Не многовато ли у Toyota «крейсеров» в модельном ряду? Это и нереально популярный в России Land Cruiser неизменно чёрного цвета, и чудаковатый FJ Cruiser, по которому так сохнут некоторые наши сограждане, хотя продаётся он только в Северной Америке. Знатоки вспомнят, что первое поколение RAV4 называлось ещё и Fun Cruiser, а поклонникам армейских машин наверняка запомнился гигантский Mega Cruiser – японский аналог «Хаммера».
А недавно в эту «эскадру» влилась и ещё одна Toyota по прозвищу Cruiser – на сей раз с приставкой Urban. Мы познакомились с «городским» новичком в Португалии. Впрочем, в новинку Urban Cruiser разве что жителям Европы, коим он и адресован. Японцам машина известна уже 2 года под именем Toyota ist, а аналог для американской молодёжи зовётся Scion xD. В общем-то, у всей этой тройки одна база (платформа Toyota Yaris), а оформление экстерьера различается разве что небольшими деталями.
[показать]Главный инженер проекта Urban Cruiser, Кийокацу Миура отзывается о дизайне машины так: «Эффект надёжности и безопасности достигается благодаря мощным бамперам, выступающим колёсным аркам и большим дискам». Что ж, надо признать – европейской студии Toyota удалось преобразить Urban Cruiser в выгодную сторону в сравнении с ist и Scion xD |
Однако под капотом – куда более существенная разница. Если в Японии Toyota ist предлагается только с бензиновыми моторами объёмом 1,5 и 1,8 литра, а в США Scion и вовсе располагает исключительно самым мощным вариантом, то европейцам достались относительно скромные двигатели. Там покупатели машин B-класса предпочитают экономичные решения. Что хотели, то и получили.
[показать]Колёсная база Urban Cruiser – точно такая же, как и у Yaris, 2460 мм. А вот в длину новый кроссовер от Тойоты почти на 15 сантиметров больше (3930 мм против 3785). Любопытно, что Urban Cruiser даже на 5мм ниже Yaris, хотя у него крупнее колёса и больше клиренс |
Но экономия вовсе не означает «пенсионерскую» езду в правом ряду – иначе как будет Urban Cruiser привлекать молодых покупателей? Сначала мне достался дизельный вариант Toyota Urban Cruiser. И он, надо сказать, вполне способен и «зажечь». 1,4-литровый моторчик развивает 90 «лошадей» и, что куда важнее, 205 «ньютонов» крутящего момента – показатель двухлитрового атмосферного двигателя. Так что теперь дизель – это весело!
[показать]Оба двигателя также известны по модели Yaris. Это две рядных «четвёрки» – бензиновая и дизельная. Мотор с искровым зажиганием оснащён фазовращателями уже на обоих распредвалах и расходует 5,5 литров на 100 километров, а вот «любитель солярки» страдает совсем скромным аппетитом – 4,5 литра у переднеприводной версии и 4,9 – у полноприводной. Среди особенностей турбодизеля – давление впрыска топлива 1600 бар и «полка» крутящего момента 1800-2800 об/мин |
Вот только стоит потренировать старт с места, прежде чем рассказывать удивлённым друзьям и подругам о тяговитом турбодизеле – момента до полутора тысяч оборотов совсем мало, а сцепление требует привычки. Иначе не ровен час – заглохнешь и будешь стыдливо краснеть под укоризненными взглядами.
В остальном – проблем никаких. Тяга после 1500 оборотов – очень уверенная, да и выкручивается моторчик бодро. И коробка передач хороша, работать рычагом шестиступенчатой «механики» - одно удовольствие. Других вариантов для Urban Cruiser пока нет – на европейском рынке отсутствие «автомата» отнюдь не считается недостатком.
[показать]Несмотря на подчёркнуто угловатый кузов, Urban Cruiser может похвастать неплохой аэродинамикой – Cx у него всего 0,315. И правда, шумы от ветра в салон почти не проникают – тут солирует двигатель, а на «подпевках» выступают покрышки |
Кстати, несмотря на приставку Urban, новичок не прочь покататься и за пределами населённых пунктов. Извилистые дорожки – вот где он даст фору всем остальным тойотовским «крейсерам»! Вот здесь в кайф и казавшаяся жестковатой в городе подвеска, и «острый» руль, и даже не самая выдающаяся шумоизоляция – рокот дизеля навязчиво проникает в салон и провоцирует водителя. Но здесь хочется уже мотор помощнее.
