![]() Мое увлечение театром началось с дошкольного возраста. Да и как могло было иначе? Моя бабушка и её родные сестры были актрисами драматической труппы при Харьковской государственной филармонии,мои дед и сестра музыканты.…Всё детство прошло рядом с ними, с их заботами и хлопотами. Помню, в нашем доме- огромное количество нотных альбомов,книг и театральных костюмов. А так, как костюмы у актеров были свои, то сестры всё время колдовали над ними- что-то шили, штопали, вышивали бисером. Так они готовились к очередной премьере. А самое памятное событие детства – это работа над домашними спектаклями, к подготовке которых привлекались все- и стар, и млад. Но самая настоящая,самая осознанная любовь к театру началась с одной встречи...Случилось это после просмотра фильма "Старшая сестра"по пьесе Александра Моисеевича Володина,где главную роль сыграла молодая Татьяна Доронина. К тому времени Татьяна Васильевна имела ошеломительный успех у зрителей и фантастическую популярность! ![]() ![]() ![]() И, конечно же, помню (до сих пор наизусть) знаменитый монолог из статьи Белинского, который читала героиня Татьяны Васильевны,мечтающая о служении сцене.Нет, это нельзя было назвать чтением.Это было волшебство,магия,это было настоящим потрясением! «Театр!.. Любите ли вы театр, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театр больше всего на свете, кроме блага и истины?!” Доронина читала страстно, восторженно, самозабвенно, неистово! Это звучало, как признание в любви , как клятва, как заклинание, как пророчество… А пророчество потому, что для Татьяны Васильевны,всем смыслом её жизни, её храмом, её религией – стал театр, которому она жертвенно и верно служит более полувека... Мне только однажды посчастливилось увидеть Татьяну Васильевну в Харькове на гастролях,где она сыграла недосягаемую по уровню актерского мастерства роль в спектакле «Да здравствует, королева, Виват!» Р. Болта. Но это отдельная история,как и каждый выход великой актрисы на театральные подмостки. Вот,что написал в своей статье о Татьяне Васильевне Виталий Вульф. "Природа наделила ее великим даром. Но дело не только в даре. Татьяна Васильевна яростно отвергает актерское презрение к труду, привычки к праздности и бездеятельности духа. Ее удел - напряженная работа. ![]() ![]() Еще в школе она мечтала о театре. Подала заявления в ГИТИС, в Щепкинское училище, в Щукинское, в Школу-студию МХАТ. Всюду сдавала экзамены и всюду была принята. После окончания мхатовской студии, где ее боготворил выдающийся театральный педагог Борис Ильич Вершилов, она вернулась в свой родной город Ленинград и поступила в Театр имени Ленинского комсомола. Первая роль и первый огромный успех. "Фабричная девчонка" Володина сразу обнаружила, что на сцене редкая индивидуальность. Потом были годы работы с великим режиссером Георгием Александровичем Товстоноговым, который очень любил ее талант и ценил ее личность даже тогда, когда она ушла из БДТ и уехала в Москву. Кто мог тогда предположить, что ее жизнь будет складываться по законам шекспировской драмы? За свое сценическое счастье и небывалый успех Доронина заплатит впоследствии сполна. Совсем не случайно лучшие роли Дорониной, принесшие ей признание и совершенно особое положение, - это роли максималисток, бросающих вызов догмам и жертвующих личным счастьем во имя своих убеждений и идей. Товстоногов, любивший уникальный доронинский дар, всегда говорил, что узел противоречий, с которыми она впоследствии будет сталкиваться всю жизнь, - источник ее внутренних драм и внезапных разрывов - заложен в ее максимализме. ![]() ![]() Короткое пребывание во МХАТе (еще до его раздела) не принесло ей счастья. Вехой в ее сценической жизни оказался Театр имени Маяковского. Здесь были прожиты четырнадцать лет. Зрительский успех она имеет всегда, но в "Маяковском" она поразила строгих ценителей своей Аркадиной в "Чайке", Мэгги в "Кошке на раскаленной крыше" Уильямса и ролями двух королев в спектакле "Королева, виват!" Роберта Болта. Вернувшись ненадолго во МХАТ, она оказалась резкой противницей разделения театра на две части и в результате стала художественным руководителем МХАТа имени Горького на Тверском бульваре. За эти, уже достаточно долгие годы на лице великой актрисы появилась усталость. Она познала удачи и неудачи, одиночество в театральной среде, озабоченность и готовность к переменам. Духовной опорой остается талант. Когда Дом актера пригласил Доронину провести свой творческий вечер, и после долгого перерыва она оказалась среди театральных людей, Доронина потрясла зрительный зал чтением стихов. Читая Марину Цветаеву, Доронина обнажала страстность и жесткий сарказм гениального поэта. Чтение стихов - яростно-декламационное - звучало как чтение трагических монологов, музыка гнева и обнажения души несла драматическое переживание сегодняшнего Времени. ![]() ![]() Татьяна Васильевна умеет быть и сдержанной, и смелой, хотя иногда ее тянет что-то сломать, разрушить, взорвать и вернуть прошлое. Но, как известно, прошлое не возвращается, и Доронина понимает это, потому и трудится с ее обычным упорством, играет, ставит, руководит и сегодня в своих лучших ролях добирается до неприкрытой сущности своих героинь. Ее грандиозный талант и мучительная сосредоточенность на театре помогают ей жить. Театральный мир Москвы, поставивший ее театр в отдельное и одинокое положение (для чего есть основания), виновен перед ней хотя бы потому, что равной ей актрисы нет, а это понимают и ее друзья, и ее враги. Искусство большой актрисы и ныне не холодное ремесло. Каждый ее спектакль - это срывы в бездну или в бессмертие, потому Доронина и остается актрисой на все времена и великой героиней большой театральной драмы". ![]() http://www.tvc.ru/bcastArticle.aspx?vid=31efae7a-586c-4997-9131-94ea1734f0e3 ![]() ![]() ![]() |