• Авторизация


Методика обучения футбольным техническим приемам. 05-04-2010 21:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Удар по мячу подъемом.


Удар подъемом один из основных элементов техники футбола. Его надо учить и совершенствовать на протяжении всей карьеры футболиста. Выделим три основных вида удара подъемом:
- серединой
- внутренней частью
- внешней частью (шведкой)
Эти удары имеют общую структуру движения, но различаются деталями и разными тактическими задачами (удар по воротам, разнообразные передачи).
Базовым является удар внутренней частью подъёма. Удар является наиболее вариативным с точки зрения выполнения тактических задач и удобно вписывается в движение игрока.


Удар внутренней частью подъёма по неподвижному мячу, будет разобран очень подробно, так как должен служить примером для подготовки к обучению другим техническим приемам (вычленение элементов и составных частей).


Знание деталей и понимание важности каждой части структуры технического приема, необходимо для своевременной корректировки движения и создания правильного динамического стереотипа. Важно научиться «видеть» каждый элемент движения и его составные части, чтобы создавать условия для освоения удара и исправления ошибок. От Вас потребуется «напряженное внимание» при фиксации частей движения. Этому можно научиться только целенаправленно тренируя свое внимание. При выполнении технического приема Игроком, надо правильно выбирать позицию, которая поможет «видеть» именно тот элемент, которому вы уделяете большее внимание на данной тренировке. Важно уметь корректировать выполнение движения в зависимости от выполнения поставленной цели, от результата, ибо это самое главное. И многими повторения «закреплять» достигнутое.
Главные части удара внутренней частью подъёма.
1.Разбег
2.Постановка опорной ноги, замах и ударное движение
3.Момент касания мяча
4.Последействие (движения после удара)
Каждая часть движения состоит из элементов.
Эти элементы выполняются слитно, но при обучении, на каждом тренировочном занятии мы делаем упор на одну часть и/или выделяем какие-то составные элементы изучаемой части. Остальные элементы выполняются «по умолчанию». О них мы вспоминаем только при грубой ошибке, когда она повторяется. Тогда надо обратить на него внимание и «подправить».
Допускать «тренировку ошибки» - большая ошибка.
Нельзя на занятии ставить сразу несколько задач по выполнению движения. Это ухудшает эффективность формирования динамического стереотипа при выполнении тренируемого элемента движения. При достаточном освоении главного элемента (составной части), можно переходить к освоению следующего. Допускается помогать обучению второго элемента пассивными средствами. Например, для правильного разбега поставить фишку. Это позволяет, не заостряя внимание на элементе «разбег» формировать правильное выполнение основной структуры элемента (длина разбега, угол разбега). Игрок не задумывается, откуда надо начать движение, но уже тренирует (пассивно) навык определения расстояния разбега. Сначала фишку Вы ставите сами. Затем просите, в ходе упражнения, чтобы Игрок сам корректировал постановку фишки, на удобное ему расстояние. Через некоторое время, Игрок уже сам ставит фишку в начале упражнения.

При обучении технике мы используем комплексный подход,
«единство техники - тактики - физического развития».
При выполнении каждого тренировочного упражнения по обучению технике, всегда выделяем тактическую составляющую технического приема. Даже в самом начале обучения надо ставить тактические задачи при выполнении упражнения. Тактическая составляющая обучения технике на начальном этапе носит пассивный характер, для того чтобы не отвлекать внимания игрока от осознания самого движения. Например, поставить Игроку задачу, перед ударом посмотреть на ворота и определить положение вратаря, сделать паузу и восстановить дыхание при выполнении стандартного положения, определить предполагаемое направление движения партнера и точку приема им мяча, настроится на удар и прочее.
По мере обучения и усвоения двигательного действия, и особенно на этапах развития и совершенствования, тактическая составляющая обучения становится главенствующей. В дальнейшем мы будем стремиться научить Игрока принимать тактические решения ещё до начала его выполнения или что называется «в последний момент». Ведь именно тактическая целесообразность диктует выбор того или другого технического приема. Например: Игрок пробивает штрафной удар. Он оценил позицию вратаря, расположение стенки и другие факторы. Принял решение в какой угол и каким ударом направить мяч. Но в последний момент вратарь начал перемещаться именно в этот угол. Вот в этом случае будет «высшим пилотажем» поменять решение и в последний момент ударить в открываемый вратарем угол. Понятно, что результативность удара возрастет, если в тренировочном процессе этот тактический элемент тщательно отрабатывался.

