… Это можно слушать в аудиозаписях снова и снова, но надо хотя бы однажды увидеть, как двухтысячная аудитория во главе с оркестром взрывается аплодисментами, когда, медленно переставляя костыли, в проеме сцены появляется знаменитый дирижер и исполнитель. Несколько минут он добирается до своего места, и все это время зал стоя приветствует его. А по завершении выступления публика, очарованная музыкой и уже успевшая забыть, каких усилий стоит маэстро выход на “бис”, неистово требует гения на сцену. Его технически отточенной игре присущи яркий темперамент, энергия и выразительность в сочетании с благородством звука и безупречностью трактовки произведений. Кстати, играет выдающийся музыкант на скрипке Страдивари 1714 года. Ицхак Перельман родился 31 августа 1945 года в Яффо (Тель-Авив). Учился в музыкальной школе при «Консерватории Шуламит» и у Илоны Фехер в тель-авивской Академии музыки имени Рубина. Исключительные успехи, несмотря на то, что он всегда вынужден пользоваться костылями и играть сидя (последствия полиомиелита, перенесенного им в 4-летнем возрасте), позволили Перельману рано начать концертную деятельность. 5 марта 1963 года состоялся успешный дебют Перельмана в одном из престижнейших залов Нью-Йорка – в Карнеги-холле. Завоевав первую премию на конкурсе Левентритта в следующем году, Ицхак получил право выступить с оркестром Нью-Йоркской филармонии. Вообще Ицхак Перельман гастролировал много и успешно, выступая на лучших сценических площадках в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии и в странах Дальнего Востока. Эти концерты закрепили за ним славу выдающегося скрипача. Гастрольная поездка по России подтолкнула знаменитого скрипача к замечательному искусству своих предков, некогда живших в этих краях, к искусству клезмеров, к их мелодиям и напевам. Так появилась на свет запись концертной программы Перельмана «В доме уличного скрипача», о которой впоследствии сам Ицхак сказал: «Клезмерская музыка течет в моей крови». В его исполнении совершенно по-новому прозвучали обработки знаменитых еврейских мелодий (песни «А идишэ мамэ», «Рейзелэ», «Ойфн припечек» и другие). Перельман выступает в содружестве с такими дирижерами, как Ю. Орманди, К. М. Джулини, Б. Хайтинк, Зубин Мета, С. Озава, в ансамбле с недавно скончавшимся виолончелистом М. Ростроповичем («Двойной концерт» И. Брамса), скрипачом и альтистом Пинхасом Цукерманом («Двойной концерт» И. -С. Баха, «Дуэты» Л. Шпора), пианистом Владимиром Ашкенази (циклы сонат Л. Бетховена и И. Брамса) и другими. Многие из этих выступлений записаны на пластинки. Репертуар Ицхака Перельмана включает и произведения, написанные для него, в том числе скрипичные концерты американских композиторов И. Кима (1979) и Р. Стейрера (1981). Охотно играет он и джазовые пьесы (например, композиции А. Превина, собственные переложения для скрипки «Регтаймов» С. Джоплина, аранжировки из бродвейского мюзикла «Скрипач на крыше» Джерри Бока). С 1975 года Ицхак Перельман преподает на музыкальном факультете Бруклинского колледжа, часто проводит занятия классов высшего мастерства (в том числе в классе, основанном им в 1970 году в Рочестере, штат Нью-Йорк). В 1986 году выдающиеся достижения и вклад Перельмана в развитие культурной жизни США были отмечены медалью Свободы, которую вручил ему президент страны Рональд Рейган. Живет Ицхак Перельман в Нью-Йорке с женой Тоби. В 1995 году супруги Перельман основали специальную программу изучения камерной музыки в Шелтер Айленд в штате Нью-Йорк, предоставив талантливым юным скрипачам возможность учебы и общения в течение летних каникул. В 2003 году Ицхак Перельман создал для талантливых молодых скрипачей фонд имени Дороти Ричард Старлинг в Джульярдской школе музыки в честь его педагога Дороти Делэй. А совсем недавно, 7 мая 2007 года, он получил приглашение сыграть во время торжественного ужина в Белом Доме в честь Ее Величества королевы Англии Елизаветы. Ицхак Перельман как-то заметил, что если говорить о “национальностях” музыкальных инструментов, то скрипка – еврейка. Роман с нею стал у него счастливым. И на всю жизнь. |