[показать]В рулевом механизме Urban Cruiser используется электроусилитель, но настроен он очень неплохо – управлять «Урбаном» легко и приятно. Чувствуется, что слова Кийокацу Миуры – не пустой звук. «Для привлечения покупателей нужно было сделать особенную машину, удобную в городе и, в то же время, способную доставить удовольствие на извилистых дорогах», – говорил японец |
Но после смены машины я понял, что погорячился, заподозрив дизелёк в беспомощности на крутых серпантинах. Во-первых, стоит принять во внимание, что это вовсе не спортивный хэтчбек, а, во-вторых, другой версии Urban Cruiser на затяжных подъёмах, изобилующих «шпильками», и вовсе претендовать не на что.
[показать]Toyota Urban Cruiser должен стать альтернативой обычным хэтчбекам B-класса для людей, которых по тем или иным причинам они уже не устраивают. Компактный снаружи, просторный внутри – это про него |
А всё потому, что под капотом вместо дизеля – бензиновая «четвёрка» объёмом 1,3 литра. 101 лошадиная сила – это, конечно, отличный показатель для такого мотора, но тяга в 131 Н∙м уже не вдохновляет. И этому Urban Cruiser действительно приходится нелегко на горных дорогах. Так что лучше не строить из себя Карлоса Сайнца, выигравшего на Toyota Celica два чемпионских титула в WRC, а вернуться в город и попробовать ещё раз.
Здесь, в жаркой толчее Лиссабона бензиновый Urban Cruiser находится в своей тарелке. Мало крутящего момента? Для города – достаточно! Зато этот мотор тише, да и подвеска немного мягче (на дизельной версии иные настройки, чтобы компенсировать больший вес двигателя). Кроме того, Urban Cruiser с 1,3-литровым мотором имеет ещё одну интересную особенность.
[показать]Тойотовская система «Start & Stop» больше актуальна для светофоров. В условиях вялотекущей пробки на шоссе, когда машина двигается с интервалами 10-20 секунд, она будет скорее раздражать, чем приносить реальную пользу |
Подкатываюсь к светофору, выжимаю сцепление, перехожу на нейтраль. И тишина! Двигатель заглушен. Зелёный, сцепление, первая – и мотор быстро оживает под капотом. Так работает система «Start & Stop», призванная экономить топливо и беречь атмосферу. Есть, правда, некоторые оговорки – «сердце» не останавливается, если климат-контроль охлаждает салон. Оживает оно и при опасности посадить аккумулятор.
[показать]Интерьер, кстати, весьма неплох, хотя и сделан из довольно простых материалов. Покрытый серебрянкой пластик центральной консоли и накладок на двери – решение неоднозначное, но к эргономике претензий немного. Главная – это «космический» щиток приборов, где стрелки спидометра и тахометра движутся навстречу друг другу. А накладка-разделитель на циферблате вызывает стойкую ассоциацию с лошадиными шорами – они бы не помешали водителю, чтобы не заработать косоглазие |
Кстати, вопреки распространённому мнению, что при пуске двигателя уходит много бензина, японцы заявляют обратное. Мол, достаточно хотя бы минутной паузы в работе мотора, чтобы оправдать его остановку с точки зрения расхода. Проверить на практике это едва ли удастся, поэтому придётся поверить инженерам Toyota на слово. Надо же им как-то оправдать фирменную технологию.
[показать]Есть небольшие недоработки и на центральной консоли – дисплей часов накрыт глянцевой накладкой, которая постоянно бликует. Да и в «глаз» климат-контроля приходится вглядываться дольше обычного, хотя работает сам «климат» весьма неплохо. Зато рукоятка КПП радует – она и на ощупь приятна, и перемещается легко и чётко |
Вообще, при создании Urban Cruiser перед «технарями» стояло несколько главных задач – маневренность, безопасность и экологичность. С первой они разобрались превосходно – во-первых, из-за более высокой посадки, чем в традиционных хэтчбеках B-класса, здесь лучше обзорность. А, во-вторых, управляемость приятно удивляет – реакции быстрые и точные. Нужно только учитывать немаленькие крены «рослого» кузова.
[показать]Сиденья хоть и кажутся плоскими, но на самом деле неплохо удерживают даже в крутых поворотах. Вся «фишка» – в цепкой обивке. Тестовые машины были с тканевым салоном, а за доплату можно заказать и комбинированную обшивку кожей и алькантарой |
За безопасность в ответе 7 подушек безопасности, активные подголовники, ABS и система стабилизации, которую можно отключить на скорости до 40 км/ч. Причём это все входит уже в базовую комплектацию Urban Cruiser! Кроме того, Urban Cruiser имеет полноприводную версию, пусть и только с дизельным двигателем.