Развитие сопутствующих физических качеств (сила, гибкость, координация, быстрота сокращения мышц и прочее), необходимых для правильного выполнения технического приема должно сопутствовать всему процессу обучения техническим приемам. Если вы не озаботитесь этой проблемой, то физические ограничения не позволят вам добиться запланированного результата. Поэтому, рассказывая об обучении правильному движению, мы обязательно будем показывать какое физическое качество надо параллельно развивать и как это делать.
Недостатки в физическом развитии могут служить ограничениями при обучении технике. Например: для сильного удара, необходимо сделать «длинный» замах бьющей ноги. При низкой подвижности тазобедренного сустава и малой эластичности мышц передней поверхности будра, даже при желании, Игрок не сможет сделать правильный удар. Силу удара он будет увеличивать за счет дополнительного напряжения мышц ноги, неизбежно закрепощение и нарушение структуры удара.
Перед самой тренировкой надо проводить легкую разминку, подготавливая наиболее задействованный суставно-мышечный аппарат к тренировочным нагрузкам. Основная работа над сопутствующими физическими качествами ведется параллельно и целенаправленно по специально разработанным программам на отдельных занятиях.

При объяснении выполнения технического приема надо разъяснять Игроку важность правильного исполнения и показывать прямую зависимость точности движения и результата. Поэтому сразу надо ставить задачу по результату выполнения технического приема. Оценивать надо результат движение и его тактическую составляющую.
Удар подъемом по неподвижному мячу часто встречается в игре, поэтому результаты тренировки очень скоро найдут свое отражение в игровой практике. Уверенность в выполнении этого удара создает базу для уверенного выполнения других технических приемов. Неизбежный рост результата тренировки удара благоприятно влияет на желание добросовестно выполнять упражнения, дополнительно заниматься развитием физических качеств, получать удовольствие от тренировки. Вам надо только постоянно обращать внимание на рост результатов, хвалить и поощрять любые успехи и достижения. Важно вести учет результатов и демонстрировать игроку их рост. Проводите обязательное тестирование в начале обучении и повторяйте его регулярно.
Результат выполнения удара является, наряду с правильной структурой движения, главной задачей тренировки. «Цель» должна быть реальной и достижимой. Поэтому, при начале обучения и до появления устойчивого результата, удар всегда надо производить по воротам. Расстояние до ворот должно соответствовать имеющемуся уровню удара (мяч должен попадать в ворота по воздуху).

Составные части элементов техники удара внутренней частью подъема (то, на что надо обращать внимание при обучении).
1.Разбег
Длина
Направление
Последний шаг
2.Постановка опорной ноги, замах и ударное движение
Точка постановки опорной ноги
Максимальный замах
Движение вперед коленом
Торможение бедра и «выстрел» голени
3.Момент касания мяча бьющей ногой
Точка касания стопы мяча. Правильное положение ноги на мяче.
«Жесткий» голеностоп
Положения колена
Создание «жесткого» рычага: корпус, бедро, голень, голеностоп
4. Последействие (движения после удара)
Придание направления полету мяча
Движение ноги после удара
Результат

«Цена» каждого элемента и его составных частей в окончательном результате движения естественно не равны. Следовательно, и при обучении надо уделять большее внимание наиболее ценному элементу. Только после того как освоены, в основном, главные части движения, можно переходить к обучению второстепенным. При этом не надо забывать, что на второстепенные элементы мы обязательно обращаем внимание, если игрок постоянно совершает «грубые» ошибки в структуре движения.
Исходя из этого принципа, расположим элементы и части движения в приоритетном порядке.
1.Точка касания стопой мяча. Правильное положение ноги на мяче.
2.«Жесткий» голеностоп
3.Точка постановки опорной ноги
4.Положение колена бьющей ноги
5.Последний шаг
6.Максимальный замах бьющей ноги
7.Торможение бедра и «выстрел» голени
8.Создание «жесткого» рычага: корпус, бедро, голень, голеностоп.
Остальные части движения можно считать второстепенными и пристальное внимание можно уделять позднее.
Повторяю, каждое выполнение технического приема надо оценивать с точки зрения достижения результата, поставленного в начале выполнения тренировочного упражнения.
В обучении надо использовать весь арсенал подготовительных, подводящих и развивающих упражнений. Важно грамотно использовать вспомогательные средства (разметку ворот, фишки, манекены, визуальные метки на мяче и прочее).

