res-N-Gel, Zest-It… Как их применять? Можно нанести слой масляной пастели, не заботясь об идеально ровном покрытии цветом, а потом пройтись по нему кистью с растворителем. Можно сначала нанести на бумагу растворитель, а потом рисовать «по-сырому» (в этом случае цвет будет более водянистым). А еще можно обмакнуть мелок в растворитель и рисовать им. Все растворители токсичны! Их можно использовать только в проветриваемом помещении или на улице. Zest-It считается нетоксичным. Другой нетоксичный вариант – масла, коих много: льняное, ореховое, даже детское масло типа Johnssons baby. Что дает этот способ? Красивое, ровное размытие. Это пригодится, если у вас твердая пастель, которая плохо смешивается. Можно рисовать фон более дешевой и твердой пастелью, а потом размывать его растворителем. Или можно использовать эту технику для получения ровного цвета на нужном участке картины – лицо, небо, гладкая поверхность.
Работа с применением растворителя by Terri Обмакнув ватную палочку в растворитель, можно стереть ошибку. Обычно это делают так: соскребают неудачный участок мастихином, потом удаляют остатки пигмента клячкой и ватной палочкой с растворителем. Некоторые художники любят пройтись кистью, смоченной в растворителе, по готовой картине – получается акварельный эффект. Применение растворителей делает готовую картину немного устойчивее к смазыванию. Какие есть минусы? Самый серьезный минус – это, конечно, токсичность растворителей. Другой минус – что для растворителей, что для масел потребуется грунтованная поверхность. Вам придется либо грунтовать бумагу самостоятельно, либо сразу покупать бумагу типа Arches для масла, художественную наждачную бумагу, грунтованный холст… Ужасный запах растворителей. Запах уайт-спирита, например, въедается в волосы и не выветривается несколько часов. Даже растворители, заявленные как odorless (без запаха), все равно пахнут, просто не так сильно. А еще приходится ждать! Ждать, пока масло/растворитель высохнет и выветрится. Далеко не все масла хороши, от многих работа пожелтеет (от орехового, говорят, не желтеет). Детское масло – вообще чистое баловство: ведь оно не высыхает! Нарисовал – размыл маслом – выбросил… Наконец, применение растворителя может дать непредсказуемый эффект. Вы можете обнаружить, что какой-то растворитель «не работает». Или что все слои перемешались в грязный цвет. В общем, в этом деле надо еще набить руку.
Прорисовка деталей и тонких линий Мелкие детали и тонкие линии – слабое место масляной пастели. К счастью, есть много решений! Первый способ – большая площадь картины, начиная от 50 х 70 см.
21. Сграффито (сграффито). Процарапывание рисунка обычно презентуют следующим образом: нанесите слой светлого цвета (еще лучше – нескольких ярких цветов), покройте их слоем темной или черной масляной пастели, а потом процарапайте рисунок любым острым предметом. Получается что-то подобное:
Сграффито – многогранная техника. Помимо надписей, она идеальна для прорисовки травы, волос, шерсти животных, дальних деревьев, брусчатки… да много чего! Например, на этой моей работе оформление стаканчика, розетки со шнурами и, текстура кирпичей – все реализовано с помощью сграффито.
В случае с розетками я сначала нанесла более светлые оттенки, которые собиралась использовать для бликов, потом – основной темный цвет. Затем прорисовала детали… маникюрными кусачками. У них неострый, но маленький кончик, которым я часто пользуюсь для сграффито. Для этой техники подойдут любые заостренные предметы – от зубочистки до бритвенных лезвий и канцелярского ножа. Разумеется, все виды мастихинов, стеки для лепки… Даже старые вилки и ножи!
Брусчатка прорисована техникой сграффито by Rajendra Bhatt
22. Детали растушевкой. Идея проста: растушевкой выводим цвет за пределы его области. Посмотрите на фото – ресницы нарисованы растушевками. Я поставила кончик растушевки на верхнюю границу глаза (черную линию) и вывела цвет вверх с помощью растушевки. Разумеется, масляная пастель должна лежать щедрым слоем, чтобы были излишки пастели, которые можно вывести таким образом. Левая часть ресниц нарисована силиконовой растушевкой, а правая – бумажной. Как видите, бумажной получились более четкие линии.
Таким же образом можно использовать обычный твердый ластик – например, изобразить небрежную прядку волос. Обратите внимание, что линия получается толстая и смазанная. А еще можно перестараться и стереть часть пигмента (на фото виден высветленный кусочек). Иногда это можно сделать намеренно, если вам нужно обозначить размытый блик.
23. Детали зубочисткой или мастихином – или другим инструментом. Надо просто наложить на мастихин немного масляной пастели (соскрести немного с мелка), а потом аккуратно нарисовать нужную деталь мастихином. Я делала нечто подобное зубочисткой, когда рисовала звездное небо. Мой бедный белый мелок Сеннелье! Он был истыкан так, словно по нему прокатился ежик! Работа была кропотливая, но результат мне понравился:
24. Кисть, смоченная в растворителе. Если вас не смущает работа с растворителем, то можно обмакнуть в него кисть, провести ею несколько раз по мелку – и спокойно рисовать любые детали кистью!