[показать]Учитывая полный набор подушек и всех электронных систем активной безопасности, у Toyota Urban Cruiser есть все шансы заработать «пятизвёздочный» рейтинг в испытаниях ассоциации Euro NCAP. Которые уже не за горами – модель продаётся в Европе два месяца и скоро будет безжалостно разбита экспертами |
А теперь о третьем постулате – экономичности. Несмотря на все ухищрения вроде «Start & Stop», дизельный Urban Cruiser даже с полным приводом потребляет меньше топлива, чем его бензиновый родственник. Да и выбросы углекислого газа у него – всего 130 г/км, что является рекордом для пассажирских полноприводных автомобилей.
[показать]Схема подвесок – простейшая. Спереди стойки McPherson, а сзади – балка. Но при этом инженеры Toyota умудрились протащить под ней карданный вал и сделать Urban Cruiser полноприводным. Муфта имеет электронное управление и по команде компьютера способна перебрасывать на заднюю ось до 50% крутящего момента. В обычных режимах машина остаётся переднеприводной, а если водитель попадёт в «скользкую» ситуацию, то муфту можно заблокировать на скоростях до 40 км/ч |
Так стоит ли игра свеч? Зачем нужна Toyota Urban Cruiser с бензиновой «чахоткой» и только передним приводом, если дизельная версия кладёт её на обе лопатки? Конечно, стоит. В этом убеждаешься, как только глянешь на цены. Если «базовая» модель в Германии стартует с отметки 16950 евро, то за дизель нужно выложить никак не меньше 22950 евро. Разница – более чем на треть!
[показать]Багажник Urban Cruiser вполне приличный для машины с такими габаритами – 314 литров. А если сложить заднее сиденье, то объём увеличивается до 749 литров. Жаль, что ровного пола при этом не получается |
И, кстати, Urban Cruiser стоит существенно дороже родственной модели Yaris. Но Urban Cruiser нужен Тойоте. Ведь сегмент B самый массовый в Европе, так почему бы не дать покупателям выбор – либо женственный Yaris, либо грубый и нахальный Urban Cruiser, который, к тому же, имеет ряд преимуществ вроде увеличенного клиренса или той же полноприводной трансмиссии.
[показать]Все «Урбаны» оснащаются 16-дюймовыми колёсами и шинами размерности 195/60 R16. Правда, в «базе» идёт обыкновенная «штамповка», а за литые диски или, например, систему «умного» доступа без ключа придётся доплачивать |
В Европе он пойдёт. Не зря Toyota разрабатывала Urban Cruiser для Старого Света. Там молодёжь не обклеит его наклейками Sparco и Recaro, не поставит на него 4 глушителя от мотоцикла и не затонирует фонари, чтобы затем с рёвом выжать всё из 90-сильного двигателя. Там оценят потуги мотористов, сумевших довести расход топлива до аппетита супермодели, а за небольшие вредные выбросы погладят по головке местные экологи. С соответствующими налоговыми послаблениями
А что с российскими перспективами? Они пока туманны и этому есть причины. У нас Toyota Urban Cruiser ждут с распростёртыми объятиями KIA Soul и Suzuki SX4. Они больше, располагают более мощными двигателями, автоматическими КПП и, главное, – они в любом случае окажутся дешевле на нашем рынке (как дешевле они и в Европе). Ведь сейчас даже пятидверный Yaris сравним по стоимости с конкурентами «Урбана». Да и в возможность производства в России и последующее снижение цен не верится – не те объёмы.
[показать]В Европе Urban Cruiser адресуется молодым активным семьям и людям в возрасте 30-40 лет. Но кто купит его у нас? Для молодёжи он будет слишком дорог, российские женщины в большинстве своём не дружат с «механикой», а мужчинам вряд ли придутся по вкусу не самые мощные двигатели. Даже если Toyota решит продавать компактный кроссовер в России, продажи будут едва ли заметными на фоне RAV4 или Camry. |
Так что наши соотечественники вряд ли купятся на классный дизайн, заводной характер и молодёжные акценты Urban Cruiser. Дизель на «механике» у нас популярен не больше, чем безалкогольное пиво у футбольных болельщиков (по статистике, в России в сегменте SUV на такое сочетание приходится лишь около 6% продаж). Система «Start & Stop» в морозные дни, когда салон не успевает прогреться даже к концу поездки, у нас окажется нежизнеспособна. Тем более, в пробках – водитель сзади быстрее нажмёт на клаксон, чем успеешь тронуться с места. А главное, что у нас приставка Cruiser всегда будет ассоциироваться с Land Cruiser. Вот это и есть, похоже, русский размер.