Стандартизация упражнений.
Эффективность создания динамического стереотипа зависит от правильной организации выполнения тренировочного упражнения. Чем более стандартизировано движение при выполнении упражнений, на этапе начальной подготовки, тем быстрее формируется динамический стереотип движения. Поэтому желательно: повторение условий упражнения в каждой тренировке, повторение задач, точное повторение движений. Переходить к следующей задаче надо после стабильности правильного выполнения текущей задачи.
Футбол сложен в первую очередь тем, что в игре практически невозможно выполнять технический прием в повторяющихся условиях (в меньшей степени это касается выполнения стандартных положений). Поэтому важно при обучении достичь максимальной величины «заученности» отдельных элементов технического приема, для того чтобы в игре при изменённой обстановке, «голова» была направлена на выполнение «корректирующих» движений и действий, преодолевая силовое воздействие противника, усталость мышц, плохие погодные условия, непривычную скорость передвижения, и прочее и прочее. Но это будет на этапе совершенствования техники, когда упражнения будут направлены именно на развитие способности выполнять технический прием в сложных условиях и при активном сопротивлении соперника.
При начальном обучении нет ничего важнее, чем многократное и правильное повторение движения в стандартных условиях.

Цель, задача, результат.
С самого первого момента начала обучения, надо тренировать удар при наличии цели (в прямом смысле этого слова). Это могут быть «цели» на воротах, разметка на поле, вертикальное кольцо и прочее. Надо сказать, что наличие цели, их разнообразие, а так же, оценка результата попаданий в цель является обязательным условием при обучении удара. Цель должна быть достижимой, но не облегченной.
Например, первая цель – попасть в ворота «по воздуху».
Надо сделать несколько ударов и определить расстояние, с которого мяч пересекает линию ворот по воздуху после самого хорошего удара. Это расстояние становится обязательно-минимальным. Первая задача, просто попасть в ворота по воздуху, но очень быстро вносим новую цель – определенная половина ворот. По мере того как количество «правильных» попаданий с этой «точки» превышает половину количества ударов, надо в торжественной обстановке «похоронить» старую точку (задача выполнена) и назначить новую. По мере совершенствования, цель нужно усложнять – попасть в четверть ворот, далее ещё более усложнить, чередовать «квадраты» сериями, потом через каждый удар и так далее.
Вы видите, что вариантов цели великое множество. Главное, переходить к новой цели надо, после того как результаты стабильно сохраняются после выполнения большого количества ударов. Если результат не достигнут, надо облегчить задание (сократить расстояние, взять облегченный мяч, сделать разметку для постановки опорной ноги и т.д.) и больше внимания уделить подводящим и подготовительным упражнениям. Повторюсь, Вы должны научиться «видеть» главную ошибку и/или главный недостаток, который в наибольшей мере мешает получить нужный результат и подумать каким способом их исправить. Цель неразрывно связана с результатом и его оценкой.
Ещё одно важное замечание. Если Вы видите ошибку (регулярно повторяющуюся) в исполнении технического действия, то нельзя на неё указывать. Например.
Игрок при ударе расслабляет голеностоп и берёт стопу на себя (вместо «жесткого» голеностопа и оттянутого носочка). Нельзя словами фиксировать ошибку (описывать), надо говорить о правильном исполнении удара. А ошибку подчеркнуть шуткой: Что это за «закорючку» ты мне изображаешь? И сделать подготовительные упражнения.
1.Игрок имитирует удар, и, пронеся ногу над воображаемой точкой касания мяча, ударяет Вам в подставленную ладонь. Стопа фиксируется на ладони в правильном положении. Следуют словесные подсказки «упрись пальцами в подошву, вытяни носочек» и т.п.
2.Игрок поднимает ногу с правильным положением стопы. Вы стараетесь согнуть стопу в голеностопе, а он «упирается-сопротивляется» давлению. А Вы словесно описываете его действия, поощряя сопротивление сгибанию. Так формируется ощущение жесткого голеностопа, которое потом перенесется на исполнение удара.
Помним.
Слова, не подкрепленные тренировочной работой – пустой звук.

Материалы статьи Вы можете обсудить или прокоментировать на форумах посвященных детско-юношескому футболу:

http://3-liga.ru/forum/index.php?board=5.0

http://www.football.by/forum/viewforum.php?f=43

Видео материалы смотрите здесь http://www.youtube.com/user/VideoTrainingVV#p/a

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Методика обучения футбольным техническим приемам. | Конеджер - Дневник Конеджер | Лента друзей Конеджер / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»