25. Сломанный мелок. Иногда мелок масляной пастели специально ломают, чтобы его острыми краями рисовать детали.
26. Детали карандашами. Многие пользуются этим способом. Карандаши: пастельные карандаши, очень мягкие графитные (8В), цветные карандаши. Лучше всего на масляной основе (например, Faber-Castell Polychromos). Либо карандаши на восковой основе – Prismacolor или Uni Mitsubishi Dermatograph. Вторые можно купить поштучно – в черном, красном, синем, желтом и зеленом цвете. Я пробовала акварельными карандашами и очень мягким (8В) обычным. Не очень удачный вариант – первые плохо пишут поверх масляной пастели, второй может смешаться с пастелью, создавая грязь. Update: можно использовать простые карандаши твердостью 3H-4H — и не давить на них сильно. Некоторые используют china marker (похоже, это маркировочный карандаш для стекла и керамики), белые гелевые ручки, корректор, гуашь.
27. Шаблоны и трафареты (stenciling). Самый простой способ – вырезать самодельный трафарет простой формы и закрасить прорезанную форму. Это может быть фонарный столб, звезда на елке, отдаленные паруса или деревья и домики, а также повторяющиеся орнаменты – сердечки, ромбики и пр.
Можно обвести трафарет или нанести масляную пастель на края трафарета и «смазать» ее внутрь силуэта. Трафареты могут быть немного сложнее – собачка, ветвистые рога животного… Совсем сложные трафареты самому сделать трудно. Есть покупные, но это опять-таки для развлечения или открыток.
28. У Кена Лесли предлагается техника, которую можно назвать «штамповкой». Если вам нужно прорисовать какой-то мелкий орнамент (в том числе из нескольких цветов), вы можете густо нанести нужный цвет/цвета на гладкую бумагу, приложить к этой импровизированной палитре кальку, прорисовать старой непишущей ручкой орнамент, а потом прижать кальку с орнаментом к рабочей поверхности. Рисунок отпечатается, как штамп.
Если цветов у вас несколько, то вы будете прикладывать кальку к каждому из них и добавлять детали.
29. Гравировка/тиснение (etching/embossing). Что-то типа сграффито наоборот: сначала вы пишете/рисуете заостренным предметом на белой бумаге, потом наносите масляную пастель. Гравировка будет проступать сквозь слой пастели.
Сграффито кажется мне более удобной. Как и с любой техникой, надо тренироваться и экспериментировать.
Смешанные техники Хотя я предпочитаю работы, выполненные полностью или почти полностью масляной пастелью, надо признать: масляная пастель очень круто смотрится в смешанных техниках. Здесь поистине открывается простор для творческой выдумки!
Варианты: 30. Можно сделать фон акрилом, акварелью, маслом, сухой пастелью, карандашами – а потом рисовать масляной пастелью поверх фона. Эти материалы могут быть и не фоновыми, а основными. Многие художники, пишущие маслом, обожают добавлять завершающие штрихи-акценты масляной пастелью. Важно: поверх масляной пастели ни один из этих материалов не ляжет! И еще один нюанс: в смешанных техниках обычно один из материалов доминирующий.
31. Есть еще техника под названием watercolor resist. Смысл в том, что сначала мы рисуем какой-нибудь объект, а потом создаем для него фон акварелью. Так как акварель не ложится на масляную пастель, не надо заботиться о том, чтобы не задеть края рисунка и не смазать их. Эту технику вы можете увидеть по ссылке (надо будет проскроллить вниз).
32. Нагревание масляной пастели. Можно нагреть готовый рисунок феном (предполагается, что площадь рисунка небольшая) – масляная пастель расплавится, цвета немного перемешаются между собой. Но мне не понравился готовый вид – слишком матово-сглаженный, даже мутноватый. Кстати, при этом способе масляная пастель как бы «запаивается» горячим воздухом и точно не смажется, никакого фиксатива не надо. Некоторые пробовали нагревать мелок масляной пастели зажигалкой, чтобы пастель размягчилась и легла густым слоем. Честно говоря, ни разу не видела необходимости сотворять такое со своим набором Mungyo Artists’. Сама идея нагревания масляной пастели напоминает такое направление, как энкаустика – древняя техника рисования расплавленными красками на основе воска. У нас популярно делать нечто подобное с помощью утюга. Сейчас у энкаустики появились и другие способы реализации. Но это, имхо, уже далеко ушло от масляной пастели. техникой, потому что когда я пробовала тиснение, мои надписи немного закрашивались слоем пастели:
https://oilpastelist.wordpress.com/2019/01/09/30-%...D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8/