«tennisist» продолжает делиться опытом занятий с сыном дошкольником. Предлагаю Вашему вниманию следующую серию материалов, которым завершаем описание «прошлого». Теперь наша задача составить некоторый план долгосрочной работы, с которым надеемся ознакомить Вас позднее.
3-4 года
Появилась потребность в ролевой игре. То есть в игре, ребенок примеряет на себе какую-либо роль. Игра именно в футбол интересует не так сильно, как игры с элементами футбола имеющие сюжет. Примеры:
Ведение мяча со сменой направлений штука интересная и полезная, но дитя его поделает минуты 3, а потом ему надоест. А в игре он может это делать минут 20. Получилась такая игра. На поле «пасется» (водит мяч) «заяц» (я). Вдруг появляется «волк» (ребенок). Он должен «съесть» зайца (попасть своим мячом в мой мяч). Поманеврировав с минуту (конечно иногда поддаваясь), «заяц» убегает в свою «нору» (ворота). Откуда появляется «большой заяц» (опять я), который говорит, что обижать маленьких нельзя и бежит за «волком», который убегает в свою «нору» (другие ворота). При этом:
а) Надо вести мяч с частой сменой направлений
б) Внимание и взгляд сосредоточено не на мяче, а на сопернике
в) Применяются разные способы ведения: когда ребенок ловит «зайца» приходится вести на каждый шаг, когда убегает по прямой не на каждый, но с максимальной скоростью (и к этому он приходит сам).
Пришли на тренировку где занимаются новички лет 7-9. Они пытались водить мяч, обводить конусы с последующим ударом по воротам и т.д. Мой ребенок делать это не пожелал. Как я понимаю, в этом возрасте он не понимает смысла этой деятельности. Говорить, что это поможет научиться обводить соперника бесполезно. Да и застеснялся он немного, вокруг все большие. Сидим, смотрим пока. Тут я сказал, что похожие конусы объезжают на автомашине, когда учатся ездить. Он «вообразил» что он машина на гонках. Т.е. принял на себя роль. Стали мы, пока все занимались в центре зала, играть в «гонки». Зал 20 на 40 м. Внутри, обозначенная другим цветом, баскетбольная площадка 24 на 12. На нее забегать нельзя, «врезаться» в стены естественно тоже («авария»). Плюс на «дороге» попадаются препятствия (мячи, конусы, а то и кто из старших случайно выбежит из центра). Я в роли «машины-соперника». Пробежали кругов 15-18. Радости! Когда надо было, делали остановки попить воды ( «заправиться бензином»). Прогресс в скорости и контроле мяча за 3 таких занятия (мы так занимаемся раз в неделю) огромный. Причем, нарезаем круги в разные стороны, поэтому на углах приходиться на приличной скорости поворачивать и вправо и влево. Пока ему больше удается при повороте убирать мяч внутренней стороной стопы дальней от центра круга ноги (а не ближней и внешней стороной стопы). Поэтому при правильном направлении ( в нашем случае по часовой стрелке), хочешь - не хочешь, а приходится действовать слабой ( в нашем случае левой) ногой.
Таким образом: интересно, полезно и в игре. До этого я его призывал так побегать, он пробежал 3 круга, и надоело, а тут 18 и быстро.
На газоне он играет в такие игры:
а) Сильно бьет, догоняет мяч и, не останавливаясь, бьет по воротам 1х1м.
б) Называет «обменялки». Придумал сам. Стоим друг от друга в 7-10 м. У каждого мяч. Одновременно пасуем друг другу - «меняемся» мячами. Кто не успеет передать и у него окажется 2 мяча, тот проиграл. Приходится: бить с хода; разными ногами (времени, подстраиваться удобной ногой, нет); переключать внимание с одного мяча на другой. Эмоций добавляет, если мячи столкнутся.
в) Становится в ворота 4м на 1,8 м. Я с метров 10 легонько бью низом. Он играет как полевой игрок, или бьет по мячу, или останавливает, как может (с этим проблемы), и отдает мне. При этом приходится: перемещаться в стороны, реагировать, играть неудобной ногой ( времени подстраиваться нет). Поэтому больше бью в неудобную сторону ( в нашем случае в левый от «вратаря» угол). Опять таки, он не «отрабатывает удары слабой ногой», а играет во вратаря.
г) Играет в «хулигана». Я говорю, что буду бить в девятку. Разбегаюсь, а он сам бежит к мячу и мне не дает. Я сокрушаюсь, говорю: хулиганы на поле, и отбираю. Тут и ведение, и обводка, и отбор. Сам научился ставить корпус, чтобы не пустить меня к мячу. Практически получается футбол один на один, но прелесть в том, что меня можно не послушаться J.
д) Я защитник которого надо обвести, и забить мяч в ворота . При этом, он какой-нибудь знаменитый нападающий. Т.е. это не «отработка ведения и удара по воротам», а ролевая игра. Кстати если он «Месси» все делает левой ногой (по-другому - ни за какие коврижки). Научился, таким образом, азам обводки: оббегает, убирая мяч внутренней стороной стопы; может прокинуть между ног (но пока чрезмерно сильно)
Сам «изобрел» финт с ложным замахом.
е) Очень легким резиновым мячом, которым он может ударить далеко и высоко, попадает в цель. Например:
- в оконный проем метр на метр,
- в прудик на участке, перекинув при этом дерево высотой метра в два с половиной
- перебить через какие-нибудь кусты
- в проем сантиметров в 80 между двух кирпичных стен, попадает - мяч летит к собаке - счастье!
ж) Легким мячом бьет по воротам, как с места, так и с лета. Я в воротах, по настоящему прыгаю, ловлю. Понимает куда надо ударить, (знает ближний - дальний угол, девятка), и пробует специально туда попасть.
з) Ведет мяч, потом бьет в падении. Падает по всякому, спрашивает: красиво? Т.е. учится правильно падать.
и) В конце каждой «тренировки» бегаем наперегонки: 6-8 рывков по 18 м. Естественно он побеждает в 80% случаев.
к) 10 раз бьем по воротам слабой ногой. Обязательно, а то в игре он норовит все время действовать сильной.
Подводя итог:
- Стараемся играть разнообразно.
- Один выходной в неделю.
- Все упражнения стараемся выполнить в виде игры - под «вкусным соусом».
Иначе интерес пропадает.
- Зарядка ежедневно перед дет. садом.-10 минут
- 1-2 раза в неделю прогулка в лесу с мячом ( 2-3 километра)
- 1 раз в неделю поход на тренировку к 7-9 летним (1,5 часа)
- 1 раз в неделю на ОФП к теннисистам. Разные упражнения, но и
футбольные игры тоже - 1,5 часа ( понятно, что двигается он с
перерывами)
- 3 раза дома на газоне (зимой дома в большой комнате) - минут 20-40 (а то поздно уже)
- Если по каким-то причинам в детский сад не ходим, бывает, занимаемся
по 2 раза
- Летом, когда у меня был отпуск, получалось по 2 раза в день стабильно.
- Вечером. После тренировки обязательно массаж.
Заметил что желание и физические возможности колеблются так : 2-4 дня похуже , 2 недели получше. (наверное это у кого как), главное это чувствовать и не пережать в «нехорошие» периоды.
Основные ресурсы Проекта Индивидуальная подготовка юного футболиста:
http://www.youtube.com/user/VideoTrainingVV
Подискутировать на тему занятия футболом с дошкольниками, поделиться своим опытом, можно на специализированных форумах детско-юношеского футбола, где открыты тематические ветки.
www.football.by/forum/viewtopic.php?f=43&t=2572
www.3-liga.ru/forum/index.php?board=5.0